Русская линия
Русская линияПротоиерей Николай Ковальчук02.08.2010 

«…Поклоняться Отцу в духе и истине…» (Ин. 4,23)

«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною.»

(1 Ин.3,18)

Прихожане, спрашивая меня о спасении, задают вопросы, которые заслуживают особого внимания. Рассмотрим некоторые из них.

Насколько в наше время важна передача опыта живой веры?

Передача опыта живой веры — это торжество православия, которое не дрогнет перед «ценностями» мира лжи и обмана. Наш опыт веры, как дыхание, непрерывно с нами. Но не всегда мы осознаем это. Опыт веры не прошлое, а всегда настоящее. И спасительно возвращает к жизни, к встрече с собой, с людьми, с Богом. Сама встреча и радость осознания её даруется Духом Святым. Он учит, а каждый берет, сколько хочет. Так, самарянка, спросив у Господа, утолила духовную жажду, узнав для себя самое главное, где и как нужно служить Богу. А обретая пищу небесную — не прельстишься земной.

Во время передачи такого опыта человек, познавая славу Божию, не принимает славу человеческую. Мы часто слышим люди говорят: «О мертвом нужно говорить хорошо или ничего». При этом не замечают, что они мертвые, поскольку сами любят похвалу. Стремящийся к похвале противится истине. Так поступают те, которые знают, что делают: «Убьем Его, и все будет принадлежать нам. Все наследие Божье». Иконы Спасителя кровоточат, указывая на то, что и сегодня люди распинают Господа. Отвергая служение единому Богу — остаются во власти своей воли. Врачуя такие души, благодать чудотворит через иконы, призывая грешников к покаянию. В изобилии изливая на них свои милости, дарует жажду вечной жизни. Благодать, стучась в каждом православном сердце, промыслительно призывает устремиться только к Господу. Приобретая себя благодатью и волевым усилием, человек осознает свое отношение к Пресвятой Троице. И это возможно только обретая живую веру.

Что ожидает человека, который разрешает себе повторять грехи?

Святой Исаак Сирский говорит, что «такому посылается нечаянная смерть, и он не получает времени, на которое рассчитывал, к исправлению…» Грех не повторяется, только когда прощён. Поэтому так важно, чтобы человек своей волей перед таинством Покаяния оставил грех. А это возможно — ведь крещённый человек может не грешить.

Например, одна из особенностей наших дней — появление идентификационного кода. Вместо того, чтобы отказаться от греха и не возвращаться к нему, люди твердо приняли только внешнее решение и начали отказываться от идентификационного кода. Как будто бы сам отказ спасёт. Разве мы сами устоим против диавола? «Человекам это не возможно, — отвечает Христос, — но не Богу. Ибо все возможно Богу».

Давайте любить Господа, молитвой приближаясь к Нему в наших сердцах. Приходить в храм, чтобы вернуть для себя потерянный диалог с Творцом. Осознаем, что только личное общение с Христом есть центр нашей духовной жизни. Общение с Ним может быть только живое — через всё, с чем бы мы ни соприкоснулись. Тогда мы никогда не окажемся во власти комфорта и не повторим грех, ведь превыше всего будет благословение Божие.

Какие действия бывают во время умной молитвы?

Умная молитва — это молитва, которая совершается мыслью без слов. Мысленно повторяется «Господи помилуй» в верхней части сердца. Во время этой молитвы даруется умно-сердечная с духовным чувством, а также на некоторое время сердечно-умная глубокая и чистая молитвы. Духовную глубину описать в полной мере и степени невозможно. Это огромное число оттенков и событий, происходящих с умом, сердцем и нравственным сознанием человека. О духовном можно сказать очень ограниченно. Оно неизбежно всегда только рядом как созерцание и деятельность. Православному христианину в умной молитве дано самому отправиться в мир Богопознания.

Во время умной молитвы Господь дарует знания и определяет такие действия:

  • Из груди вдаль пролегает дорога. Сердце играет радостью. Приливы радости наполняются трепетом.

  • Молитва, переполняя душу, уменьшает дыхание и доводит его до необходимого минимума. В эти моменты возникает осознание полноты бытия и легкости.

  • Во время сна начинается молитва. Она оберегает от всего преходящего и сохраняет сознание. Сердце так радуется, что в молитве не произносит слов. Радостью молящийся приобретает себя и все то, что ему даровано.

  • Чистота и радость переполняют душу, вознося «радугой» к горнему. Даруется Свет.

Так, безусловно, христианину необходима умная молитва на пути к обожению. Но вот только нужно особенно подчеркнуть, что для новоначальных руководство наставников, а также изучение духовного опыта Святых Отцов Церкви — жизненно важно.

В деле спасения существует много преград. Одну из них рассмотрим далее.

В книге «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», составленной Николаем Новиковым, говорится: «Снижение духовности в последние столетия привело к тому, что исихазм «рассматривается теперь как устаревший путь, как бездеятельный образ жизни, не соответствующий нашей динамичной эпохе». Подобные взгляды доминируют даже в обществе, желающих жить в соответствии с православным Преданием. Даже среди духовенства существует предубеждение против Иисусовой молитвы и практических методов, которыми она достигается, а интерес к углубленной молитве часто клеймится «как проявление прелести». В прелести винили Самого Христа: «беса имаши — так реша убо Ему жидове» (Ср.: Ин. 8,52).

Рассудочное философствование варлаамитов, основанное на страстности, другим и не может быть, как только субъективным желанием сочинить истину. «…лица, настроенные антиисихастски, недооценивают серьезности того факта, что Константинопольский Собор 1341 года не только осудил Варлаама, но предал анафеме и всех будущих оппонентов учения свт. Григория Паламы…» продолжает Николай Новиков.

Нужно бегать мира (то есть страстей). Нужно и ближнего оберегать от себя, устремляясь к Божественной воле. «Чем больше в смирении разумеешь свое неведение…, тем ближе ты находишься… к откровению истинного знания, поскольку знание — это смирение и благодать, а не разумение и способности» — говорит митрополит Николай Мессогейский. Поэтому «Предание Церкви нельзя понять рассудочно, путём внешнего знания, но только на основе личного опыта». Вот почему всегда будут «суетны и тщетны любые попытки внешнего усвоения евангельской истины» напоминает нам архимандрит Георгий Капсанис.

Всё нам Богом даётся для нашего спасения. Помним ли мы всегда об этом? Мы определяем и знаем, что такое хорошо и что такое плохо. А всегда ли это служит нашему спасению? Когда знают и не делают, подвергают себя осуждению. Верить в Бога и не жить по вере — предаваться безумию и смерти. Христиане стремятся к истине, чтобы нею прийти в жизнь. Поэтому видение греха нашего и покаяние — это всегда шаг навстречу к Господу, к себе и к людям. Только такой поступок нужно сделать всерьез, решительно оставив мечтания, всецело находясь в непрерывной умной молитве.

Протоиерей Николай Ковальчук, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы,
г. Винница, ул. Тарногродского, тел.: (0432) 53 71 14

http://rusk.ru/st.php?idar=43269

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru