Русская линия
Русская линия Александр Алекаев08.07.2010 

Скобелевский иконостас

«Иконостас не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а напротив, указывает им, полуслепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них их собственной костностью, кричит им в глухи уши о Царствии Небесном».

о. Павел Флоренский

Село Заборово. Спассо-Преображенский храм и памятник М.Д. СкобелевуСегодня Россия отмечает день памяти выдающегося русского полководца Михаила Дмитриевича Скобелева, а в далёком уже сентябре 2003 года скромно отмечалось 160-летие со дня рождения этого храброго воина. В журнале «Русский дом» в сентябрьском номере за тот год я прочитал небольшую заметку вице-президента Скобелевского комитета Ю.Т. Дрожжина (ветерана ВОВ), который с болью в сердце писал о равнодушии московских чиновников. Комитет по культуре при правительстве Москвы всячески препятствует установке мемориальной доски на доме N 3 в Театральном проезде, где в 1882 г. с доблестным генералом прощалась вся Россия. Захотелось чем-то помочь Скобелевскому комитету.

Немного позже я уже с делегацией Скобелевского комитета посетил мемориальный комплекс М.Д. Скобелева в селе Спасское-Заборово Рязанской области. Село названо по имени Спасо-Преображенского храма, в котором упокоились генералы отец и сын Скобелевы. Местные власти побеспокоились о приведении в порядок внешнего вида храма, однако внутреннее убранство оставляло желать лучшего. Отсутствовал иконостас, стены храма стояли голые, практически без икон, службы проходили от случая к случаю. Оптимизм внушала лишь небольшая группа молодых художников-энтузиастов, которые Христа ради расписывали стены. Меня поразила эта несправедливость и какая-то запущенность этого, казалось, Богом забытого уголка русской провинции. Захотелось как-то исправить эту ситуацию, вдохнуть жизнь и энергию в это на самом деле прекрасное место. Подумалось про себя: «Вот бы установить в этом храме красивый иконостас, может и священника добросовестного Бог пошлёт в это место».

Спустя некоторое время я был по общественным делам в Министерстве обороны у генерала А.В. Кирилина, члена Скобелевского комитета, большого ценителя и почитателя таланта этого полководца. Вдруг в кабинет вошёл скромно одетый мужчина средних лет. Это был вновь назначенный настоятель Спасо-Преображенского храма о. Сергий. На риторический вопрос генерала Кирилина, чем мы можем помочь батюшке и генералу Скобелеву, я довольно самонадеянно ответил, что попробуем установить в храме «царский иконостас». Не ожидая такого подарка от первого встречного, о. Сергий от удивления Царские врата Преображенского храма села Заборово Рязанской областисел на стул. Надо сказать, что мысль об иконостасе давно не давала мне покоя. Засучив рукава, я взялся за дело, тем более, что у меня уже был богатый опыт в этом деле и команда профессиональных мастеров из Суздаля. Оставалось лишь сделать проект, получить благословение правящего архиерея владыки Павла и найти средства на это богоугодное дело. С Божией помощью, не без искушений (в процесс вмешался кризис 2008 г.) иконостас был изготовлен. Поскольку генералы Скобелевы отличились во время русско-турецкой войны на территории Болгарии, иконостас был выполнен в соответствующей стилистике. Кратко, по академически, остановимся на некоторых особенностях этого проекта.

Надо отметить что, в византийских храмах XI—XIV вв.еков иконостас представлял собой портик с колоннами и свободным между ними пространством. Однако именно в это время большие писанные иконы появляются сначала на стенах, продолжающих иконостас, а затем на самом иконостасе между колоннами. Это были прежде всего иконы Спасителя Богоматери и святых храма. Как раз примером такого одноярусного иконостаса с продолжением рядов на стене, в котором сочетаются византийско-болгарские мотивы, является иконостас Спасо-Преображенского храма в с. Заборово Рязанской епархии. Как мы уже говорили, в этом храме упокоились, каждый в своем приделе два выдающихся русских генерала — георгиевские кавалеры отец и сын Скобелевы. Дмитрий Иванович (отец) — упокоился в приделе св. Димитрия Ростовского, а его сын — полководец «Суворову равный» — Михаил Дмитриевич — соответственно в приделе Архистратига Михаила.

Как уже было сказано выше, реставрационные работы, предпринятые администрацией Рязанской области, не предполагали восстановление внутреннего убранства храма, по инициативе ИА «Белые воины» был спроектирован уникальный иконостас из ценных пород дерева. Проект был предоставлен на рассмотрение архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу и благословлен им в 2007 году. К престольному празднику храма — второму Спасу 2009 года иконостас был смонтирован и передан настоятелю о.Сергию. Иконостас украшает тонкая художественная ручная резьба. Нам хотелось, что бы в этом «воинском» храме, где похоронен один из выдающихся русских военачальников, был бы и один из красивейших иконостасов Рязанской епархии. По объективному мнению очевидцев оно так и получилось.

Иконостас Преображенского храма села Заборово Рязанской области

Вся ручная резьба на сени и царских вратах покрыта золотом. Венчает царские врата двуглавый золотой орёл. По обыкновению на самих створках врат воплощена тема Благовещения — образы Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы. Центральные храмовые иконы — это образы Спаса Нерукотворного и Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. Дело в том, что по соседству с селом Заборово находится разрушенный храм в честь Корсунского образа Царицы Небесной, и настоятель о. Сергий для поддержки духовных сил будущих прихожан этого храма определил этот образ центральным в своём иконостасе. А пока верующие за неимением своего храма стали с радостью приходить на службу в Спасо-Преображенскую церковь. На дьяконских вратах — образы св. архидиаконов Стефана и Евпла (частичка мощей которого находится в храме). Завершают местный ряд большая храмовая икона Преображения (справа) и святителя Николая Чудотворца (слева). Навершьем одноярусного иконостаса является красивый золотой крест в прекрасном резном орнаменте. Классическую форму иконостаса продолжают Чин Деисуса (что означает в переводе с греческого моление), праздничный, пророческий и праотеческий ряды, профессионально изображенные на стене над иконостасом молодыми художниками. По нашему замыслу этот иконостас должен стать духовным фундаментом для воссоздания разрушенного большевиками в Москве памятника генералу Скобелеву, этому же делу и послужит седьмая книга серии «Белые воины» о генерале Скобелеве, которая в этом году должна выйти в свет.

Спаси Господи и помилуй благодетелей пожертвовавших свои личные средства во славу Божию: Александра, Александра, Олега, Олега, Олега, Давида, Сергия, Валентина, Владимира.

Царские врата Преображенского храма села Заборово Рязанской области

+ + +

Настоятель Преображенского храма села Заборово Рязанской области о. Сергий

http://rusk.ru/st.php?idar=42892

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика