Русская линия | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 14.08.2010 |
Член синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) на страницах своей епархиальной газеты «Православный собеседник» рассказал о своём видении основного пути уврачевания «автокефального» раскола на Украине. Широко известно, что архиепископ Ионафан — принципиальный сторонник административно-канонического единства УПЦ с московским патриаршим Престолом.
Я не отношу себя к сторонникам придания УПЦ нового качества — статуса автономной Церкви, поскольку он может существенно сузить её нынешние реальные права широкой автономии. В частности, Украинская Церковь реально может лишиться права избрания своего Предстоятеля: последний уже не будет тогда напрямую избираться украинским епископатом, но будет поставляться в Киев исключительно одним благословением Святейшего Патриарха нашей Матери — Русской Церкви.
Одновременно я являюсь принципиальным противником предоставления УПЦ автокефального статуса, ибо, в таком случае, и Ваш собеседник, и Вы, и весь Народ Божий в Украине будут лишены чести пребывания под омофором Святейших Патриархов Московских и всея Руси, равно они будут лишены и прямой его защиты и покровительства.
К тому же ныне многие в Украине убеждены, что в условиях нестабильной политической и конфессиональной ситуации, проявлений национализма и языковых ограничений, «искомая» Автокефальная Украинская Православная Церковь станет лабораторией для дальнейших бредовых «объединительных» или разъединительных проектов, послушным инструментом безответственных политиков, лёгкой добычей для зубов харизматических миссионеров-иноверцев и, что особо прискорбно, «полигоном» для возникновения самых экзотических новейших расколов по национально-историческому или культурному признаку, «диким полем» для длительных гражданских междоусобиц".
Существующий статус УПЦ, как свободноуправляемой региональной Церкви, обладающей широкими правами автономии внутри Московского патриархата, вполне комфортен для епископата УПЦ и абсолютно достаточен для самоидентификации украинцев как православной нации.
Самоуправляемый статус УПЦ внутри Московского матриархата был утверждён чрезвычайным Поместным Собором РПЦ 2009 года, его поддерживает подавляющее большинство украинского канонического епископата. Можно по пальцам одной руки пересчитать тех, кто искренне желал бы изменить наш статус в пользу автокефалии.
Предоставление внутренней автономии УПЦ и другим местным Церквам в странах СНГ и Балтии, воссоединение с РПЦ самоуправляемой РПЦЗ, — все эти процессы кардинальным образом изменили некогда «железобетонную» монолитную структуру Московского Патриархата. Из Церкви «имперской» Московский патриархат ныне превратился в Церковь поистине соборную, скрепленную узами молитвенно-евхаристического общения её свободных членов; в Церковь, созидаемую на началах глубокого уважения многообразия культур народов, составляющих единое Тело Христово на всей его канонической территории.
В новейших исторических условиях соборного бытия Московского патриархата неимоверно высоко возросла роль и значение Предстоятеля Русской Православной Церкви как гаранта её внешнего и внутреннего соборного единства.
Вдохновителем процесса возвращения к соборности стал в свое время Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (Гундяев), председатель ОВЦС, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Именно ему Господь судил впервые озвучить в Священном Синоде РПЦ идею об образовании внутри Московского патриархата независимой в своём управлении Украинской Православной Церкви.
Возврата к «тоталитарному» прошлому в РПЦ уже не будет. В национальных региональных церквах, при наличии строжайшей канонической дисциплины и послушания единым каноническим структурам Московского патриархата, выросло новое поколение Иерархов, которое, вкусив сладкие плоды духовной свободы, дарованные Священноначалием Русской Церкви, уже не будет готово принять иные модели её административного устройства и управления. Такова на сегодня реальность и не считаться с ней уже и поздно, и неразумно.
Приходиться иногда слышать, что якобы «где-то и кто-то» готовит, своего рода, «цветной переворот», в частности, отмену самостоятельного поставления епископов в УПЦ. Думается, это из области пустых страхов и фантазий на вольную тему. Не трудно понять, что именно этот пункт в уставе УПЦ, как ничто иное, подтверждает её самостоятельность и независимость в управлении.
Самостоятельность и независимость в управлении — фундамент УПЦ, то её каноническое качество, которое привлекает в её ряды сторонников «автокефального» раскола. То, с чем вынуждены считаться и украинские политики. Самостоятельность УПЦ в составе Московского Патриархата — это основной аргумент в дискуссиях с оппонентами о путях преодоления раскола на Украине.
Без канонической самостоятельности и независимости в области внутреннего управления УПЦ МП будет похожа на красивый фантик без конфеты.
К счастью, Святейший Патриарх Кирилл, будучи на Украине, как-то заявил, что обратного хода в отношении дарованных канонических самостоятельных прав УПЦ — не будет.
Конечно, ошибки в подборе местных кадров могут быть и в церковной среде. Однако, правильный порядок соборного отбора кандидатур на церковные должности, как правило, сводит их к минимуму. Если же когда-либо и станет востребована некая корректировка этого порядка, так это внесение в Устав УПЦ формальной нормы, скрепляющей каноническое единство всего Епископата РПЦ — нормы о преподания благословения, духовного напутствия Святейшим Предстоятелем РПЦ свободно избранному украинским епископатом кандидату на кафедру, как это имеет место при избрании Предстоятеля УПЦ.
Подобная каноническая практика имеет своим основанием Священное писание, согласно которому «меньший» без всякого прекословия должен благословляться «от большего». Такая «библейская» практика существует и при поставлении Предстоятеля и новых архиереев в РПЦЗ, а также в некоторых автономных Церквах Константинопольского Патриархата и других Поместных Церквей.
Настойчивая терпеливая помощь всем православными, находящимися вне общения с Церковью на Украине в осмысление и восприятие ими церковно-канонической и фактической самостоятельности УПЦ МП, является кардинальным путём преодоления «автокефального «раскола и его последствий на Украине, хотя и долгим, и трудным. Вполне допустимо, как «рабочая» версия, образование церковных округов для присоединившихся к УПЦ из раскола со своим особым устройством внутренней жизни. Прочие же спорные вопросы (крещение, напр., в расколе) можно будет решать к пользе Церкви по самому широкому снисхождению — канонической икономии.
Информационный отдел Тульчинской Епархии УПЦ
http://rusk.ru/st.php?idar=43440
|