Независимая газета | Сергей Чапнин | 19.09.1998 |
В августе редакция «НГ-Религий» получила заявление братии Валаамского монастыря, в сопроводительном письме к которому настоятель монастыря архимандрит Панкратий выразил пожелание напечатать его в нашей газете как опровержение на публикацию так называемого письма «Валаамских иноков Патриарху Алексию II». По всей видимости, Валаамский монастырь получил неточную информацию, так как подобного письма мы не публиковали, а лишь использовали из него (20.05 98 г.) цитату со ссылкой на газету «Русь Православная». Кроме того, не в традициях нашей газеты печатать открытые письма. И тем не менее мы решили опубликовать это заявление из-за его исключительной важности для понимания тех процессов, которые сегодня происходят в церковной жизни.
Итак, письмо разоблачает подлог, растиражированный газетой «Русь Православная» и некоторыми ангажированными национал-публицистами. Первый вопрос, который возникает после столь решительного опровержения Валаамской братии, очевиден: кому было выгодно запускать фальшивку и прикрываться авторитетом Валаамского монастыря?
Не секрет, что ставропигиальные монастыри, которые находятся в прямом подчинении Патриарху, минуя епархиальное начальство, оказывают на церковную жизнь не меньшее влияние, чем Священный Синод или Архиерейский собор. Известная самостоятельность их суждение основана на огромном авторитете этих обителей, который, в свою очередь, является своеобразной данью прошлому их величию. Их влияние относится исключительно к духовной области и до последнего времени не использовалось в качестве инструмента внутрицерковного давления на епископат и лично на Патриарха Алексия II.
Лжевоззвание полностью соответствует тому курсу, который избрал для газеты «Русь Православная» ее главный редактор Константин Душенов. Он уже присвоил себе исключительное право говорить от лица «всех православных мирян» и теперь решил попробовать говорить от лица «русского монашества». Не получилось, так что же! Снова льется та же песня от имени «православной общественности». В номере. 7 за 1998 г. Константин Душенов публикует анонимную (заметьте, какое интересное сходство!) статью, в которой требования к Патриарху высказаны жестко: «Вопрос о том, какова личная позиция Патриарха по наиболее животрепещущим проблемам церковной жизни и общественно-политического развития России, обретает все большую актуальность… Так с кем же Вы, Ваше Святейшество?»?" Душенов недвусмысленно требует от Патриарха пересмотреть решения Священного Синода и отказаться от принятия «проэкуменических», с его точки зрения, постановлений.
Кстати, о том, как Душенов работает с авторами, красноречиво свидетельствует такой факт: в частной беседе карловацкий епископ Ишимский и Сибирский Евтихий признался, что ему звонил Константин Душенов и склонял к сотрудничеству. Не видя особого расположения епископа Евтихия, Душенов сделал самое заманчивое предложение. Мол. вам и писать ничего не нужно будет — мы сами все напишем, а вы только отредактируете и подпись свою поставите. Владыка Евтихий отказался. А сколько тех, кто все-таки согласился? Кстати, не так ли Душенов «работал» и с блаженной памяти митрополитом Иоанном (Снычевым)?
Давление на Патриарха в последнее время растет, и ему все сложнее удерживать баланс сил. Согласиться с Душеновым и осудить тех, на кого лжепатриоты повесили ярлык «никодимовцев», означает рассечь тело Церкви надвое. Кто же от этого может выиграть? Борьба за чистоту Церкви в понимании «Руси Православной» очень напоминает методы партийных чисток 30-х годов.
Подлинное письмо валаамских монахов показывает, что даже при существующих разномыслиях большая часть монашества все-таки с Патриархом. А значит, раскола пока не будет.
Уважаемый господин редактор!
Предоставляю Вашему вниманию опровержение на материал, опубликованный в Вашей газете. 6 (12) 1998 г., который вышел за подписью «Валаамских иноков», на самом деле не являющийся таковым.
Прошу Вас, по возможности, опубликовать его в печати.
С уважением, игумен Спасо-Преображенского монастыря
архимандрит Панкратий.
В периодической печати, освещающей церковную жизнь в России появились тексты, обращенные к священноначалию Русской Православной Церкви и лично к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси АЛЕКСИЮ I, в которых в ультимативной форме требуется разъяснение ряда, по словам автора, «животрепещущих и злободневных вопросов современной церковной жизни». Все эти требования являются АНОНИМНЫМИ, однако их авторы (или автор), прикрываясь именем Валаамской обители, дерзают подписывать свои воззвания: «Валаамские иноки». В связи с этим мы, насельники Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря, собравшиеся на общемонастырском собрании 22 июня 1998 года, вынуждены заявить следующее:
1. Обращения к священноначалию Русской Православной Церкви и лично к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II, опубликованные в газете «Русь Православная». 6 (12) и «НГ религии» от 20 мая 19 098 года от лица «Валаамский иноков» — в действительности не имеет никакого отношения к Валаамскому монастырю, поскольку попали в средства массовой информации без ведома и благословения Игумена и монастырской братии.
2. Позиция братии Валаамского монастыря по отношению к экуменическому движению ясно выражена в обращении к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси АЛЕКСИЮ II и всему священноначалию Русской Православной Церкви от 13/26 марта 1998 года, оно носит открытый характер, под ним стоит более 150 подписей насельников Валаамской обители.
3. Верность Святой Матери Церкви и послушание священноначалию является краеугольным камнем жизни братии Валаамского монастыря. Единственной целью обращения братии к священноначалию РПЦ, относительно экуменизма, было искреннее желание укрепления внутрицерковного единства Церкви, ввиду усиливающегося натиска антицерковных сил.
4. Утверждение, находящееся в лжевоззваниях, о возможности «обращения за окормлением в русскую Православную Церковь Заграницей и к другим Поместным Церквам… (?!)» — носит явно провокационный характер и вызвало у братии Валаамского монастыря единодушное негодование.
Публикация подобных провокационных текстов, по нашему убеждению, на руку антицерковным силам, стремящимся разрушить единство Русской Православной Церкви.
5. Также вызвала порицание монастырской братии позиция авторов лжевоззвания, которые требуют от Патриарха открыто исповедовать Его взгляды на сложные современные проблемы, в то время, как сами боятся открыто подписаться под собственным письмом и прикрываются чужим именем.
6. Ответственность за публикацию этих лжеобращений полностью несут вышеуказанные органы печати, поместившие на своих страницах весьма сомнительные анонимные материалы, не удостоверившись в подлинности этих лжеобращений.
На наш запрос канцелярия Московской Патриархии дала ответ, что не получала лжеобращений, опубликованных в прессе, — следовательно все эти публикации есть не что иное как пропагандистская акция, чуждая совести православного христианина. Надеемся, что редакции, допустившие столь соблазнительный промах, найдут в себе силы опубликовать опровержение и принести извинения братии Валаамского монастыря.
Игумен Спасо-Преображенского
Валаамского Ставропигиального монастыря
Архимандрит ПАНКРАТИЙ
Секретарь общемонастырского собрания
иеромонах ИСИДОР