Русская линия | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 16.08.2010 |
Согласитесь, головной убор московских Патриархов всея Руси восхитителен. Его древняя овальная форма и белоснежный цвет, золотые вышитые херувимы говорят, что его обладатель — персона священная, облеченная властью управления от Самого Бога.
Белый московский патриарший куколь, как говорится в известном средневековом повествовании, пришел на Русь из царственного града Рима: стареющий благочестивый древний Папа перед кончиной решил было передать символ своей власти над Церковью константинопольскому Патриарху. Но тот, не уразумев сакральной ценности дара, отослал его назад, да еще и надругавшись над сей великой святыней.
И тогда кто-то посоветовал святому Папе подарить его некоему благочестивому архиепископу Великого Новгорода, что и было исполнено. Последний встретил дар с подобающей честью, лобызал его, обливаясь слезами. С тех пор и повелось, что новгородские владыки стали носить белый «римский» куколь. Потом новгородский архиепископ Никон, став Патриархом всея Руси, перебрался в Москву, и сделал сей куколь принадлежностью своего парадного облачения.
Однако, первый Рим пал от набегов варваров и отпал в латинство, второй Рим — Константинополь был захвачен османами, а Поместные Церкви разгромлены. А, вот, на Москве восстал православный Автократор — Самодержец, женатый на последней принцессе из Дома византийских Императоров. Поэтому на своих Царей и Патриархов московитяне стали взирать как на прямых наследников Римских Цезарей и Римского Первосвященника, а на свое Царство как на Третий Рим. Такова история происхождения и символика белого парадного куколя московских Патриархов.
Но, каким же образом символ Третьего Рима оказался на голове «патриарха киевского и всея Руси-Украины» Филарета Денисенко? Как человек, отлученный от Церкви Третьего Рима, позволил возложить на себя её церковный символ? Можно ли, по аналогии, представить себе Британскую Королеву с Датской или Испанской короной на главе? Разумеется, было бы лучше спросить об этом самого главу «киевского патриархата». Но он молчит, вероятно, не находя вразумительного объяснения своему поступку, наверное зная, что в древности киевские канонические предстоятели (напр., святитель Петр Могила) носили куколь черного цвета.
Восходя на трон «киевского патриарха» в чужой церковной короне, Филарет этим жестом недвусмысленно заявил о своем «праве» на московский Патриарший Престол: он стал украинским Лжедмитрием-самозванцем.
Где же разгадка ношения московского, но опереточного «патриаршего» куколя Филаретом Денисенко, сделанного под заказ его легендарной «единоутробной сестрой» Евгенией Петровной в киевском Флоровском женском монастыре накануне (!) выборов нового Патриарха РПЦ в Москве?
Если бы был жив психоаналитик Фрейд, то он, наверняка, увидел бы в этом «воровском» акте реализацию подсознательного жгучего желания Филарета стать московским Патриархом. Известно, что Филарету хотелось этого страстно, но, не вышло, сорвалось: он Патриархом Московским и всея Руси не стал. И тогда кошмар разочарования и личной обиды «на всех и на вся» был им утолен возложением на себя возжделенного куколя московских Первосвятителей, но… ценой моральной катастрофы, переоценки жизненных устоев, измены архиерейской присяге перед Богом, ценой ухода в киевский автокефальный раскол, ценой пребывания вне Церкви.
Собором православных епископов СНГ и других стран Филарет Денисенко, тогда еще запрещенный в церковном служении митрополит, был справедливо обвинен в безнравственном поведении, в краже церковной казны УПЦ, в совершении иных тяжких церковных преступлений, а затем лишен духовного сана и предан анафеме.
Фрейд наверняка бы тогда сделал финальный психоаналитический вывод: нелепый «Куколь Филарета», - это спасительная соломинка, трансформация человеческого «либидо» Филарета в идейный образ церковного московского белоснежного головного убора, как символа его «власти» над Москвой и как счастливый персональный «код» его «безгрешной» совести.
Но, это по Фрейду. Мы же придерживаемся несколько иного толкования: Филарет — это запутавшаяся в собственной сети жертва заокеанских геополитических игр и неуемных амбиций националистов местного разлива, и, как таковая, требующая к себе известной доли жалости со стороны гонимых им доныне (от собственного отчаяния и безвыходности), православных братьев и сестер из Русской Православной Церкви.
Мы также придерживаемся того мнения, что московский куколь на голове Филарета — это знак неотступной, гложущей его душу, тоски по Матери- Русской Церкви, которую он своеобразно, как собственность, но любил и от которой так безрассудно, по гордости и гипертрофированному эгоцентризму отвернулся, но которая терпеливо ожидает его покаяния и возвращения, хотя бы на пороге смерти…
http://rusk.ru/st.php?idar=43446
|