Я недаром в заголовок вынес эти слова нашего замечательного проповедника и миссионера диакона Андрея Кураева, который ими подчеркнул ту альтернативу, что следует из логики сопротивления факультативному курсу, предлагаемому регионам, Федеральным Министерством образования. Удивительная у нас все-таки земля. С одной стороны — город святой Екатерины, дореволюционное обилие храмов, подвиги праведного Симеона, с другой — казнь семьи Царственных Страстотерпцев, имя главного инициатора красного террора, до сих пор не ушедшее из названия области, и странное сопротивление возрождению Православной жизни. Отношения между Екатеринбургской епархией и Свердловским Министерством образования до последнего времени складывались очень гармонично и с пользой для жителей области. Валерий Вениаминович Нестеров, как человек очень проницательный и чутко относящийся к запросам родителей — заказчиков образования своих детей, вовремя подписал соглашение о сотрудничестве между Епархией и Министерством. Уже четвертый год будет функционировать постоянно действующий семинар по Основам православной культуры при Институте Развития Регионального образования. Министерство весьма серьезно поддерживает развитие собственно православных школ. В частности, в городе Заречном, в Екатеринбурге — на улице Ясной, и школу при Спасском монастыре, оказывая самую разнообразную помощь. В Центре Учебная книга прошли лицензию и сертификацию уже три сборника программ по дополнительному образованию в рамках курсов знакомства с православной культурой и этикой. Можно было бы перечислять еще очень большое количество добрых дел и возможностей, за которые мы благодарны сотрудникам Министерства, и лично Министру. Однако, каким то странным пунктиком в отношениях, вдруг стало рекомендательное письмо Федерального Министра Филиппова, которое в нашу область пришло в прошлом году. В письме излагались выводы о необходимости включения в обязательные учебные программы культурологического курса, знакомящего учащихся с ценностями, традициями и историей Православия — культурообразующей религией страны. Шаг, надо сказать, несколько запоздалый, уже много времени было упущено, и целое поколение ребят, с 1988 года по нынешний, не испытав на себе даже воспитательной системы прежней школы, не получили и нравственные ориентиры современности. Тем не менее, потребность давно уже назрела, и рамки церковно-приходских школ отнюдь не устраивают ни родителей, ни Церковь, не обладающую нужным количеством помещений. Кроме того, далеко не все дети со своими родителями, имеют возможность заниматься таким образом. Условия же общеобразовательной системы, вполне могут предоставить такую широкую возможность. Курс, который предполагается ввести, прошел всесторонний научный анализ в Москве и Министерстве, получил соответствующее одобрение и рекомендации. Надо сказать, что наш Правящий Архиерей, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, также являлся одним из участников группы разработки. Упреки в непрофессиональной подготовке его материалов, легко адресовать к Федеральному Министерству, которое сочло возможным на общероссийском уровне ручаться за его качество. Впрочем, работа над поправками и коррекцией вполне может быть, однако ее адекватное проведение, как мне видится, возможно только при практическом использовании. Сама программа содержит в себе не только информативную часть, которая касается чисто культурных аспектов богатства и красоты Православной культуры, и истории, но и очень большой блок нравственного и эстетического воспитания. Интересно, что вопросы нравственности, если будет это уместно сказать, стали, действительно модными, в современном обществе. Люди, и это, очевидно, бесконечно устали от грязи и пошлости, которая вызывала интерес, еще какие-нибудь десять лет назад. Распущенность, откровенный разврат, потеря чинопочитания, уважения к старшему поколению и национальным традициям ярче всего прослеживаются в жизни молодых семей, где разводы, аборты, социальные девиации приобрели масштабы национального бедствия. Очевидно же, что кантовский нравственный императив, без подкрепления источника этой нравственности, оказался несостоятельным не только в советской педагогике, но и педагогических усилиях по спасению ситуации в последние годы. Школа, и это надо признать — зона риска для детей. Недаром некоторое время назад именно наше Министерство образования пошло на беспрецедентную меру — сейчас в школах дежурят сотрудники милиции, для предотвращения правонарушений. Есть ли альтернативный пример? Да, конечно есть. Две недели назад мы с Правящим Архиереем принимали участие в торжествах по случаю шестисотлетия Смоленской иконы Божьей Матери, в этом древнем городе. Смоленская епархия, одна из первых начала активную работу по сотрудничеству со сферой образования. Сейчас, во всех школах Смоленска, и большинстве школ области, факультатив «Основы православной культуры и этики», охватывает более 9000 учащихся. Я спрашивал руководителя епархиального Отдела образования и катехизации, чем отличаются эти дети, от тех, которые не посещают занятия. И получил ответ: «Практически ничем, но что такое курение, наркомания, алкоголизм и матерщина, в этих классах не знают». Согласитесь, что достаточно серьезный аргумент для раздумий. В той же области, учебники к курсам Основ православной культуры, предваряются обращением Губернатора к детям, в котором раскрывается важность для развития области знания подрастающего поколения, о тысячелетней и славной культуре наших предков, сохранивших Россию до сего дня. Обратите внимание, что у нашего Губернатора, Эдуарда Эргартовича Росселя, очень часто слышны те же самые слова, в его выступлениях и обращениях. Можно посмотреть хотя бы на предвыборные щиты, которыми опоясан Екатеринбург, чтобы сделать заключение, на какие традиции опирается этот выдающийся государственный деятель в своей политике. В этой связи, хотелось бы подчеркнуть и значение Храма-на-Крови, который, по словам и Святейшего Патриарха, и Губернатора должен стать Храмом покаяния, восстановления прерванных духовных и исторических традиций. Очень не хочется думать, что кто-то в команде Губернатора ни о каком восстановлении и покаянии не помышляет. Словно советская власть еще жива во всей своей красе и до запросов народа, как и в те времена, нет никому никакого дела. Серьезным вопросом для нашего Министерства, может стать только кадровый вопрос обеспечения данного курса квалифицированными преподавателями. Надо сказать, что за прошедшие годы нами было подготовлено порядка двухсот преподавателей в рамках проводимых занятий при ИРРО и городском Доме учителя. К сожалению, не все из этих педагогов до сих пор могли эффективно трудиться именно из-за отсутствия данного факультатива в тарифной сетке. То есть, их дополнительные нагрузки и вполне конкретная работа, несмотря на повышение квалификации, никак не оплачивались. Сейчас, насколько можно судить, образовательные учреждения обязаны изменить ситуацию. Для решения кадрового вопроса, ничего не стоит открыть при педагогических колледжах соответствующую специализацию совместно с Епархией, как это сделано в том же Смоленске. Расширить уже имеющиеся семинары и курсы. Использовать выпускников Православного Свято-Тихоновского богословского института. Напротив, нам всем кажется, что введение факультатива по этому предмету, должно подстегнуть систему образования к гуманитарному развитию, а преподаватели курсов МХК, к примеру, или истории, вполне могут расширить свои возможности и для преподавания, и для получения дополнительного заработка. Что касается нашей, яко бы, агрессивной позиции в отношении к сфере образования — она более чем надуманная. Напротив, никто так чутко не прислушивается к рекомендациям Министерства как Православная Церковь. Но ведь это позор: мы имеем такую богатейшую культуру, вызывающую интерес во всем мире, а наши дети, не только в вопросах религии, этики и нравственности, но даже в вопросах элементарных культурологических знаний, крайне невежественны и необразованны. Какой среднестатистический старшеклассник, смог бы привести своего зарубежного, к примеру, сверстника, в Храм-на-Крови, и рассказать о семье Российского Императора и его подвиге, и о самом Храме, о тех иконах и росписях, что там есть, объяснить основы богослужения? Вот это и называется, самым классическим бескультурьем. Мы очень хотим в общеевропейском доме чувствовать себя на равных. Но нужно не только в экономике и промышленности приближаться к мировым достижениям, но и в сфере образования, обеспечить те элементарные права на получение культурно-исторического и религиозного образования и воспитания, в рамках образовательной системы, которую гарантирует европейская конвенция прав человека. Его Высокопреосвященство очень надеется, что никакой конфронтации с областными органами образования у нас не будет. Народом, жизнью и временем поставлены очень непростые, но конкретные задачи. Необходимо объединение усилий, для их решения, а не откладывания в долгий ящик, до будущих поколений.