Русская линия | Василий Степанов | 06.08.2010 |
Бродя по просторам Интернета, я случайно наткнулся на знакомые с детства обложки научно-популярных журналов, бережно отсканированных чьей-то заботливой рукой. Вот они мои дорогие, некогда зачитанные до дыр «Юный техник», «Юный натуралист», «Знание — сила», «Техника и молодёжь», позже — «Наука и Жизнь», «Наука и Религия». Именно они питали моё юное воображение, звали к звёздам и покорению морских глубин, доступным и интересным языком рассказывали о строении клетки и азах квантовой физики, об устройстве радиоприёмника и строении галактик, тем самым в непосредственной форме заполняя багаж общих знаний о мире. Этот багаж я чувствую за своими плечами до сих пор.
Увидев знакомые обложки, я чуть было не прослезился, то ли от ностальгии, то ли от обиды за теперешних пацанов, большинству из которых сегодня вряд ли объяснить истинную радость познания. Впрочем, они в этом абсолютно не виноваты, дело в том что эстетика научного познания хоть и присуща человеку от рождения, иначе ещё в младенческом возрасте он не тянулся бы ручками ко всему, что можно пощупать, но, тем не менее, требует системности и своего рода интеллектуальной прививки. Проще говоря, в доме, где растут дети, особенно мальчики, на полу, на диване, на кресле должны валяться научно-популярные журналы. Именно валяться, а не лежать на полках мёртвым грузом, символизируя интеллектуальный потенциал семьи. Потому что, когда литературные творения валяются в ареале естественного обитания человека, то это значит, что их читают, это значит, что в них есть какая-то ценность. Маленькие дети это особенно чутко чувствуют. И не страшно, что красивые журналы будут порваны, изжёваны и исчерканы каракулями, каракули на полях — это первые формулы и первые рукописи будущих учёных, писателей, инженеров. Вероятно, первый стимул к познанию зарождается с мечты маленького человечка прочесть, когда вырастит, то, что жевал в младенчестве, утянув маленькой ручкой с папиного дивана. И будьте уверенны, если уж такая мечта зародилась — она непременно исполнится, зачавшись ещё в младенчестве, инстинкт познания станет надёжной опорой в дальнейшем обучении, а вот обучение без мечты вряд ли принесёт достойный плод.
К сожалению, сегодня в редкой семье можно встретить научно-популярный журнал, тем более читаемый, как было написано выше, на диване, на кресле, на полу. А уж о трёх или пяти журналах, которые в своё время выписывали мои родитель для моего развития и речи не идёт. Причин тут несколько: первая из них — резкое сокращение тиражей научно-популярной литературы и как следствие — увеличение цены одного номера; причина вторая — недофинансирование науки и, в частности, просветительской деятельности; причина третья — массовое закрытие и недофинансирование библиотек, обеспечивавших в советское время основную подписку. Но самая главная причина в другом — мы перестали думать о своём будущем, забывая о том, что через 10−20 лет нам в это самое будущее нам придётся войти, и там нас будет ждать пустота. Экономический и промышленный потенциал государства зависит от способности его общества, главным образом молодёжи, творчески и созидательно мыслить, быть технически образованной, уметь ставить цели и добиваться их достижения. То есть судьба государства неразрывно связана с судьбой науки. В свою очередь полюбить науку без популяризации невозможно в принципе, а без любви не может быть полноценного образования и тем более ценных открытий. Поэтому, господа родители, кровь из носа, а два-три научно-популярных журнала своему ребёнку выпишите обязательно, причём как можно раньше, иначе деньги, которые вы позже будете платить за его обучение, никогда не возвратятся.
Есть ещё одна причина, по которой тиражи научных изданий неуклонно снижаются — это привычка считать других глупее себя. Спросите у любого продавца, почему в его ассортименте нет, к примеру, журнала «Техника и молодёжь». Наверняка услышите ответ: «А кто его будет читать? Молодёжь стала не такой, как мы.» — Ошибаетесь, будет читать и будет покупать, современная молодёжь потенциально не глупее своих мам и пап, ей надо только дать возможность сделать правильный выбор, которого сейчас в издательской торговле, увы, нет. Нельзя полюбить вино, не попробовав его вкуса, так и науку невозможно полюбить, не прочтя о ней в популярном изложении. Разница только в том, что от избытка вина бывают проблемы, а от знаний — только польза.
Главная ценность научно-популярной литературы в том, что она: во-первых — позволяет преодолеть страх перед большой наукой, как чем-то недостижимым и невероятно сложным; во-вторых — рассказывая простым языком о сложном, позволяет охватить широкий пласт знаний, тем самым, давая молодому человеку понять, что именно его интересует и к чему предрасположен его ум и сердце; в-третьих — даёт первоначальную тягу к знаниям, о которой писалось выше, раскрывает красоту логики, системы и в целом науки.
Господа депутаты, господа члены правительства, деловары и деловарцы, ВЕРНИТЕ МОЛОДЁЖИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ! Не дайте мозгу нации засохнуть.
http://rusk.ru/st.php?idar=43350
|