Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов28.07.2010 

Наставники в невежестве

В сети интернет появилось (и вызвало живое обсуждение) интервью хорошо знакомого нашим телезрителям Владимира Познера. Если хоть что-то могло бы успокоить тех наших сограждан, которые паникуют по поводу наступления в России мрачного царства православного фундаментализма, а также клерикализма, домостроя и шариата, то это как раз такое интервью — человек, регулярно выступающий на первом канале, находящийся в превосходных отношениях с властями, заявляет: «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Впрочем, похоже, что эту категорию граждан не может успокоить вообще ничего; они, как сказал еще Ветхозаветный Пророк, «как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. (Ис.57:20)»

Но интервью Познера интересно как свидетельство верований определенной части нашего, условно говоря, «образованного класса». Слово «образованный» тут надо употреблять со многими оговорками, потому что один из основных признаков этого класса — его необразованность. Как это не покажется странным, но у нас сложилась ситуация, когда люди, выступающие на миллионные аудитории, и при этом выступающие в качестве экспертов, людей знающих и серьезных, демонстрируют как глубочайшее невежество в отношении самых базовых фактов истории и культуры, так и полную неспособность к последовательному, логическому мышлению. У этих людей, в свою очередь, есть довольно многочисленные поклонники, склонные воспринимать все их речения за чистую монету, за эталон интеллигентности, образованности и даже личной порядочности.

Но рассмотрим конкретные высказывания Познера, начиная с уже приведенного — «Я думаю, что одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Это фраза не оригинальна — она просто повторяет высказывания американского романиста Гора Видала «Величайшим бедствием из выпадавших на долю Запада была христианская религия». На эту фразу уже был дан подходящий ответ: «Тот факт, что „величайшее бедствие“ не выпало на долю Запада, а попросту создало Запад в том виде, в котором мы можем его наблюдать, видалов не интересует». Точно также познеров не интересует, что Православие не «случилось» с Россией — оно создало Россию и русский народ. «Повесть временных лет» описывает конгломерат славянских и финно-угорских племен, с которых собирает дань «русь», воинская верхушка, носящая скорее скандинавские, чем славянские имена. Формирование славяноязычной общности, называвшей себя «русскими людьми» происходит уже после Крещения и под его несомненным влиянием, и эти «русские люди» с самого начала определяют себя как «православных христиан». Никакой «доправославной» России, которая затем приняла Православие, и это-де явилось для нее трагедией, просто не существовало.

Впрочем, невежество Познера не ограничивается русской историей; в том, что касается истории Западной Европы, он выказывает столь же глубокую неосведомленность. Рассуждая об ужасной нетерпимости и ксенофобии русских XVI в, он явно не знает, как дела в это время обстояли в Западной Европе — а обстояли они либо также, либо намного хуже. На фоне Реформации и последовавших войн и гражданских смут Московское Царство выглядит почти оазисом. Впрочем, такое отношение к истории не является личной особенностью Познера — для определенного круга людей то, что в России XVI в. существовало пыточное следствие является свидетельством извечной дикости русских; а то, что точно такое же пыточное следствие существовало, скажем, в Англии (да и по всей Европе) никаким свидетельством о Европе не является. Иван Грозный — страшное порождение Православия; в то время как Генрих VIII — прекрасное дитя просвещенной Европы. Разгром Новгорода навеки погубляет Россию в глазах всякого мыслящего интеллигента; Варфоломеевская Ночь — нет, отнюдь не делает Францию менее прекрасной. Впрочем, складывается впечатление, что наша просвещенная интеллигенция просто ничего не знает ни о Варфоломеевской Ночи, ни о Генрихе VIII, ни других мрачных и кровавых страницах европейской истории и искренне полагает, что все ужасы мировой истории сосредоточены исключительно в России.

Познер в своем интервью также озвучивает два любимых у нас тезиса, которые идут в связке и почему-то никто не замечает их противоречия. 1) Православие это плохо, потому что в России Православие и все плохо, а в Западных странах Католицизм и, особенно, Протестантизм и все хорошо. (Похоже, что нашу интеллигенцию тяжело травмировало чтение заголовка книги «Протестантская этика и дух капитализма». Именно заголовка, поскольку содержание книги прямо противоположно популярным у нас взглядам) 2) религия это вообще плохо, а атеизм хорошо. Но ведь в России 70 лет был именно любезный Познеру атеизм! Все это время ненавистное Православие было лишено возможности оказывать какое-либо влияние! Несколько поколений выросли свободными от тлетворного православного воздействия. Где же прекрасные плоды этого?

В самом деле — Познер много жалуется на худые нравы наших современников; но ведь эти люди выросли отнюдь не при господстве Православия и отнюдь не православное воспитание получили; они - как и их родители, и родители их родителей — были воспитаны в том самом «научном атеизме» приверженцем которого является Познер. Однако искать у Познера — и единомысленных ему — логики — это все равно, что искать у него знаний.

Каким образом, демонстрируя столь глубокое невежество, можно считаться интеллигентным и образованным? Похоже, проблема в утрате критериев того, что значит быть образованным и думающим человеком. Если в общем случае признаком принадлежности к образованным и думающим людям является знание определенных базовых фактов, знакомство с определенными текстами, умение логически рассуждать, то для определенной части нашей (интеллигенции? образованщины? трудно подобрать подходящее слово) важны другие критерии, главный из которых — маска брезгливого высокомерия по отношению к России, ее истории, культуре и народу, и, особенно, по отношению к ее святыням. Русофобия — и, как важная часть ее, фобия по отношению к Русской Церкви — настолько важный знак принадлежности к «своим», к «думающим», что какие-либо знания тут просто излишни.

Что нам, православным людям, делать в такой ситуации? Ну, для начала не побояться взять на себя роль того мальчика из сказки Андерсена, который воскликнул «А король-то голый!» Крайняя самоуверенность может, какое-то время, успешно прикрывать невежество и глупость — людям может казаться, что человек, говорящий с таким апломбом, знает, о чем говорит. И нам стоит обратить внимание на очевидное — на дикарское невежество как Познера, так и других наших борцов с Православием.

http://www.radonezh.ru/analytic/12 803.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика