Русская линия
Русская линия14.08.2010 

Открытое письмо прихода храма Воскресения Христова в Кадашах мэру Москвы Ю. Лужкову

Многоуважаемый Юрий Михайлович!

Благодарим Вас за активное участие в разрешении затянувшегося спора о границах земельного участка, на котором расположен памятник федерального значения — храма Воскресения Христова в Кадашах. Под Вашим оперативным контролем недавно были утверждены научно обоснованные границы территории нашего выдающегося архитектурного шедевра, хотя ещё в апреле 2010 г. рассматривалось предложение об уменьшении территории памятника.

Данное событие вызвало большое удовлетворение не только у прихода храма, но и у культурной общественности нашего города, озабоченной состоянием нашего культурного наследия.

Всем хорошо известно Ваше деятельное участие в православном храмоздательстве и восстановлении церквей, как и других памятников. Православный мир помнит о Вашем судьбоносном решении о восстановлении храма Христа Спасителя. Мы надеемся, что Ваше внимание к Кадашевскому храму также поможет завершить наши усилия по сохранению и восстановлению как храма, так и его исторической среды во имя Божие.

Все культурные страны прилагают значительные усилия в сохранении своего исторического наследия. Нельзя не заметить, что кроме общеисторического значения, подобные объекты оказывают влияние на развитие туристической инфраструктуры города.

Одним из таких объектов в охранной зоне Кадашевского храма и в непосредственном примыкании к его территории, является «Дом дьякона». Это двухэтажное здание начала ХIХ века, которое его последний владелец — купец Павел Пирогов — завещал приходу на вечное поминовение, и с конца ХIХ века оно неразрывно связано единой исторической судьбой с нашим храмом.

Здание внесено в дополнительный список памятников, и вместе с тем оно имеет уникальное религиозное значение для православных христиан: это единственный в Москве (и вероятно, во всей России) дом, в народном наименовании которого исторически закрепилось уважительное отношение православных людей к церковной иерархии, начиная с ее первой ступени — дьяконского чина. Даже само место со двором, где находится дом, называлось «Дьяконовка». И именно с этим наименованием — «Дом дьякона» — патриарх Алексий II поставил вопрос о его возвращении Церкви в письме к Вам еще в 1992 году.

Уважаемый Юрий Михайлович, позвольте уверить Вас, что «Дом дьякона», как и другие старые здания охранной зоны храма, вовсе не являются ничтожными руинами, портящими вид города, как Вас пытаются убедить, возможно, не вполне подготовленные люди.

Согласно Пункту 1 статьи 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся «объекты недвижимого имущества … представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Разве не ясно, что именно как несомненный свидетель своей эпохи, как памятник градостроительства в Кадашевской слободе, как памятник развития социально-культурных отношений общества и Церкви «Дом дьякона» ценен для нас и наших потомков?

При таких обстоятельствах мы были разочарованы, узнав, что вместо передачи Русской Православной Церкви «Дом дьякона» оказался в черте застройки коммерческого центра. К сожалению, значительная часть этой исторической зоны уже безвозвратно снесена, и здесь приходится усматривать причины, выходящие за рамки хозяйственных интересов. Но неопровержим тот факт, что никакие коммерческие выгоды не могут являться оправданием для уничтожения культурных и исторических памятников России.

Приход храма вместе с общественностью отстаивает неприкосновенность и целостность исторической охранной зоны Кадашевского храма, в том числе и «Дом дьякона».

Со стороны коммерческой структуры — ООО «Торгпродуктсервис», осуществляющей застройку, звучат агрессивные, антицерковные высказывая, сопровождаемые действиями, направленными на разжигание религиозной вражды. Мы, к сожалению, имеем основания считать, что «инвестор» пользуется содействием городских властей в умышленном уничтожении православного памятника, что воспринимается как недружественный акт в отношении всей Православной Церкви.

Мы неоднократно требовали сохранения здания, как исторического памятника, составляющего часть комплекса храма и Кадашевской слободы и находящегося на охранной зоне церкви. Мы указывали и на его общее культурно-историческое значение, и на его особое значение для прихода, как здания, переданного на вечное поминовение в соответствии с верой и традициями православных христиан. Это хорошо известно «инвестору». «Инвестору» предлагалось осуществить замену участка на равноценный в другой части города, а также, в самое последнее время, предлагалось выкупить здание через Правительство Москвы. Наши предложения не были приняты. Свои намерения «инвестор» упорно и последовательно осуществляет, несмотря на немалые затраты на пробивание заведомо незаконных согласований, несмотря на то, что ему пришлось, всё же, отказаться от своих крайних намерений по застройке храма 6-ти и 8-ми этажными зданиями. Ещё в советское время подобные обстройки храмов определялись, как «моральное убийство», которое преднамеренно совершалось в тех случаях, когда власти не могли физически уничтожить тот или иной храм.

Первый натиск на «Дом дьякона» с целью его ликвидации не случайно был осуществлен 4 декабря 2003 года: это день одного из важнейших праздников Православной Церкви — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда остановить полное уничтожение здания удалось только чудом. Но с тех пор «инвестор» систематически совершает действия по незаконному уничтожению строения по схеме: начинается уничтожение дома, через несколько дней выходит запрещающее постановление, снос прекращается; затем, через некоторое время вновь начинается снос, вновь выходит запрещающее постановление, снос останавливается и т. д. На последнем этапе в июне сего года уже никаких запрещающих постановлений не было, и остатки «Дома дьякона» защитила московская общественность, единодушно выступившая против незаконного строительства. Тем не менее, в настоящее время приходу стало известно, что «инвестор» намерен довести дело уничтожения здания «Дома дьякона», как и всей окружающей храм исторической среды, до конца.

Поэтапный снос «Дома дьякона» является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Её исчезновении.

Вы, несомненно, согласитесь, что гонение на Православие в советский период принесло неисчислимые бедствия и утраты для нашего народа и для государства: это, прежде всего, развал моральных устоев, прямо изменяющий состояние разума. Упадок морали повлёк и демографический провал, и культурную деградацию, и распад страны и прочее. Вот и душащие нас пожары в немалой степени вызваны легкомысленно недоработанной эксплуатацией торфяных болот «покорителями природы» несколько десятилетий назад. Многие (хотя и не все) это поняли. Поэтому поклонники ленинско-сталинской советской антирелигиозной политики в России и в СНГ не имеют возможности в настоящее время осуществлять массовое уничтожение православных храмов и учреждений Церкви, но они нередко пытаются всеми доступными им явными и неявными способами ослабить и унизить Православную Церковь. Не зная ни Православия, ни русской истории, некоторые публично заявляют, вполне в духе 20−80-х г. г. ХХ века, что само принятие Православия для России было, ни много, ни мало, «величайшей трагедией» (В.Познер в интервью курганскому журналу). Такие заявления — прямая клевета на Православную Церковь. Но очевидно, в прямой связи с подобными заявлениями стоит и стремление уничтожить «Дом дьякона». Это намерение расценивается нами как одно из пробных знаковых действий, от успеха которых зависит последующий рост натиска на Православие, начиная с православной культуры. Откровенный вандализм разрушительных акций в Кадашах (и не только здесь), немыслимый ни в одной европейской стране и порождающий вражду и разделение в обществе, достаточно свидетельствует о той «пользе» для общества, которую следует ожидать от подобных «инвесторов», «спасающих» Россию от Православия, в дальнейшем.

Мы категорически протестуем и будем возражать против любых антихристианских выступлений в какой бы то ни было форме и требуем уважения к нашим религиозным убеждениям.

Во исполнение Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О свободе слова и религиозных объединениях», Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», мы просим Вас остановить уничтожение «Дома дьякона», обязать ООО «Торгпродуктсервис» за свой счёт восстановить «Дома дьякона» в своем историческом виде и передать его приходу для использования в церковных целях.

Я уверен, досточтимый Юрий Михайлович, что Вы с полным пониманием отнесётесь к назревшей серьезной проблеме и разрешите её в интересах толерантного сотрудничества Церкви, культурного сообщества и возглавляемой Вами администрации нашего города.

С искренними пожеланиями помощи Божией во всех благих делах,

Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах
Протоиерей Александр Салтыков


http://www.kadashi.ru/news/2010−08−10.html

http://rusk.ru/st.php?idar=43442

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru