Русская линия
Русская линия Ксения Кривошеина08.07.2010 

Мечты о нео-диссиденской каторге

Сегодня Россия вновь влилась в общий поток культур всех времён и народов. Коммуникации нас объединили, железный занавес давно на свалке истории и русскому человеку хочется отряхнуть пыль с колен. Искусство стало массовым явлением, теперь все кому не лень пишут романы, рисуют, снимаются в кино, поют и играют на театральной сцене. Голивудский «шанс», так замечательно воспетый в 30−50годах американским кино, распространился на весь мир и достиг России. Самая престижная профессия — не иметь профессии, а быть знаменитым! Может поэтому хороший водопроводчик и слесарь стали редким «зверем», что так остроумно (но смех сквозь слёзы) показано в фильме Ю. Мамина «Фонтан»

Русская культура перестала быть национальной и прекратила своё служение музам с момента водворения на территории России государства по имени СССР. Значительным событием стало подчинение культуры государственноой идеологии, полное разрушение церкви и обмирщение (или как теперь говорят — секуляризации) всего общества. Искусство, почти сразу после 1917 г., стало служить власти, а Церковь, отделённая от государства оболганная, расстреленная и опозоренная, была втянута в этот процесс обмирщения так, чтобы было наглядно: вместо икон и алтарей в них разместились склады, тюрьмы, клубы и театры, а стены страшно обезглавленные украшались кумачом «Вперёд в победе Коммунизма!». Так «опиум для народа» был подменён «культурой в массы», она, эта культура, заменила советскому человеку церковь: театр и кино стали настоящими поводырями совести, герои новых пьес превратились в неких «святых», на них равнялась вся страна (кстати, хорошо известная статуэтка маленького Ленина, была слеплена под нежного «херувима»).

Культура — как церковь, а служители Мельпомены её архиереи. Обожествление актёрской профессии превзошло все мыслимые вершины, и сейчас ничего не изменилось: актёры вещают по всем телеканалам, «линия жизни» прослеживается только у них и «золотой шар» закатывается только в их «кельи». Голоса писателей, художников, учёных, рабочих, священников, философов и просто умных людей заслонены, их как бы в стране не существует.

Из нашего прошлого пришло не только это смещение понятий, недомолвки, недопонимания: кто друг, а кто враг, кто «наш», а кто «не наш». Раздирается общество на агнцев и козлищ и почти уместны слова, что «противник дурно пахнет». Но виновен ли этот противник, что он такой какой есть? Что он не понимает куда ему сегодня идти, как молиться или какую пьесу писать, какую картинку выставить, какого героя восхвалять или охаивать… И где, в каком храме или не в храме, нужно плясать или молиться? За 80 лет Советской власти блуждания в потёмках, с полным неуважением какой-либо веры, упразднило в советском человеке понятия «табу». Ну так почему бы и художникам не проявить себя знатоками церкви, не покритиковать «дремучих, заскорузлых церковников»?

Трудно из беспризорного детства и юности стать хорошо воспитанным здраво мыслящим гражданином новой страны.

Казалось бы, чего проще, расставить всё по местам: твори инсталяции, но не кощунственные, не обижай креативом национальную символику, не глумись над религией и показывай это в приватных галереях. Но при этом оставь любую веру в покое, оставь церковную тему для храма. Что тебе до этого, ведь церковь это не театр. Если бы один из инсталляторов попробовал выставить в центре Нью-Йорка забавные композиции на темы Торы… то, вряд ли бы автор подобного креатива успел бы добежать до ближайшей аптеки! На этом художник заработал бы не славу, а проклятие «свыше» и скорые судебные приговоры.

Я совершенно не считаю, что нужно влеплять этим хулиганам 5 лет тюрьмы и ссылку на поселение в Сибирь!

Наверное есть меры другие. Во первых, просто объяснить, что не нужно поступать как при Ленине-Сталине-Хрущёве и Брежневе — осквернять Церковь. Не нужно тосковать о театре и мистериях в неположенных местах, есть для этого Союзы (художников, кино, театра и проч.) Не нужно из хулиганов делать мучеников «от чистого искусства», они не заслуживают такого подарка, хоть им и снится нео-диссидентская каторга и миллионные гонорары от продаж на мировых аукционах…

Когда во время футбольного матча в Париже, арабская молодёж освистала Марсельезу, президент Жак Ширак демонстративно покинул стадион. А на днях, одна из известных компаний опубликовала фотографию, где мужской силуэт подтирается французским триколором. Наказание последовало незамедлительно! В тюрьму не посадили, но меры были приняты серьёзные.

В завершение хочу отнести читателя к моему тексту «Работа за шкаф», где я рассказываю о трагических событиях художественной жизни в СССР. Но всё было другое и мотивы и последствия и приговоры http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/6/kri6.html


Ксения Игоревна Ершова-Кривошеина (род. в 1945 г. в Ленинграде) — художник, график, ювелир, живописец, литератор. В 1980 г. эмигрировала во Францию. Выставляется в галереях и салонах Франции, Швейцарии, Германии и др. Публикуется в газете «Русская мысль» и во французских сборниках. Занимается живописным и литературным наследием Матери Марии (Скобцовой). В 2003 г. (N 12) в «Звезде» опубликован роман «Русская рулетка». Живет в Париже.

http://rusk.ru/st.php?idar=42891

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru