Русская линия | Александр Таненков | 24.07.2010 |
Во время молитвенного поминовения один из петербуржцев, художник Владислав Порцевский, спросил у автора сих строк: «Знаю ли я историю молитвенной иконы Архипа Куинджи из его мастерской, которая сегодня находится в православном храме в Мурино». Я ответил отрицательно. Владислав Евгеньевич рассказал удивительную историю.
В начале девяностых годов он работал на восстановлении православных храмов Санкт-Петербурга. Однажды настоятель храма святой великомученицы Екатерины привёз на подворье чудный мозаичный образ святой великомученицы Екатерины. И рассказал, что обрели его замурованным в квартире-мастерской Архипа Куинджи. Жившие там художники, решили что-то приколотить к стене, но неожиданно стала осыпаться штукатурка. К удивлению присутствующих, в открывшейся нише стали видны фрагменты мозаичной иконы. Художники, естественно, вскрыли полностью столь неожиданную находку и рядом с одной иконой обнаружили другую. Первой обнаруженной стала икона святой великомученицы Екатерины. Вторая икона святого великомученика Георгия Победоносца. Иконы превосходной работы. Позже было определено, что автором их является известный в Императорской России художник Фролов. Его мозаичные иконы присутствуют в оформлении православного храма Спаса-на-Крови. И, что удивительно, икона святой великомученицы Екатерины, находится в приделе святой великомученицы Екатерины в Исаакиевском соборе. Икона из мастерской Архиа Куинджи и икона из Исаакиевского собора тождественны между собой. Это происходит оттого, что художники-мозаичники стараются делать две тождественных иконы, чтобы при повреждении одной, целой осталась другая. Неожиданная находка художников стала известна в церковных кругах. И таким образом икона святой великомученицы Екатерины оказалась в храме в Мурино, а икона святого великомученика Георгия Победоносца — в женском монастыре святого праведного Иоанна Кронштадского на Карповке. Владимир Евгеньевич Порцевский один из первых увидел удивительную икону, которая была моленной иконой Архипа Куинджи.
Рассказ нашего нового друга подвигнул нас поехать в Мурино, и там мы увидели и прикоснулись к тайне Архипа Куинджи. Мы, возможно первые из мариупольцев за почти столетие, поставили свечи перед иконой, у которой молился наш великий земляк и его жена Вера. Скорее всего, именно она замуровала иконы. Чтобы дорвавшийся до власти Хам не осквернил их, не разбил вдребезги, на мелкие куски. Может за работу по замуровыванию икон и заплатила жена Архипа Куинджи Вера последние деньги, сама при этом очень нуждаясь (Вера Куинджи умерла от голода в большевистском красном Петрограде, когда власть «победившего пролетариата» отобрала у жены художника денежное пособие, назначенное ей мужем). Не была ли голодная смерть жены художника местью режима богоборцев верноподданному РУССКОГО ЦАРЯ православному художнику? В том, что мы обрели моленный образ Архипа Куинджи, виден Промысл Божий. Архип Куинджи, чей православный лик был густо замаран всякой дрянью, начиная от бездарных советских искусствоведов и заканчивая бесноватыми рериховцами, как контуры обретенной иконы проступает сквозь стены времени. Открывая все новые и новые страницы из жизни православного художника Архипа Куинджи, его жены Веры, мы продолжаем выстраивать разорванную руками богоборцев духовную связь с православной императорской Россией, с древним патриархально-православным Мариуполем и исторической родиной греков- христиан — православным Крымом.
Р.С. Желающие подробнее узнать об исторических изысканиях из жизни Архипа Куинджи и познакомиться с ними могут написать по адресу: Донецкая область. г. Мариуполь. Ул. 60 лет СССР. Д. 12.к. 19. Таненкову Александру Александровичу. 87 512.
http://rusk.ru/st.php?idar=43154
|