Русская линия
Русская линия Михаил Карпов16.07.2010 

Приходской листок с миссионерскими задачами

Наше приходское издание Покровского собора города Гатчины «Покровский Листок» основано в 2003 году в память протоиерея Иоанна Смолина (1867−1924), который составлял и издавал в большом количестве миссионерские листки, будучи диаконом храма Воскресения-на-Крови в г. Санкт-Петербурге в 1907 -1917 гг.; последние годы своей жизни он служил в нашем соборе. Основание нашего издания было приурочено к столетию со дня закладки нашего храма и 80-летию со дня смерти о. Иоанна.

Наш листок также был образован для миссионерских целей. Для проповеди среди православных христиан, которые не посещают Церкви, не читают Священное Писание, не исполняют Божьих заповедей в своей жизни, и ничем не отличаются от язычников и атеистов.

Основные темы соответственно выбирались катехизаторского характера, не богословские. Ракурсы этих вопросов выбирались такие, чтобы провести какую-либо мысль в листке небольшого формата на нескольких страницах, чтобы человек мог прочесть его за короткое время полностью.

Также редакция стремилась к более доступному изложению вопросов для современного человека. Цель редакции — без длинных цитат, богословских формулировок, раскрывая учение Церкви в простоте, объяснять смысл богообщения, обязанности христианина, поменьше повторяя слово «должен» и побольше повторяя слово «имеешь право». Побольше рассказывать о том, что человек получает, живя во Христе, поменьше акцентировать внимание на том, в чём нужно себя ограничивать и от чего нужно отказаться. Потому что многие современные люди представляют воцерковленную жизнь как некое аскетичное, ущербное, неполноценное, оскопленное существование «зафанатевших» умственно-отсталых мазохистов. Большинство пришедших ко Христу довольно долго привыкают к новой жизни, долго расстаются с порочными привычками и обычаями, и это считается нормальным процессом. Так зачем же в миссионерской проповеди так категорично обличать и бичевать живущих во грехе, требовать от них немедленно оставить грех?

Составляя листок о Таинстве Крещения, хотелось подчеркнуть то, что человек в Таинстве возвращает себе полное человеческое достоинство, утраченное после грехопадения праотца Адама. Теперь уверовавший во Христа и принявший крещение, получает силы, власть и права, отнятые от Адама за первородный грех. Поэтому христианские чудеса: хождение по воде, управление стихиями, власть над животными и растениями, и даже исцеление и воскрешение других людей — это не сверхъестественные происшествия, а нормальное явление в жизни человека. Только своеволие, неисполнение воли Божией, лишает человека благодати Святого Духа, и человек снова оказывается во враждебном неуправляемом мире, как будто не было Христа.

Это положение может заставить задуматься многих людей, исполненных гордости и самоуважения и считающих, что Христианская Церковь — удел для убогих, неудачников и меланхоликов.

Но, к сожалению, среди брошюр, посвященных Таинству Крещения и рассчитанных на невоцерковленных людей, изданных в последнее время, не нашлось текста, подающего подобную надежду. Мало того, они были устращающе фундаментальны, незыблемы, неохватны. Они напоминали слова Господни: «Тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21, 44). Это были или тексты, насыщенные до предела обширными цитатами из Священного Писания, или повествования с бесконечными отступлениями, кто такие ангелы, и кто такие бесы, и кто такие апостолы и прочая, и прочая, что постоянно отвлекало от выбранной темы и удлиняло и отягощало сам процесс познания. Пришлось, вооружившись сочинением доцента ПСТГУ П. Ю. Малкова «Введение в литургическое богословие», сочинять новый текст. Такая же тенденция наблюдалась и в брошюрах, посвященных освящению жилища, святой воде, супружеской жизни.

Ведь мы же одним языком разговариваем на улице, в магазинах, в транспорте, в поликлиниках и другим в храме или просто с единомысленными христианами. Это — не лицемерие; на двух языках разговаривают и физики, и медики, и программисты. Но зачем же писать людям непосвященным на языке посвященных, а не на простом, всем понятном языке? Или зачем загружать информацию по многим вопросам в брошюру, посвященную только одной теме. Не знает читающий, кто такие ангелы, пусть ищет соответствующую брошюру, а иначе в брошюрах на разнообразные темы будет большое количество однообразной сопутствующей информации.

Предполагалось, что листок будет распространяться верующими, а не только назначенными миссионерами. Распространять миссионерские листки могут даже те миряне, которые не в состоянии вразумительно ответить на какие-либо вопросы, касающиеся христианского вероучения. Вообще роль мирян в миссионерской деятельности нельзя недооценивать — они, несмотря на то могут благовествовать или нет, всё равно рассказывают вопрошающим о Боге, Церкви и христианской жизни. Но эти надежды на активность прихожан в деле распространения листка не оправдались.

Первая причина та, что каждый рядовой мирянин считает, что его христианские обязанности заключаются в том, чтобы исполнять заповеди, молитвенные правила, посты — и высшей, конечной точкой является Таинство Причастия Тела и Крови Господней. Но это — не последняя точка, а предпоследняя. Далее христианин, укрепленный благодатью, должен выступить на ниву Христову делателем, исполнителем дела Христа на земле. Делание это — многоразлично, в том числе и миссионерство.

Это обуславливает и вторую причину — христианин приносит на исповедь содеянные грехи, но никак не несодеянные добродетели, добрые дела, от которых он уклонился. Очень мало людей сокрушаются, что приносят мало пользы Церкви и ближним. Большинство считает, что они очень хорошие христиане. А добрые дела должны делать те, кому это положено.

Подходящих к лотку с листками можно разделить на две части. Первая категория незнакома ни с основами веры, ни с церковными обычаями, ни с церковной культурой, не знает даже общепринятых терминов, но имеет горячее желание со всем этим познакомиться. Диалог выстраивается с ними длинный, путанный, но приятный тем, что люди вдруг обнаруживают, что есть вещи, очень интересные и необходимые вещи, о существовании которых они и не подозревали. Что вещи и явления, которые раньше пугали и обязывали к каким-либо сложным процедурам, — пустое суеверие и искаженные представления. Такие люди уносят выбранные листки, как ценное приобретение, а некоторые даже как некое сокровище.

Вторая категория знакома со всем, что нужно знать верующему, в листках редко ищет кто какое-нибудь конкретное сообщение или знание, но более всего что-либо интересное, что-то неизвестное. Восклицания их могут разбить сердце даже искушенного миссионера: «Я это читал… МНЕ это не интересно… У МЕНЯ есть такая книга». А другим кто понесет? Или каждый за себя?

Первая категория, в которую входят верующие недавно воцерковившиеся или пришедшие по случаю (набрать святой воды, освятить кулич, отслужить панихиду и т. п.) свидетельствует, что существует спрос на миссионерские листки с недлинным доступным текстом. Вторая категория, в которую входят верующие с большим стажем воцерковления, дает понять, что их дело — сторона. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» — эти слова преподобного Серафима Саровского стали сегодня, грубо говоря, расхожей «отмазкой». Где эти тысячи вокруг вас?

Вокруг нас огромное количество людей, даже верующих, даже крещёных в Православии, но имеющих претензии к Церкви, часто необоснованные и даже смешные. Для некоторых ещё даже не начиналось развенчание советской атеистической пропаганды, хотя марксизм-ленинизм уже стал для них ругательным словом. Но ниспровержение марксизма-ленинизма — результат работы политических сил и партий, а вот существование атеистов будет всегда на нашей совести, на совести верующих христиан. Конечно, веру человеку дает Сам Господь, но уважение атеистов к христианам проистекает из нашего с ними взаимного общения, оно появляется тогда, когда они увидят, что есть у нас нравственные принципы, приносящие общественную пользу, которые укрепляются в нас единственно верой и законом Божиим, а не какими-либо выгодами, почестями, приятностями. Даже, напротив, связано лично для нас с невыгодами, бесчестием и неприятностями ради общественной пользы, ради прославления имени Божия.

Да и как не страшно жить среди атеистов?

Нам и в Евангелии, и в Посланиях Апостольских, и на блаженнах Божественной литургии доводится до сведения, что христианам предстоят гонения. Что гонения никогда не останутся в прошлом. Если не нам, то нашим детям и внукам они предстоят, в том, конечно, случае, если они не отрекутся от Церкви Христовой. И погонят те люди, которых мы в своё время не привели ко Христу, которым элементарно не помогали в различных нуждах, хотя это является христианским долгом, которых буквально сторонились, к которым оставались абсолютно равнодушны. А убежище в гонениях для нас, наших детей и внуков, найдется, вполне вероятно, только у тех, которым мы помогли познать Христа.

То, что к нам как к христианам сегодня никто не придирается, не нападает, не гонит, говорит не о том, что окружающие нас люди стали верующими или сочувствующими вере Православной, но говорит только о том, что «сонные», неактивные, а то и тайные христиане не беспокоят нынче людей неверующих. А если как-то и беспокоят, раздражают, то они ещё пока имеют силы сдерживать своё возмущение, чтобы сохранять приличия, покой и стабильность в коллективе, в обществе.

Но как только какие-либо события нарушат эту стабильность, появятся люди угнетённые, обиженные, недовольные, начнутся нестроения и мятежи, вооруженные конфликты, прольется кровь, тогда-то на Церковь и обрушится гнев и ненависть безбожников, сектантов, еретиков, самосвятов и раскольников. Тогда-то и начнутся гонения на истинную веру — гонения обещал Сам Господь. Тогда-то и откроются бездны яростной и кровожадной ненависти к Православной Церкви и верным христианам. Тогда невозможна будет проповедь, бесполезны обличения, без ответа останутся мольбы и уговоры. Непримиримыми гонителями станут те, которые так и не дождались проповеди Евангелия, обращённой к ним, побеждающей неверие и нечестие, рассеивающей заблуждения и суеверия, которые так и не дождались от христиан помощи в бедах и нуждах, которые так и не дождались от христиан слова утешения в горе и страданиях.

Тогда же побегут из Церкви в ряды гонителей многолетние прихожане храмов, которые искали у Бога только помощи в своих невзгодах и болезнях, которые так и не поняли за много лет, что существует христианский долг, исполнение дела Христа на земле, не окрепли в вере, надежде и любви, остались самолюбцами и обрядоверами.

Отчаяние охватит тогда строителей домов и накопителей состояний, не жалеющих денег на образование своих детей, так как имущество христиан будет экспроприироваться и конфисковываться, христиан будут изгонять с мест дипломированных специалистов — им придется перебиваться случайными заработками, их ждут презрение и глумление, побои, ссылки, тюрьмы, каторга, концлагеря, пытки и, наконец, насильственная смерть.

Это все реальные события, происходившие в течение 20 лет, с 1918 по 1938 годы. Можно взять жизнеописания новомучеников Российских и прочитать, как это происходило в подробностях и деталях. Из них можно видеть, что гнали исповедников Христа не инородцы и иноверцы, а крещённые в Православии люди, но так и не ставшие близкими к Церкви, так и не проникнувшиеся уважением к христианскому учению, так и не ставшие истинно верующими.

Это не значит, что не надо ничего строить, но строить надо, по слову Спасителя, на камне, а не на песке. Что является песком? Песком являются те приятные и милые люди, которые нас окружают. Нам кажется, что они сочувствуют нашей вере, но они равнодушны к ней. Они — волки, но волки сытые и потому благодушные. А стоит им проголодаться, как тут же верные христиане почувствуют, что такое волчья натура, прочувствуют на себе это слишком физиологичное слово «изрыгать злобу».

Во время гонений нецерковные христиане не только отпадут от Церкви, в которой числились только номинально, но и сами станут гонителями. Они — бывшие Её члены, которым Она не стала Матерью, Её учение — дорогим и понятным, а собратья — близкими людьми. Только потому, что в своё время не были обучены основам веры и не были приведены в Церковь.

Поэтому прежде чем начинать самозабвенно строить, надо песок превратить в камень. Для этого нужно вокруг насаждать истинную веру, восстанавливать честь добродетелей, обличать и осуждать пороки. Иначе мы можем погибнуть подобно Урии из-за красоты своих жен (подобной участи страшился сам святой патриарх Авраам, представляя свою жену Сарру чужеземцам как сестру), иначе наших детей научат соседи курить, пить, принимать наркотики, играть в азартные игры, смеяться над постами, поклонами и молитвами.

В областном музее искусств г. Караганды выставлена толстенная рукописная книга воспоминаний. Ее автор — Лев Михайлович Премиров (1912−1978); в 1930-х годах он учился в художественном техникуме в Москве. В 1934 году его и ещё нескольких студентов арестовали прямо на занятиях по доносу сокурсника. В лагерях он провел 15 лет. Как только оканчивался один срок, против него фабриковали новое дело. После окончания срока в 1948 году остался работать в Караганде художником-оформителем. В мирной жизни он не мог рисовать ничего кроме Карлага. Л. М. Премиров так заканчивал свой дневник: «Всё, что я здесь вспоминаю и описываю в меру своих слабых сил — СВЯТАЯ ПРАВДА. Это наш родной Освенцим, это наше инферно, наш ад наяву. Не сомневаюсь, что все это может повториться, но если это будет, то будет ещё ужаснее, ещё бесстыдней и в более грандиозных масштабах. Ибо человек почти не изменился, и любое воспитание есть лишь тонкий наносный слой почвы над тысячелетними пластами эгоизма, равнодушия и холодной жестокости».

Светское воспитание и образование, конечно, даст только тонкий слой приличий и манер, который к тому же разрушает современная массовая культура. А вот духовное воспитание способно даже разрушать эти тысячелетние пласты. Но невоцерковленный человек (а бывает и воцерковленный) не чувствует потребности в подобном воспитании; считает себя вполне хорошим и самодостаточным человеком. Все имеют страх Божий, но находят какие-то свои способы примирения с Богом, никоим образом не затрагивающие эти пласты. Если для воцерковленного христианина есть надежда напитаться в Церкви Её учением, то к невоцерковленному человеку это учение надо нести; его надо увлечь этим учением, его надо озадачить этим учением, его надо напугать этим учением, его надо утешить этим учением.

Листок может играть значительную роль в миссионерской проповеди. Даже православные христиане сегодня продолжают оставаться под влиянием атеистического воспитания, суеверий, различных еретических учений. Поэтому даже в своей среде православным христианам необходимо вести миссионерскую проповедь. Более же подобная проповедь необходима среди людей нецерковных. Они думают, что они верующие, но не имеют правильного представления о христианской вере, учении Церкви, к которой они принадлежат. Они готовы внимать миссионерам, но те до них не доходят. Им приходится довольствоваться рассказами и мудрованиями церковных людей, не всегда согласных с учением Церкви. А многие и не общаются с церковными людьми; тогда они вообще не имеют фильтра, способного их защитить от суеверий, ересей, оккультизма. Но, тем не менее, они считают себя членами Церкви и опротестовать это членство нельзя, так как они приняли Таинство Крещения. Они считают, что спасаются, и никто не может им объяснить, что они погибают.

Листок — очень удобная форма передачи и сохранения информации. Большое преимущество перед журналом и газетой то, что сколь угодно долго листок может распространять и возобновлять какую-либо статью или информативный материал, необходимое наставление, памятную запись, молитвословие. Журналисты хотели бы некоторые свои статьи время от времени переиздавать, но если для формата книги или даже брошюры эта статья бывает мала, то это желание становиться невыполнимо. Листок в данном случае — единственный печатный формат, способный это желание выполнить. Кроме того, любой номер листка в процессе постоянного распространения может редактироваться, изменяться, дополняться.

Листок удобен и для читателя: малый формат предполагает то, что читатель прочтет весь номер листка за один присест. Это очень важно для читателя, у которого нет времени или усидчивости для долгого чтения. Например, гомилия святителя Григория Паламы сладка для тех, кто дочитал до конца, но для человека с рассеянным вниманием или нехваткой времени она становится мучением. Этот момент заставляет и писателя или составителя быть собранным, лаконичным, чётким в изложении мыслей, иметь мужество отказаться от второстепенного.

Малый формат листка играет также роль в воспитании любви к чтению. В этом процессе воспитания немаловажную роль играет то, что текст прочитывается полностью от начала до конца за один раз. Если этого не происходит, у человека, непривыкшего к этому делу, недочитанный текст порождает неудовлетворение процессом чтения, боязнь и ощущение бессилия перед массивом текста. Культура чтения за последнее время заметно снизилась и продолжает снижаться, несмотря на расцвет и расширение книгопечатания. И листок при этом расцвете не перебегает дорогу книгоиздателям, не является их конкурентом, а, наоборот, является их союзником, прививая любовь к чтению, информируя об интересных произведениях, о примечательных писателях, которые цитируются в статьях листка.

Мы предлагаем поддержать наше начинание по организации сети приходских листков. Электронный вариант листка, сделанный на одном приходе, рассылается по всей сети приходов, принимающих участие в издании. В свою очередь этот приход получает электронные варианты листков, сделанных в установленном формате, со всех приходов, находящихся в сети, выбирая из всего многообразия наиболее интересные для своего прихода.

Это дело, необходимо, прежде всего, для неблагополучных приходов, у которых нет возможности закупать в большом количестве необходимую литературу: катехизаторскую, миссионерскую, религиозно-нравственного содержания. Появляется возможность иметь в храме в необходимом и достаточном количестве нужную литературу, ориентированную на нужды своего прихода. Здесь листок просто незаменим, потому что на немногочисленном приходе трудно организовать полноценную книжную торговлю, а иногда даже приходскую библиотеку.

Приходской листок как вариант православной литературы чрезвычайно желателен в городских и сельских библиотеках — они практически не имеют никаких православных изданий.

Приходские листки, запущенные в сеть, становятся общим достоянием. Редактор приходского листка, получив электронный вариант листков других приходов, снимает чужие логотипы и название и ставит свое название и свои логотипы. Во избежание недоразумений, в особенности, когда публикуется авторская статья, содержащая частное мнение, имеет смысл указывать источник — из листка какого прихода взят материал.

Как основа для совместной работы предлагается номера «Покровского Листка», изданного в Покровском соборе г. Гатчины. Сейчас в нашей сети не очень много приходов выпускают свои листки. У многих есть желание, но нет возможностей. Тут сказывается негативное отношение к компьютеру, культивируемое у православных. Часто бывает, что на приходе нет ни одного компьютера или человека, способного что-то на нем производить. Поэтому листок делается в самом простом формате и для распечатки на обыкновенном принтере. Распространяется листок в электронном варианте в RAR- или ZIP-архиве на дисках и через Интернет.

Координатор проекта — Михаил Карпов.
Телефон — 8−965−076−75−43.
E-mail: capito65@mail.ru
Выходите на связь, чтобы получать обновления и новые номера.

http://rusk.ru/st.php?idar=43010

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru