Роль Русской Православной Церкви в формировании идеи государственной власти России (к. XV — XVII вв.)
Уважаемые организаторы конференции, дорогие коллеги, прежде всего, я хочу поблагодарить Оргкомитет за предоставленную мне возможность выступить на этой, очень значительной для дальнейшего развития исторической науки, конференции. Я понимаю всю трудность перехода к древнему периоду русской истории, после того, как мы услышали такие насыщенные и эмоциональные выступления о наших днях, но, тем не менее, постараюсь окунуться в привычную для меня атмосферу России XVI — XVII веков. Идея государственной власти и то место, которое в формировании этой идеи занимал союз Русской Православной Церкви и государства, начала формироваться сразу после того, как вокруг Москвы были объединены земли других русских княжеств, а именно в 80-е годы XV века. Одновременно появляется ряд текстов, свидетельствующий о давних связях русских князей с римскими и византийскими императорами и римским и византийским наследием на Руси. Это было тем более существенно, потому что и христианство на Русь пришло из Византии. В этой связи в 1489 году русский посол к императору Священной Римской империи говорил, что прародители Московского великого князя по изначальству были приемниками прежних римских императоров, а позднее, через 3 года, митрополит Зосима напишет об Иване III как новом царе Константине, новому граду Константину — Москве и всей Земле Русской. Очень скоро эти идеи, выраженные, я бы сказала, еще смутно, преобразуются в блистательные произведения, описывающие происхождение русских князей от римского императора Августа и передачу регалий власти русским великим князьям византийским императором Константином. Все это было важно, так как в средние века государство на международной арене персонифицировалось его правителем, а регалии власти и способ их получения свидетельствовали о прерогативах власти этого государя и его ранге. иБлагодаря таким произведениям Москва становится наследницей Рима и Константинополя. И в это же время, в 90-е годы XV века, визуально оформляется идея связи в управлении государством между великим князем и митрополитом Московским. Я имею в виду известную икону Деонисия, посвященную митрополиту Петру с житиями, которая была написана для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополит Петр в этих двадцати с лишним клеймах, где повествуется о его жизни, выступает как равноправный соратник Московского великого князя Ивана Даниловича Калиты. Князь и митрополит вместе принимают участие в государственных актах, решают государственные вопросы, причем, художник изобразил содружество между князем и митрополитом языком живописи, но достаточно эмоционально, чтобы представить себе, что это действительно были соратники в создании русского государства. Тогда же, в XV веке, государство проводит ряд мероприятий, чтобы конституироваться и ввести свои символы и эмблемы на международную арену. Это герб Русского государства, это первый судебник, это легенда о происхождении русских князей от византийского императора Августа. И, наконец, разработка ритуала возведения на престол, который просуществовал с конца XV до конца XVII века. Это тоже очень знаменательно, потому что стабильность ритуала возведения на престол символизировала стабильность государственной власти. В последней легенде о получении регалий от византийского императора Константина уже подчеркивала высокий статус этих регалий. Связь славянских стран с Византией имеет древнюю традицию, и не только в России была легенда о получении регалий власти от императора Константина, но и в других славянских стран, правда, в более в ранний период. Я говорю о Балканах, где эта идея прекратила свое существование после падения Константинополя и турецкого завоевания. Такой регалией власти для раннеславянских стран был крест императора Константина, которому придавалось большое символическое значение. Крест императора Константина выступал как скипетр власти. Идея креста императора Константина на Руси начала зарождаться в XV веке, когда на саккосе митрополита Фотия появляется вышитое изображение великокняжеской семьи — великий князь Василий Дмитриевич с женой, дочерью и затем, византийским императором Палеологом. В руках у Василия Дмитриевича крест императора Константина, вернее, скипетр в форме креста императора Константина. А над великокняжеской семьей, благословляя ее, изображены сам император Константин и его мать императрица Елена. В реальном воплощении крест императора Константина как символ власти в России не появился, но в тоже время его виртуальное, так сказать, изображение просуществовало довольно долго. Когда в конце XV века итальянскими мастерами строился великокняжеский дворец, вход в Главную Грановитую Палату был украшен фресками, изображающими сон императора Константина и обретение им креста. Этот сюжет, но уже исполненный в XIX веке сохранился до сих пор и до сих пор украшает эту комнату великокняжеского дворца в Московском Кремле. Кроме того, в XVII веке были созданы два полных портрета царей Алексея Михайловича и Михаила Федоровича, и оба царя держат в руках крест императора Константина как скипетр власти, еще раз подчеркивая связь Русского государства с Византийской империей, которая произошла в результате крещения в Киеве, принятом из Византийской империи. Само название власти великого князя в XVI — XVII веках определялась словом? скипетродержание?, и этот скипетр власти в XVI веке, скипетр власти, которым должен править великий князь, он имел форму пастырского посоха, это очень древняя форма скипетров, рано утраченная в других государствах. Кстати сказать, скипетр не входил в число даров императора Константина, которые были присланы как символ власти великому князю Владимиру Мономаху. Так вот скипетродержание, эта древняя форма, форма посоха, она еще раз подчеркивала пастырскую власть великого князя, и это значение было хорошо сформулировано в чине венчания, в сюжете, когда царю, уже одетому в царские одежды, на которого возложены все царские регалии, митрополит в своей речи рассказывает о том, как он должен править русским государством. Эта формула очень мало изменяется, начиная с коронации Ивана IV и кончая коронацией Петра и Ивана Алексеевича. И звучала она так: ?Ты есть раб Божий Церкви и сохрани веру христианскую греческого закона чисту и неколебиму и соблюди царство свое чисто и непорочно, якоже ныне приял еси от Бога, и люби правду и милость и суд правый и послушна милостивая?. То есть царь должен выступать и одновременно судьей и пастырем, наставляющим свою паству. Причем, в XVII веке эта формулировка постепенно увеличивается, уточняется, что такое паства бояр, как надо бороться с агарянами, но в общем она существует во всех коронационных актах русских царей. В церемонии коронации есть особенный момент, который связывает Русь с древними империями. К коронации Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля было поставлено царское место, это именно то место, она которое царей приводят уже облаченных в коронационные регалии, вручают им скипетр власти, и вот это символическое вручение власти государю происходит на царском месте. Царское место Ивана Грозного с незначительными переделками сохранилось до наших дней и стоит на том же месте в Успенском соборе, но история его очень интересна. Это такое красивое деревянное сооружение, причем, если сейчас это хоть и облезлое, но красивое резное дерево, то прежде он был раскрашен — золото, синее и красное, и, очевидно, это смотрелось, и цвета сами символические, и это, конечно, смотрелось очень торжественно в интерьере Успенского собора Московского Кремля. На стенках царского места 12 пластин, это иллюстрации к рассказу о передаче даров императора Константина Киевским великим князьям. И каждый из 12-ти эпизодов этого рассказа сопровождается цитатой из? Сказания о князьях Владимирских?, где описывается эта передача даров. Но и сам этот трон знаменателен. Традиция устраивать такое княжеское место в церкви появилась, когда княжеская семья спустилась с хоров на первый этаж здания. И символически эти царские места всегда связывались с троном царя Соломона, известным по Библии. И даже строили, и даже вот наше царское место имеет внешние черты, приближающие его к трону царя Соломона. Таким образом, мы видим, что в XVI веке очень четко проводится идея формирования власти, как полученной и продолжающей власть византийских императоров, которую ведут потомки римского императора Августа на русском престоле. И еще одним грандиозным проектом, ну, я не буду говорить всем известные факты о том, что и коронация Ивана Грозного была подготовлена митрополитом Макарием, и, очевидно, создание чина возведения на престол, оно тоже было подготовлено в церковных кругах, также как это было и в других странах, и то, что именно при Иване Грозном был проведен существенный акт сакрализации государя — впервые введен обряд миропомазания. И здесь есть еще один любопытный момент. Легенды о передаче власти и продолжении деятельности византийских императоров их потомками уже в Москве, оказались в светском памятнике, который известен современной литературе как Чудовская повесть (Чудовская — по месту, где хранилась, из собрания Чудова монастыря Московского Кремля). Трудно говорить о том, что Чудовскую повесть создали именно в Чудове монастыре Московского Кремля, но то, что она там хранилась с XVI века и дошла до наших дней именно в таком состоянии само по себе тоже существенно и тоже говорит о том, как церковь была заинтересована и следила за формированием идеи царской власти в Москве. И самым грандиозным проектом, о котором я говорить не буду, потому что ему будет посвящен специальный доклад, было создание Степенной Книги царского родословия уже во второй половине XVI века. Это тоже детище московских митрополитов и в нем очень красиво переплетены рассказы, свидетельствующие именно о взаимодействии русских князей и митрополитов в целях создания русского государства. Хотя все эти произведения XVI века указывают на продолжение идей Рима и Константинополя, все-таки они посвящены России, излагая историю России как таковой, без показа ее тесной связи с другими государствами. А вот уже в XVII веке, надо честно сказать, что до половины XVII века затихает эта деятельность в развитии государственных идей, но надо было делать новое, потому что Романовы уже не были связаны напрямую с императором Августом, как это рассказывалось о русских Рюриковичах. И поэтому они и в коронационном обряде, в оформлении своих регалий власти прибегают с одной стороны к такой архаизации, возврату киевских традиций, а с другой стороны все больше вводится в регалии власти государственная символика. Но в середине XVII века, когда уже были решены основные политические вопросы, снова возникает идея о развитии древних традиций основания царской власти Русского государства. И опять же, как было в конце XV века, первый импульс дает русская иконопись. Для церкви Троицы в Никитниках, находящейся в Китай-городе в Москве и построенной как домовая церковь семьей купцов Никитниковых, пишется икона, которая не имеет самоназвания, но одно из названий, принятых в современной науке для нее — это Владимирская икона Божией Матери или Насаждение древа Российского государства. Икона написана придворным иконописцем Симоном Ушаковым, работавшим в Московском Кремле, и надо сказать, что писал он эту икону для церкви, которая стоит самом в центре усадеб высших иерархов государственного аппарата, то есть тем, кто непосредственно участвовал в разработке государственных идей и государственных документов самого высокого уровня. Так вот эта икона, не имевшая прецедентов в более ранней иконописи России, показывает, как насаждалось древо Российского государства. Из Успенского собора Московского Кремля прорастает древо, которое насаждают, действительно насаждают, придерживая руками и поливая из кувшина, Московский великий князь Иван Данилович Калита и Московский митрополит-чудотворец Петр. И на ветвях этого древа помещены изображения русских святых чудотворцев и русских митрополитов. Вот тут опять, уже во второй половине XVII века, проводится идея равноправного насаждения древа Российского государства, которое осуществляют великий князь Иван Калита и митрополит Петр. Кроме этого визуального изображения, появляется целый комплекс публицистических сочинений, которые воспевают идею государственности России в разных аспектах. Это титулярник, богато иллюстрированная рукопись, где помещена история русских великих князей, начиная с Рюрика, и история стран, окружающих Россию и титулы их князей. Россия в этом произведении уже имеет не только свою единую историю, но она вписывается в историю европейских стран. И это было подтверждено и зарубежными авторами. В это же время привозится генеалогия русских великих царей, составленная герольдмейстером императора Священной Римской империи, где показывается родственная связь между Алексеем Михайловичем и всеми правящими государями соседних европейских стран, то есть Россия вписывается в систему европейских государств, она имеет единую историю вместе с ними, и это новая черта традиций XVII века. Таким образом, идея государственности с самого начала своего существования, с конца XV века, стремилась придать власти Россию императорский уровень и поставить ее в ряд с древними империями, существовавшими в мире, определить ее место среди европейских государств. Такая разработка идеи подготовила уже реальный переход России в состояние Российской империи, который произошел при Петре Алексеевиче.