Русская линия | 30.07.2010 |
К этой памятной дате в Киеве состоялась презентация книги «Князь Аскольд и христианизация Руси» киевского исследователя истории Сергея Шумило.
По мнению автора книги, память о князе Аскольде несправедливо была забыта потомками. Сергей Шумило призывает современников к почтению первого киевского князя-христианина, мученика за веру Христову, чей подвиг лег в основу более чем тысячелетней истории христианства на Руси.
Книга вышла в свет в издательстве «Дух і Літера» по благословению предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита ВЛАДИМИРА.
По мнению экспертов, издание книги — это первый шаг возрождения почитания князя-мученика Аскольда-Николая Киевского. В 2010 году в связи с 1150-летием христианизации Руси в Киевской духовной академии УПЦ пройдет международная научно-церковная конференция, посвященная теме первого Аскольдового Крещения. Аналогичная международная научная конференция по этому вопросу в октябре будет проведена ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге (Россия).
В конце 2010 года планируется проведение конференции в Ужгородской украинской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия и в других учебных духовных и светских заведениях.
Осенью 2010 года книга «Князь Аскольд и христианизация Руси» будет издана на украинском языке в расширенном варианте.
«Глас народа» попросил рассказать Сергея ШУМИЛО подробнее о своем исследовании. Также мы попросили высказать свое мнение некоторых экспертов.
Автор книги «Князь Аскольд и христианизация Руси» Сергей Шумило: Существует миф, что Русь приняла христианство последней в Европе
Существует миф, что Русь приняла христианство последней в Европе. Это не так. Процесс христианизации Руси продолжался не одно десятилетие. И это был очень сложный процесс, который начался с князя Аскольда. При этом христианизация получала очень большое сопротивление со стороны язычников, то есть насильственным путем.
Книга посвящена вопросам начальной христианизации Киевской Руси в IX веке. Исследование фактов принятия христианства князем Аскольдом Киевским после похода на Константинополь в 860 году, а так же и мученической смерти в 882 году от руки язычников, возглавляемых Олегом, построены на основании архивных материалов.
Также собранны факты оказания почестей князя-мученика Аскольда-Николая в дореволюционные времена.
Поход князя Аскольда на Константинополь в 860 году описан в «Повести временных лет», Иоакимовской, Никоновской, Густинской летописях, в Киевском Синопсисе и других отечественных источниках.
Аналогичное свидетельство о походе Аскольда встречаются и в болгарской рукописи Хронографа Георгия Амартола, дополняющие византийские хроники.
Однако самыми ценными источниками о тех событиях служит свидетельство очевидца — патриарха святого Фотия, который не только объявляет о нападении Руси на Константинополь, но и свидетельствует, что русские князья, испуганные чудом свершенным Богоматерью, отказались от язычества, и, признав истинность веры Христовой, пожелали креститься.
Кроме этого, согласно свидетельств святого Фотия, Михаил ІІІ выслал в Киев православного епископа, и было даже учреждено отдельную епархию (митрополию), которая уже в начале Х века занимала 61 место в диптихе Константинопольского патриархата.
В память об этих событиях и в связи с 1150-летем изначальной христианизации Руси, 15 июля, в день Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, православные чествуют память первого киевского православного князя-мученика Аскольда-Николая, отдавшего свою жизнь за торжество святой православной веры в землях Киевской Руси.
Настоятель Церкви святого апостола Андрея Первозванного у Аскольдовой могилы, протоиерей Владимир Савельев: Не было бы аскольдового крещения, не было бы и крещения Владимира
Этот поход киевского князя Аскольда и последующее принятие им христианской веры и мученическая смерть от язычников заложили основу для распространения на Руси христианства. Если бы не было Аскольдового крещения, то не было бы на Руси и Крещения Владимира.
Заместитель председателя Голосеевской райгосадминистрации Киева, председатель Общества памяти князя Аскольда Павел Жук: Аскольдово крещение отмечалось до революции 1917 года
Аскольдово Крещение отмечалось до революции 1917 года, а после нее было забыто навсегда. Нужно поставить задачу признать это на государственном уровне, чтобы молодежь могла учить и знать об этом.
+ + +
Летом 860 года князь Аскольд начал военный поход на Византию и окружил Константинополь.
«Город едва не был поднят на копье», — говорил святой Патриарх Фотий.
Он призвал паству просить о заступничестве Пресвятую Богородицу, чтобы она спасла Царьград. Святую Ризу Богородицы крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили ее край в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии.
Матерь Божия усмирила русских воинов. Заключив перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя.
Перемирие подразумевало крещение Киевской Руси, для чего в Киев была направлена православная миссия. Накануне этих событий, в 855 году святым равноапостольным Кириллом была создана славянская азбука и переведено Весной 861 святые Кирилл и его брат Мефодий были у князя Аскольда.
В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя Аскольда императору Михаилу III.
«Убедившись, что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь», — писал Аскольд.
Князь Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины.
Святитель Фотий назначил в Киев митрополита Михаила, с внесением русской митрополии в списки епархий Константинопольского Патриархата.
«Руссы, которые подняли руку против Римской державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших», — писал в Окружном послании 867 года святой патриарх Фотий.
http://rusk.ru/st.php?idar=43245
|