Русская линия
Пресс-служба УПЦ Василий Анисимов09.07.2010 

Что переполошило расколы?

Интервью Константинопольского Патриарха Варфоломея российскому телеканалу «Вести» вызвало малообъяснимую реакцию филаретовского раскола. Ее можно выразить следующим образом: Патриарх ничего не говорил, а если и говорил, то не о нас, а если о нас, то не в том смысле, а если в том смысле, то не в том ключе, а если в том ключе, то он не то имел в виду, а если то имел в виду, то призывал не туда и не с теми, а если туда и с теми, то он ничего не говорил. И опять по кругу. И в любом случае — это провокация Москвы.

Непонятно, для чего филаретовцам наводить тень на плетень. Панику вызвали, собственно говоря, два предложения из показанного по ТВ интервью Патриарха. Корреспондент обратился с вопросом: «Давайте вернемся на территорию Русской Православной Церкви. На Украине Церковь много лет страдает от раскола, но в последние годы многие отпавшие находят путь в лоно Матери Церкви. Некоторые пока сомневаются. Какие слова Вы могли бы обратить к этим людям?»

Патриарх Варфоломей ответил: «Пускай они не колеблются, но присоединяются к канонической Церкви, которая является кораблем спасения. Сегодня во время обеда я пожелал владыке Блаженнейшему митрополиту Владимиру Киевскому, чтобы он еще при жизни сподобился увидеть решение этой украинской проблемы и чтобы раскол прекратил свое существование».

Конечно, пожелание чтобы раскол прекратил свое существование в Украине для расколоучителей не из приятных, но разве это для них внове? Остался в мировом православии хоть один патриарх, который бы не призывал нашу богоотступную схизму к этому? Но М. Денисенко (Филарет) и присные упорствуют: и сами не спешат на корабль спасения, и обманутую паству не пускают. Удерживают во лжи.

Впрочем, первыми завопили «Караул!», как водится, униаты. Хотя какое, собственно говоря, дело унии до православных? Руководитель униатского сайта РИСУ Тарас Антошевский в интервью «Коммерсанту» заявляет: «Разделение должно быть преодолено, однако это не означает, что Киевский патриархат и УАПЦ должны ползти на коленях в Москву». С чего он это взял? Где патриарх такое говорил или предполагал? И почему у унии такая убежденность в том, что наши расколы должны именно таким способом передвигаться? Или все из-за того, что рожденный ползать летать не может? И почему надо раскольникам ползти именно в Москву, а не до ближайшего православного храма? Их, слава Богу, в Украине больше 11 тысяч, и каждый — корабль спасения. Анафематствованному Михаилу Денисенко в Киеве вообще переползти по переходу на противоположную сторону улицы в Ботсад — раз плюнуть. Но Антошевский предлагает раскольникам добираться через три моря — в Стамбул, поскольку «говоря о возвращении в каноническую матерь-церковь, Варфоломей не сказал о Московской патриархии. Вместе с тем он не раз говорил, что такой материнской церковью для украинского православия является Константинополь». И кто же из них доползет хотя бы до середины Днепра? Вот имей униатов в друзьях — и врагов не надо. И где этот врунишка Антошевский слышал, что Патриарх Варфоломей призывал расколы возвращаться в Константинопольскую Церковь? Нельзя возвратиться туда, откуда не выходил. Наши раскольники никогда не были в Константинопольской Церкви, откололись они от Украинской Православной Церкви в 1990-х, в нее и должны возвратиться. Поэтому Патриарх и пожелал Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, чтобы филаретовский и автокефальные расколы прекратили свое существование еще при его жизни. Что же тут непонятного?

Кстати, нашей унии, вместо того, чтобы заниматься регулированием расползания украинских расколов, впору задуматься, куда самой ползти. Ведь уния не меньшая беда для христианства, чем расколы. Может, пойти по историческому пути: сначала на свою родину — в Белоруссию (хотя вряд ли там ее примут), а оттуда — к Матери Церкви Константинопольской. С покаянием за убийства св. Никифора, экзарха Константинопольского, и сотен тысяч православных христиан в Речи Посполитой, за разорение тысяч православных монастырей и храмов, за «море крови и слез», столетиями проливаемой унией в Украине. Правда, Матерь Церковь Константинопольская считает унию преступлением, «экклезиологической ересью, не имеющей права существования в христианстве». Недаром организаторы унии (М. Рогоза и пр.), как и М. Денисенко (Филарет), преданы анафеме. Так что упразднение унии для Константинопольского Патриарха, да и всего Православия было бы не меньшей радостью, чем упразднение украинских расколов. Нынешней унии (именуемой УГКЦ) вообще это сделать несложно: она откололась от УПЦ в 1990 году, еще не успела далеко отползти от Православия, многие ее священники и миряне до своего насильственного окатоличивания властью были православными, в единой Церкви, со своим народом. Словом, унии есть куда вместе с расколами и идти, и ползти. Было бы славно, чтобы и сие тоже произошло при жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира.

С любопытным утешением раскольникам выступил еще один львовский униат молодой религиовед Андрей Юраш. Он предложил филаретовцам и автокефалистам не биться в конвульсиях, поскольку от Патриарха Варфоломея они слышали в свой адрес куда более «горькие заявления». Юраш напомнил, что Патриарх Варфоломей, выступая в Одессе в 1995 году (на самом деле — в 1997-ом), назвал украинских раскольников «диавольским отродьем». Конечно, по сравнению с этим определением призыв взойти нам «корабль спасения» и покончить с расколами — чуть ли не награда. Хотя разве первое противоречит второму?

Юраш объясняет высказывания Патриарха пышностью приема, который устроили ему в России, и особенностями византийской дипломатии, которая, по определению «религиоведа», состоит из «иезуитски-изысканных приемов и льстивой лжи». Он делает вывод, что «ныне победили гроши и средства влияния РПЦ», однако ободряет раскольников: «но никто не гарантирует, что это будет всегда».

Он доносит, что ранее Патриарх Варфоломей проводил тайные переговоры с раскольниками в Стамбуле и высказывал им симпатии. «А степень горячности этих симпатий будет зависеть от тех конкретных материально-духовных даров, которые смогут поднести гости Фанара», убежден религиовед. Юраш дает рекомендации раскольникам: «Поэтому наши иерархи должны, говоря простым языком, «заткнуть (стиснуть) рты», «спрятать гонор» подальше, подавить личные амбиции и двигаться на Фанар, чтобы договариваться об условиях, на которых может быть возобновлен диалог и очерчено будущее для церковных структур, которые хотят быть частью мирового православия, а не только обломками его «московской разновидности».

Доводы у религиоведа, надо сказать, слабые. Если в Константинополе все так продажно, то почему в упомянутой Юрашем Одессе, где никто Патриарха Варфоломея из властей даже не встречал, он сделал по расколам куда более грозные заявления, чем в пышноприемной России? Может быть, в Церкви есть еще что-то помимо коррупции?

Но как бы то ни было, юрашевские «иерархи» не вняли мудрым наставлением и даже не подумали заткнуться, по крайне мере, отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет) и его подручный Евстратий Зоря все-таки полезли на рожон.

На филаретовском сайте призыв Патриарха Варфоломея к раскольникам был объявлен «неудачной российской информационной провокацией». В подтверждение было приведено мнение некого «эксперта» и дан «анализ» самого интервью. Экспертом оказался никому не известный Ярослав Коцюба из грантоедской «Украинской правды», называющий себя «журналистом и психологом». Судя по всему, делающий первые шаги и в психологии, и в журналистике, к тому же — прикольщик. Свою тарабарщину, которую филаретовцы пиарят как «экспертное заключение», он назвал «От «темника» до «бархатной рукавички» и разместил на «УП» под рубрикой «Смешные информационные войны». При этом сопроводил ее поразительным откровением: «Статья никоим образом не освещает проблему межконфессиональных отношений (кто бы сомневался!). На месте Варфоломея мог быть Петр Налич, если бы «эта тема» была «важной и актуальной» для Украины». «Компетентность» у эксперта, как видим, запредельная, коли для него не существует разницы, что анализировать, — выступление православного Патриарха или молодой звезды российской попсы. Хороши, нечего сказать, у раскола «эксперты»!

Коцюба доказывает, что интервью было дано российскому каналу, который входит в холдинг-монолит, подконтрольный российской власти, поэтому сие есть не что иное, как «темник». Психолог, видимо, не знает, что «темник» — это наше, а не российское изобретение. Это есть не что иное, как проплаченный властью (черным налом) руководителям СМИ заказ на редакционную политику: какое событие, в каком объеме и как освещать, кого пускать в кадр или на страницу — кого не пускать и т. д. «Темники» были изобретены при позднем Кучме, но и при Ющенко никуда не делись. Особенно, когда речь шла о делах церковных, к которым оранжевая власть была крайне неравнодушна. Когда в 2007-ом году в Украину в кои-то веки прибыл Александрийский Патриарх Феодор, второй по чести после Константинопольского Патриарха иерарх Мирового Православия, много ли по нашим СМИ мы увидели и услышали его интервью, речей или хотя бы репортажей о пребывании в Киеве и Одессе (а он был в Украине больше недели)? Ничего (не считая посещение Патриархом Виктора Ющенко по окончании пребывания)! На пресс-конференцию Патриарха в Лавре выразили горячее желание прийти все ведущие СМИ Украины и столицы (более тридцати камер), а прибыли — две, и те от церковных телепрограмм. Остальные «перегорели» буквально за один день: всем журналистам редактора неожиданно заявили, что это тема «неважная и неинтересная для Украины». Банковая сработала молниеносно! Вот это «темник», я поминаю. И все потому, что Александрийский Патриарх призывал расколы в Украине к тому же, к чему призвал ныне и Константинопольский Патриарх, — к покаянию, возвращению в спасительное лоно Украинской Православной Церкви.

Получается такая картина: когда высшие иерархи Поместных Православных Церквей приезжают в Украину и на пальцах объясняют и власти, и расколам, что такое Церковь, каноны, Благодать Божия, грех раскола, какая Церковь истинная и благодатная, призывают к покаянию и возвращению в её лоно, — мы не слышим и не видим, поскольку организовываем информационные блокады; когда же это звучит за рубежами — объявляем подтасовкой и провокацией, устраиваем переполох.

Визит Патриарха Варфоломея в Россию очень широко освещался и церковными, и светскими СМИ: в новостях, репортажах, по телевидению транслировались его проповеди и выступления. Какие же это «темники»?

Психолог усматривает в интервью Патриарха спланированную провокацию, ссылаясь на то, что оно было дано в последний день визита, и поэтому призыв к раскольникам «подается как главный и убедительный результат визита». Нелепый аргумент: а что, интервью по итогам визита надо было давать в его начале? Ведь оно было посвящено впечатлениям Патриарха о поездке по российским епархиям, о посещении святынь, встречах с Патриархом Кириллом, и вышло оно под заголовком «Спустя 17 лет я нахожу совершенно иную Россию». Разумеется, журналист поинтересовался и другими темами: Всеправославным Собором, отношением Патриарха к украинским расколам, диалогом с Римско-Католической Церковью. Если бы Коцюба видел это интервью, а тем более сам когда-нибудь интервью брал и что-нибудь в этом понимал, то без труда бы определил, что оно было спонтанным, неподготовленным, Лари Кинг за него и троечку бы не поставил. Самый большой прокол — отсутствие переводчика, знающего церковную лексику. Профессиональные переводчики легко ориентируются в любой проблематике, кроме богословской. Поэтому для бесед на церковные темы в качестве переводчиков приглашают знающих греческий православных священников. И об этом должен был позаботиться интервьюер, но он этого не сделал. Поэтому переводчик, героически пытавшийся сообразить, что такое «диптих», «экономия» и пр., в цейтноте пытавшийся вставить их в предложения, сбивал с толку и патриарха, и журналиста. Впрочем, он еще неплохо справился: беседа, по крайней мере, вышла связной. Помнится, в 2008-ом году, когда Патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Украину, переводчик, излагавший его речь в «Борисполе» (велась прямая трансляция из аэропорта), так растерялся, что «попадал» только в каждое пятое слово и целые абзацы пропускал, чем вызвал шок у встречающих его православных священнослужителей, знающих греческий.

Так что говорить о запланированной провокации или даже запланированном интервью — нелепо. В РПЦ, в духовных школах которой греческий — обязательный для изучения, а десятки, если не сотни студентов обучаются в самой Греции, думается, священника-переводчика для беседы с Патриархом смогли бы отыскать. Очевидно также, что это интервью — эксклюзив «Вестей»: ведь никого из других каналов не позвали, записали и быстренько со всеми ошибками и нелепостями — в эфир, чем, думаю, шокировали и организаторов визита. Хотя, по-умному, конечно, надо было бы на такое интервью пригласить все каналы, и не только российские, но и украинские, и задать по расколам не один, а пять вопросов, чтобы правда дошла до каждого раскольничьего двора, чтобы М. Денисенко с евстратиями призадумались. И может, в конце концов, пробудились бы к покаянию.

Я не знаю, отслеживает ли «эксперт» Коцюба выступления поп-певца Петра Налича, но за визитом Патриарха Варфоломея в Россию он не следил, выступлений его не читал и не слушал. Это очевидно. А если бы следил, читал и слушал, то знал бы, что Патриарх Варфоломей призвал к укреплению единства и осуждению разделений уже на третий день визита — в своей речи в Храме Христа Спасителя. Она под заголовком «Первый и великий дар вдохновения Святого Духа — единство Церкви» висит на многих сайтах. Или, быть может, единство Церкви — это одно, а расколы — это другое?

Проанализировав призыв Патриарха Варфоломея к раскольникам немедля присоединяться к канонической Церкви и пожелание Киевскому Митрополиту Блаженнейшему Митрополиту Владимиру «чтобы это произошла при его жизни», Коцюба приходит к выводу: «Как видим из текста интервью, на самом деле Варфоломей ни единым словом не упомянул конфессиональную принадлежность «раскольников» или канонические границы РПЦ». Любопытно, а какую конфессиональную (кроме православия) принадлежность мог иметь в виду православный Патриарх? Может, ислам или иудаизм, которые в Украине, как известно, тоже разделены? И почему он должен желать православному митрополиту, чтобы тот своими глазами увидел создание, скажем, единого муфтиата или день, когда украинские иудеи, распри позабыв, в единую семью соединяться? То же и о канонических границах. Неужели можно допустить, что Патриарх пожелал Блаженнейшему Митрополиту, чтобы раскол прекратил свое существовании не на его территории, в где-нибудь в Черногории? С такой «аналитикой» г-ну Коцюбе впору самому к психологу обращаться. Ведь очевидно, что его логический аппарат дает серьезные сбои.

Опираясь на эту «экспертизу», обвинив СМИ в вырванных из контекста фразах, неизвестных сокращениях и пр., филаретовцы объявили интервью Патриарха «еще одним наглядным примером информационной манипуляции с российской стороны в украинском церковном вопросе».

Примечательно, что обвинители даже материал своего «эксперта» подрезали немилосердно: тексты на УП и филаретовском сайте — разные, на последнем вырезаны все «наезды» на Анну Герман и власть (она обвиняется в создании «фабрики темников»), причем пафосные и финальные, ради которых, видимо, «эксперт» и ломал копья. На журналистском жаргоне, который пытается освоить Ярослав Коцюба, это называется «кастрацией». Поэтому неудивительно, что его голос в хоре подвывателей раскола звучал как-то тонко, отстраненно и неубедительно. Справедливости ради надо отметить, что и отрезанный фрагмент ни умом, ни логикой не отличался, но филаретовцам, чтобы кого-то обвинять в манипуляциях, надо хоть самим от этих манипуляций и практик «темников» отказаться. Ведь и того же Коцюбу жалко: человек для раскола высосал из пальца «темник» и «темником» раскольничьим был накрыт.

Активную, можно сказать, надрывную работу по опровержению слов Патриарха развернул верный Руслан анафемы — Евстратий Зоря. Комментарии по этому поводу он не дал разве что телеграфным столбам. И это понятно: вдруг раскольники услышат Патриарха и немедля вернутся в каноническую Церковь, на корабль спасения — ему-то куда деваться? Филарет-то, даже если у него и конфискуют все награбленное, не пропадет, на своей чекистской пенсии как-нибудь с буженины на коньячок протянет, а Зоря с Рудюком как же? Придется, видимо, «Почаевский листок» у стен Лавры раздавать. Такая вот замаячила «информационная деятельность».

В развернутой беседе с корреспондентом оранжевого агентства УНИАН он высыпал очередную порцию уже порядком замусоленных наветов расколоучительной мысли о православии: слова Патриарха в Москве исказили, сам Патриарх не признает юрисдикции РПЦ в Украине, РПЦ не признавали 140 лет и т. д. Все это уже опровергали по сто раз, но ведь у раскола тактика одна: лгать всегда, везде и до дней последних донца. Но и здесь вышел конфуз: пока Евстратий навешивал лапшу своих «экспертиз» на всякие оранжевые уши, президент Украины встретился в Стамбуле с Константинопольским Патриархом Варфоломеем, который призвал президента содействовать залечиванию раскольничьих ран и «восстановить единство Украинской Православной Церкви». Иными словами, Патриарх полностью подтвердил позицию, высказанную в интервью российскому телеканалу, посрамив униатов, раскольников и их «экспертов».

Запаниковал и отлученный от Церкви расколоучитель М. Денисенко (Филарет). Он не нашел ничего лучшего, чем удариться, как в ересь, в неслыханную хлестаковщину. На сайтах появилось его интервью под заголовком: «Мы вместе с Патриархом Варфоломеем тоже желаем, чтобы еще при жизни митрополита Владимира разделение Украинской Церкви было преодолено». Любопытно, а вместе с Президентом Обамой он не желает, чтобы Мексиканский залив быстрее очистили от нефти? Или вместе с Александром Пушкиным случайно не заигрался в карты до утра? Прямо по Гоголю! С каких это пор он стал с Патриархом Варфоломеем «вместе»? Ведь известно высказывание Патриарха Варфоломея о том, что никто в православии Филарета не считает архиереем, а его детище — УПЦ-КП — Церковью. Как они могли оказаться «вместе», где и когда? Может, у Патриарха Кирилла на приеме что-то вместе Блаженнейшему пожелали?

И в советское время партийные бонзы считали Филарета самым изворотливым из церковных деятелей. Он не отрицает того, что находится в схизме, в смертном грехе раскола, вне корабля спасения, но старается диктовать свои требования для преодоления раскола, то есть самого себя! Ставить Церкви условия ради собственного спасения! Уж не абсурд ли? Он говорит: «мы твердо убеждены, что придет время, когда Украинская Церковь объединится и тоже будет признанной всей Православной Церковью и будет признанным Патриархатом. Это и будет то прекращение схизмы, о котором говорит Патриарх Варфоломей, не путем подчинения одних другим, а путем братского примирения». Схизма (раскол) — смертный грех, зло, и чтобы с филаретовцами православные могли братски примириться, филаретовцы должны сначала выйти из схизмы, преодолеть в себе этот грех. Кто же будет братски мириться со злом? С самим Михаилом Денисенко, пока он отлучен от Церкви, вообще никто даже разговаривать не будет. И он это прекрасно знает.

Конечно, товарищ Антонов со своей гордыней не боится ни патриархов, ни их призывов, потому что и Бога не боится. Ему нет дела до Царства Божиего, главное — чтобы хатынку на Пушкинской и церковную кассу Церкви не вернули законным владельцам, да и мошенником не объявили, кем он является на самом деле. Поэтому расколоучитель опасается одного — светской власти. Убеждает перепуганное раскольничье сообщество крепиться и переждать: мол, пережили трех президентов, переживем и четвертого. Сделать это будет очень непросто, ведь донецкие «порожняк не гонят», и ждать, пока каким-то дивным образом анафематствованный М. Денисенко, а с ним целый рой расстриженных, беглых, вороватых, ряженых и просто больных «загрузятся» спасительной благодатью Божией, никто не собирается. У шахтеров такое не проходит: крепеж должен быть надежным, гарантирующим горняку опору, безопасность и спасение, и не через годы и десятилетия, а сегодня и всегда, ибо цена надежности — жизнь человека, благо его детей, семьи, города, народа. Пудрить донецким мозги, подменяя реальное суесловным и политическим, — занятие пустое. Виктор Янукович — духовное чадо старца Зосимы Донецкого, на дух не переносившего раскольников и считавшего их, как и Патриарх Варфоломей, «диавольским отродьем». Президент встречался с Александрийским, Московским, Константинопольским Патриархами, афонскими старцами, которые без всяких экивоков объяснили, кто есть кто в Украине. Патриарх Варфоломей даже призвал Президента содействовать восстановлению единства Украинской Православной Церкви. Это не могло не переполошить расколы. Прекратят ли они свое существование — неизвестно, но очевидно, что без поддержки власти им будет намного труднее паразитировать на вере нашего народа.

http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=32 849


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru