Русская линия
Русская линия Сергей Зирин03.08.2010 

Нарвское Знаменское кладбище
Краткий исторический очерк

«… Идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная»
Кондак, глас 8, из поминального чинопоследования

Ивангородское кладбище расположено на Ивановской горе-взгорье к востоку от Ивангородской крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было стёрто с лица земли.

Сведений о точном времени появления здесь кладбища пока обнаружить не удалось. Старожилы рассказывали, что встречали здесь каменные плиты, датированные XVII веком, но при тщательном обследовании погоста обнаружить их не удалось. В ходе нашего исследования территории погоста самым старым захоронением на сегодняшний день признана могила конца XVIII века со следующим текстом на гранитной плите:

«Здесь погребен сын, тело, прах имянитаго гражданина Антипа Долговского отрока Иоанна 15 лет, скончавшегося 1797 года и младенцев Петра, Любви, Иоанна, Александра и Анны».

Нарвское Знаменское кладбище

Это захоронение расположено рядом с могилой потомственного, почётного гражданина г. Нарвы купца Филиппа Яковлевича Пантелеева (†1916) неподалёку от входа в прикладбищенскую церковь.

Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Великой во второй половине XVIII века, когда при эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году, Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах. Вследствие этого погосты выносились за городскую черту. Тогда в Нарве появились два кладбища: Нарвское Сиверсгаузенское (Сиверское) лютеранское и Нарвское [Ивангородское] православное. Кладбище было приписано к приходу Нарвской [Ивангородской] церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским», так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящее кладбище было учреждено как кладбище Нарвского Военного гарнизона, позже оно было упразднено и организовано как общегородское православное для русской части жителей Нарвы.

В 1856 году нарвский купец Павел Иванович Орлов построил на свои деньги кладбищенскую часовню в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1858—1859 гг. он перестроил её в церковь. С этого времени кладбище также обиходно именовалось Петро-Павловским, или Нарвским [Ивангородским] православным.

В 1858−59 гг. П.И. Орлов оплатил постройку кладбищенской каменной ограды и ворот. Автор проекта храма и ворот архитектор В.К. Рейер (ученик известного российского архитектора К.А.Тона, по проекту которого, в частности, был построен храм Христа Спасителя в Москве). Ворота и каменное ограждение частично сохранились до наших дней. Каменная кладбищенская лестница с металлическими поручнями имеет зримое сходство с монастырской лестницей 1877 года на острове Валаам.

По некоторым сведениям в июле 1881 года прикладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На убранство храма и утварь жертвовали горожане, в частности, можно отметить серебряное паникадило — подарок барона Л. Штиглица, дискос и братину — дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. С 1920-х гг. в православных Нарвских приходах возникли разногласия в среде священнослужителей и мирян о праздновании Пасхи по старому или по новому стилю. В 1925 году группе Ивангородских прихожан отстаивавших дедовские каноны, предоставили кладбищенскую церковь для совершения богослужений по старому стилю. В начале 1931 года все остальные православные приходы Нарвы перешли на празднование Пасхи по новому стилю.

В 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя (до наших дней сохранились руины стен).

Ивангород обиходно, в просторечие назывался «Русской Нарвой», «Ивановской стороной», «Ванькиной деревней». Саму же Нарву, русские жители именовали «Немецкой Нарвой». Городские привилегии были пожалованы шведским королем Густавом Адольфом II в 1617 году. В 1645−46 гг. королевой Кристиной был лишен статуса и включен в состав г. Нарвы. Повторно городской статус получил лишь в 1954 году.

Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в духовном завещании о захоронении своего праха в русской земле на Ивангородском погосте. По воспоминаниям старожилов описываемая территория к первой половине XX века представляла помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов. Скорбящий ангел в 1980-х годах был украден, остался лишь камень-валун, служивший его основанием, а гранитные надгробия ныне подвергаются актам вандализма. Здесь на фамильной площадке весной 1925 года был похоронен, скончавшийся в Таллине, руководитель придворного хора и оркестра (1897−1917) композитор (в частности, написавший музыку к известному романсу «Занесло тебя снегом Россия…») генерал от кавалерии К.К. фон Штакельберг (1848−1925). Надгробие не сохранилось.

Нарвское Знаменское кладбище

Многие часовни и склепы, представлявшие художественную и историческую ценность уничтожены. Встречаются площадки, на которых полностью утрачены могильные памятники. Несмотря на значительный урон, нанесенный исторической части кладбища, до наших дней сохранились церковь, некоторые часовни-склепы и многие каменные надгробия.

Важно отметить сохранность могил священника Александра Волкова (†1919) убитого красноармейцами и причисленного к лику Святых Новомучеников Российских Синодом РПЦ 26 декабря 2001 года; Архиепископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова) (†1929; останки перенесены весной 2006 года в Эстонию и перезахоронены на погосте Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря); широко известного в Европе, замечательного русского ученого, профессора Петербургского и Тартуского университетов Михаила Анатолиевича Курчинского (†1939); военного священника Анатолия Лебедева (†1881) 8-го гренадерского полка, участника Русско-турецкой кампании 1877−1878 гг., оставившего после себя дневник похода (опубликован в 1878); участников Отечественной Войны 1812 года, Георгиевских Кавалеров, офицеров Русской Императорской Армии; двух сыновей известного композитора И.Ф. Архангельского и многих других благородных людей, заслуживающих вечной памяти и покоя, как и всех здесь лежащих. Несмотря на утрату некоторых текстовых табличек, точные месторасположения захоронений некоторых именитых россиян удалось сохранить.

В годы 1-й Эстонской республики (1918−1940) была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви.

Кладбище было закрыто в 1976 году. В 1991 году в виде исключения городскими властями было дано разрешение на подхоронение в могилы родных праха Марии Дмитриевны Капраловой.

Панихида на Русском военном кладбище, где захоронены воины Северо-Западной армии, погибшие в 1919-20 гг. от ран и тифозного мора

Предметом пристального внимания для изучения кладбища историками-некрополистами явилась первая половина 1990-х гг. Так в 1991—1992 гг. доцентом Нарвской высшей школы (ныне доктор философии) Ю.П. Мальцевым (Таллин) и группой студентов была предпринята опись сохранившихся захоронений (фактически было описано всего лишь около 400 могил). Наиболее полная опись сохранившихся захоронений (с эпитафиями и тестовыми табличками), насчитывающая более одной тысячи могил, завершена братьями Ямбуржского Михаило-Архангельского братства в октябре 2004 года.

В середине 1980-х годов городскими чиновниками всерьёз обсуждался вопрос о сносе старого кладбища и устройстве на его месте парка. Но эта дикая идея не нашла поддержки, поскольку вероятность общественного взрыва была слишком очевидна. Многие родственники усопших чтят память своих близких, осуществляя постоянный уход за их могилами. Ежегодно накануне Пасхи из Нарвы в Ивангород приезжает несколько автобусов с потомками тех, чьи родственники здесь похоронены.

Важно отметить, что настоящее кладбище невольно превратилось и в воинский мемориал, на его территории располагается братская могила воинов павших за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. На мраморных плитах выбито 43 фамилии, причём значительная часть погребённых здесь павших воинов остаются безымянными.

В последние годы посещаемым местом, где исполняются священнослужителями поминальные требы и возлагаются современниками венки, является Русское братское захоронение жертв Гражданской войны 1918−1920 гг. Здесь упокоилось в 1919—1920 гг., по различным оценкам исследователей, от двух до четырёх тысяч солдат, офицеров, сестёр милосердия, военврачей, военных чиновников, военнослужащих Северо-Западной Армии генералов Н.Н. Юденича и А.П. Родзянко. Лишь недавно в ходе архивных изысканий удалось установить данные примерно на 276 военнослужащих СЗА из тысяч погребенных здесь русских воинов и беженцев. Среди них, скончавшийся от тифа и похороненный здесь в братской могиле родной правнук А.С. Пушкина (по материнской линии) и внучатный племянник Н.В. Гоголя (по отцу) поручик артиллерии Владимир Николаевич Быков (†24.12.1919).

Потомки упокоившихся здесь российских граждан проживают, как в России, Эстонии, так и в дальнем зарубежье. Не так давно кладбище посетили граждане Германии. Настоящая братская могила (точнее сказать братское кладбище) уникальна ещё и тем, что фактически является единственным братским захоронением белых воинов с сохранившимся первозданным памятником 1936 года и первоначальным оформлением небольшой протяжённости могильного рва на территории бывшего Советского государства. Братское захоронение также не избегло актов вандализма.

Старое кладбище посещают иностранные туристы, в частности, из Германии и Англии. С XIX века в Ивангороде существовала небольшая английская колония, некоторые представители которой нашли здесь последний приют.

Пик волны разграбления могил и глумления над прахом покойных пришелся на 1980−1990-е гг. на время слома советской государственной формации и в нагрянувшее безвременье вседозволенности и крушения моральных и нравственных основ, когда значительная часть граждан лишилась своего прежнего социального статуса.

Вандалы и грабители настолько обнаглели, что даже украли (вывезли!) бронзовый ангел с фамильной площадки баронов Штакельберг. В крипте (нижний храм, склеп) прикладбищенского храма Св. Первв. Апостолов Петра и Павла осквернена усыпальница купцов Орловых. Вывороченные из бетонного пола металлические гробы с их останками взломаны и брошены. Представители семейства Орловых являлись в свое время щедрыми благотворителями и радетелями о нуждах бедных, увечных гражданах и их детях. Сам же храм обращён в отхожее место! На церковных дверях начертан знак сатаны: перевернутая пятиконечная звезда, двумя остриями вверх, в круге. На стене храма недоразвитыми подростками намалёвано краской приветствие на английском языке с ошибкой: «Добро пожаловать в ад!» и кощунственный восторг к похоти. На крестах и надгробиях захоронений часто можно встретить начертанные краской сатанинские символы «666», «ад», нацистской свастики, языческих символов… Некоторые местные жители и священнослужители склонны считать, что в городе орудует шайка сатанистов.

Индивидуальные захоронения, расположенные в радиусе кладбищенского храма, как правило, представляют собой склепы, устроенные на уровне земли и не видимые глазу, что по принятому табелю о погребении усопших в Императорской России означало захоронение по 1-му разряду. Сроки сохранности подобного склепа, при условии ухода за ним, могут достигать 100 лет и более. Сегодня важно отметить наличие провалов в кирпичных сводах склепов. Эти провалы притягивают всё тех же мародеров.

Так своды склепа, где был погребён почётный гражданин г. Нарвы, генерал-лейтенант Н.А. Яфимович (†1906), давшие осадку, привлекли внимание чёрных следопытов, которые проделали лаз в склеп. Четыре раза подвергалось осквернению захоронение генерала, в результате этим нелюдям удалось вскрыть дубовый фигурный гроб боевого офицера и надругаться над его останками. Все четыре раза, автор данного очерка, с единомышленниками спасал могилу командира Лейб-Гвардии Драгунского полка, собирая останки участника Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. (фаланги пальцев, берцовые кости) с поверхности, укладывая их обратно в могилу, и закрывая лаз бордюрной каменной плитой. В июне 1997 года представителями Ямбургского братства во имя Св. Архистратига Божия Михаила (совр. Кингисепп) и юными разведчиками 38-го отряда ОРЮР имени генерала М.Г. Дроздовского (СПб) на могиле русского офицера (взамен ранее разбитому беломраморному) был воздвигнут деревянный, общехристианский крест. Через два года, неизвестными злоумышленниками крест был выкопан и уложен основанием в разведенный у церкви костер. Крест подвергается и иным надругательствам, но периодическими посещениями и уходом водружался на прежнее место. Летом 2004 года крест был сломан, а фрагменты его брошены в склепе купцов Орловых.

По фактам осквернения могилы местным криминальным отделом милиции предпринималось расследование, но, к сожалению, в продолжение следствия нам было отказано. Регистрация заявлений в Книге происшествий Ивангородского ОВД: N280, Апрель 1997; N963, от 27.11.1997. Извещение Ивангородского ОВД об отказе в продолжение расследования по факту осквернения могилы (Дело N103/5038, закрыто 09.12.1997).

В разрушенной часовне-склепе семейства Цветаевых под вскрытым полом устроена свалка извлечённых из земли черепов и других человеческих останков. Здесь вместе с родными упокоился в свое время уважаемый и известный православный священник. Давно разграблена и осквернена часовня-склеп семейства Лаврецовых; редких по благородству души благотворителей. В Нарве и по сию пору представлена коллекция картин из их частного собрания, переданная при их жизни в дар городу. В подвальном помещении часовни вперемешку с берцовыми костями устроена свалка мусора. Верхний же этаж часовни используется по тому же назначению, что и прикладбищенской храм. Учёные Эстонии и общественные организации высказывают намерение помочь в деле восстановления часовни Лаврецовых, в случае придания кладбищу статуса Некрополя или открытия такового.

Не менее горестную картину являют и могилы воинов сражавшихся с нацистами. К примеру, надгробие лейтенанта С.В. Давыдовского (1921−1949) подвергалось осквернению несколько раз, в последнем случае на памятнике нарисовали нацистскую свастику и опрокинули его. У надгробия подполковника, кавалера шести боевых наград К.Э. Китто (1898−1962) сломано навершие памятника. В удручающем состоянии и иные могилы участников Великой Отечественной войны.

Летом 1996, 1997 и 2003 гг. членами военно-исторических клубов и молодежных организаций (Москва, СПб, Кингисепп) были проведены восстановительные работы и обихожены могилы и братские захоронения воинов Русской Армии.

В настоящее время погост являет ужасающую картину разгрома надгробных памятников и глумления над человеческими останками. Следствием бесхозности важно отметить и не полностью устранённые последствия прошлогодних летних ураганов. Поваленные во множестве старые деревья не все убраны и по сию пору. Обыденным на кладбище стал выгул собак, распитие спиртных напитков, проведение молодежных посиделок. Местный погост облюбовали бомжи, устраивая летом шалаш у внутренней стены каменного ограждения. Дошло до того, что зимой 1998 года отец здесь учил сына стрелять из пистолета системы «ТТ» («Время», газета, Кингисепп, 1998, 18 февраля). На некоторых металлических крестах можно видеть следы от пуль. Старожил П.П. Июдин рассказывал мне, как он палкой гнал молодую пару, решившуюся… совокупиться между могил.

На сегодняшний день на данном кладбище снесены все (!) кресты (навершия) каменных памятников и нанесён различный урон их основаниям. К счастью, сохранились в основном многие старые захоронения с каменными саркофагами конца XVIII начала XIX веков и многие кресты, представляющие несомненную историческую и художественную ценность, брошенные рядом или неподалёку от надгробий. При возобновлении работы кладбища или придания ему статуса Некрополя, восстановление многих исторических памятников представляется вполне осуществимым делом.

Осенью 2003 года были обнаружены новые подкопы в склепы конца XIX начала XX вв. Также отмечены свежие следы актов вандализма. Например, сломан чугунный крест на могиле учителя Нарвской гимназии (жителя Ивангорода) К.Е. Пшеницына (†1935). Покойный являлся талантливым астрономом, неординарные, яркие способности в данной науке проявил после окончания Петербургского университета, но, не смотря на горячие уговоры профессуры остаться и продолжить научную деятельность, вынужден был, по причине сложного материального положения семьи, устроиться на преподавательскую работу в Нарвской гимназии. В Нарве он снискал уважение и известность, как общественный и церковный деятель.

Видя безразличие властей, и уверившись в своей безнаказанности, мародеры и вандалы добрались до воинского мемориала, расположенного слева при въезде в Ивангород со стороны Кингисеппа. В ноябре 2003 года был осквернён памятник на могиле воина Александрова, погибшего смертью храбрых в Чечне («Время» 26.11.2003).

Как здесь не вспомнить слова из письма старого русского эмигранта, осведомлённого об ужасающем состоянии российских кладбищ: «Я хочу Вам рассказать о Русских военных кладбищах Первой Мировой войны. Одно лежит, можно сказать, теперь в городе [г. Эннс, Австрия]. Там похоронено более 3000 русских солдат (военнопленных), там построена маленькая часовня и стоит памятник, сделанный русскими офицерами для своих товарищей с православным крестом. Каждый год там служится панихида. Почему я об этом пишу? Просто потому, что, несмотря на то, что вокруг находятся жилые дома и различные фирмы, никто его не разрушил. Несмотря на то, что цены на квадратный метр земли в таком месте громадные!

И вспомнил я, как мне писали мои знакомые из России, где на кладбищах строят дома или футбольные площадки, разрывают могилы наших предков, ища драгоценностей, или, чего-то другого. И в себе подумал, какое счастье в беде человеческой имеют здесь умершие! Никто их сон смертный не тревожит, спят эти богатыри далеко от своей Родины. Несмотря на то, что люди, которые живут вокруг, были, когда-то, их врагами…".

Французский генерал и политический деятель Шарль де Голль в свое время сказал: «Народ, который забывает своих мёртвых, недостоин даже упоминания!».

Неужели мы дошли до такой критической черты?..


Источники и литература:

1. Абисогомян Роман. Краткие биографические сведения о некоторых генералах Русской Армии, проживавших в Эстонии 1920−1930-х г. г.- В кол. сб-ке Трудов Русского исследовательского центра в Эстонии. Выпуск 3-й. Составитель проф. В.А. Бойков. Таллин. 2004. С.179−197. Здесь. С.186−189; Письмо Р.А. Абисогомяна — С.Г. Зирину (2006).

2. Александров К. М. Юные разведчики восстанавливают могилы Белых воинов // «Православная Русь», 1997. N14 (РПЦЗ). Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США; Русский Скаут // «Новый Часовой», N8−9, СПб Университет. 1999. С.451; Русский Разведчик.- Там же: N10/2000. С. 399.

3. Архангельский В. И. — С.В. Никитину. Письмо от 01.02.2003. Таллин.

4. Бачманов П. М. «И мое сердце болело мне!..» // «Имперский Вестник», N64, 2003. С.6−9.

5. Бойков В. А. Общественно-политические взгляды М.А. Курчинского: в кол. сб.: Русские на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее.- Таллин, РИЦЭ, 2000. С.60−67.

6. Валаам. Фотоальбом.- Л., 1986. Б.с.

7. Викарии Нарвские и Ямбургские: Нарвское викариатство (1887−1945) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25-й, 2001. С.45−46.

8. Гроссен Г. И. (Нео-Сильвестр) Агония Северо-Западной Армии. (Из тяжелых воспоминаний) // «Историк и современник». Т.5, Берлин, 1924. С.132−167; В сокр.: Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, выпуск 25-й, 2001. С.144−153, ил.

9. Зирин С. Г. Восстановление // «Время» (Кингисепп), газета, 1997, 5 Июля; И вновь «черные следопыты» — Там же: 1997, 19 Ноября; Смена белых поколений // «Наша Страна», газета, 1998, N2485−2486, 28 Марта (Буэнос-Айрес, Аргентина); Надо спасать могилы Белых Воинов — Там же: 1998. N2489−2490, 25 Апреля; Цветы и ненависть // «Время», 1998, 15 Августа; Списки жертв Нарвской катастрофы 1919−1920 гг. // Белое Дело в Гражданской войне в России 1917−1922 гг. Материалы научной конференции.- М., «Посев», 2005. С.293−308; Крестный Марш. Поиск и восстановление захоронений воинов Армий Белых Фронтов.- В кол. сб. Белое Движение на Северо-Западе и судьбы его участников. Материалы второй международной научно-исторической конференции в Пскове. Составители О.А. Калкин, Н.А. Горбачев: Псков, 2005. С.198−250; Некрополь северо-западников на территории современной России // «Михайлов День 1-й». Журнал Исторической России, Ямбург, 2005. С.15−39; Некрополь Русской провинции. Ивангородское православное кладбище // «Михайлов День 1-й». С.177−183.

10. Исаков С. Г. Русские в Эстонии 1918−1940. Историко-культурные очерки: Тарту, 1996. С.84−101; Очерки истории русской культуры.- Таллин, «Александра», 2005.

11. Канн П. Я. Нарва. Страницы истории города.- Таллин, 1979.

12. Катастрофа.- Белое Движение на Северо-Западе России // «Белая Гвардия», альманах, N7/2003. С.163−197.

13. Кумыш Владислав. Священники Ивангородские: протоиерей Димитрий Чистосердов (1861−1919) и иерей Александр Волков // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25-й, 2001. С.96−101.

14. Лебедев Анатолий. «Путевые наблюдения и заметки во время последней Турецкой войны. Из дневника полкового священника». Извлечено из газеты «Современность», СПб, типография журнала «Странник», 1878 г., 27 стр. Движение на Константинополь. Повседневная жизнь дивизии после заключения перемирия. Местное болгарское, греческое и турецкое население, его отношение к Русской Армии.

15. Мальцев Ю.П. Мартиролог воинов и военнослужащих Северо-Западной Армии 1919−1920 гг. Ивангородское Знаменское кладбище // «Михайлов День 2-й». В печати.

16. Метрическая книга Нарвской Знаменской гарнизонной церкви, ч. 3-я об умерших, 1747.- EAA. F.5351. N.1.S.1. L.1−3 (Эстонский Исторический архив, Тарту).

17. Нарва. Культурно-исторический справочник [XIV-1940].- Нарвский музей, 2001.

18. Опись сохранившихся могил на Ивангородском старом кладбище по состоянию на 1 ноября 2004 года (2003−2004). Составители С.Г. Зирин, А.А. Фадеев.- Личный архив Зирина.

19. Рутыч Н.[Н]. Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной Армии.- М., «Русский Путь», 2002.

20. Скробогатов Н.А. «Памятная книжка окончивших курс в СПб духовной семинарии 1811−1895 г. г.», СПб, 1896 г.; «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях». Аннотированный указатель, т.3, ч.2, М., «Книга», 1980. С. 234.

21. Смолин А. В. Агония Северо-Западной Армии.- В кол. сб-ке: Интервенция на Северо-Западе России.- СПб, «Наука», 1995. С.355−356; Он же: Белое Движение на Северо-Западе России.- СПб, «Дмитрий Буланин», 1999.С.384−406.

22. Список генералам по старшинству на 1905 год.- СПб, 1905.

23. Старицына Г. К. Церковь Свв. Апп. Петра и Павла на Ивангородском кладбище // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25-й, 2001. С.83−85.

24. Статистические сведения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии.- СПб. Выпуск 2-й. Т.10, 1885.

25. Энн Кюнг. Русские купцы и граждане Нарвы во второй половине XVII века. // Нарвский музей, сб-к монографий, Нарва, 2002. С.7−8.

26. Karsten von Bruggemann. Vom Ende eines Krieges: Die Typhusepidemie in Narva 1919/1920. — Acta et commentationes collegii Narovensis. 1. 2002. Narva (Об окончании одной войны. Эпидемия тифа в Нарве 1919/1920. Сборник Нарвского колледжа 1-й выпуск, Нарва, 2003).

http://rusk.ru/st.php?idar=43295

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Дэн    19.03.2016 14:21
Добрый день! А как можно связаться с С.Г.Зириным? Уточнить о сохранившихся надгробиях
  Ирина Дементьева (Князева)    14.10.2012 18:07
Огромное Вам спасибо. Посещаю иногда, по мере возможности, это кладбище. Здесь похоронена моя любимая бабушка Заболоцкая Анна Яковлевна. Раньше мы жили в Нарве, но теперь там никого не осталось. Я вижу, в каком запустении кладбище, и у меня всё чаще стала возникать мысль – а не перезахоронить ли мою бабушку поближе ко мне – на Смоленском кладбище в С-Петербурге? Но, прочитав ваш труд, засомневалась. У кладбища такая замечательная история, такие люди там покоятся! Я ещё подумаю о перезахоронении. Но тем не менее, у кладбища должен быть хозяин!!! Должен кто-то присматривать за ним! В каком состоянии оно теперь находится – это жуткое неуважение к своим предкам!
  Богданов-Владимир-Игоревич    26.08.2011 13:33
Поправьте,-пожалуйста, дату смерти Пантелеева.
Потомственный почётный гражданин скончался 18 февраля 1914-года, а не в 1916 году, как ошибочно указано в очерке.
Могу прислать фото с памятника.
С-уважением, ВИБ
  Алла Лошакова    20.07.2011 13:27
Добрый день! С большой просьбой к Вам! Подскажите, пожалуйста где бы я могла получить справку о захоронении моих бабушки и дедушки.
Дедушка – ЛЬВОВ ЛЕОНТИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ похоронен в 1936 году.
Бабушка – ЛЬВОВА АЛЕКСАНДРА похоронена в январе 1959 года.
Прошу прощения за беспокойство. С уважением Алла Лошакова.
  Галина Сванидзе    01.07.2011 23:32
Спасибо за интересную статью, Сергей Геннадьевич.
Я занимаюсь изучением некрополей Ленинградской области, братских захоронений . Недавно ездила в очередной раз в Ивангород, фотографировала надгробия. Я не состою пока в Историческом обществе г.Кингисеппа , но посещаю его заседания. У меня появилась такая мысль, что нужно заниматься не только "кабинетной" историей, а и что-то сделать для истории своими руками. Некоторые надгробия можно восстановить и это в наших силах, при этом это не несёт за собой особых материальных затрат. Недалеко от могил баронов Штакельберг есть надгробие с посмертной маской, довольно необычное . Там только и требуется, что намыть плиту и удалить мох из надписи. На кладбище есть довольно старые плиты, на которых можно было бы восстановить текст путём чистки.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика