Советская Россия | Констанин Душенов | 11.06.1998 |
«Состоявшийся сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви посчитал невозможным участие предстоятеля Русской Православной Церкви или другого иерарха в предстоящем 17 июля в Петербурге захоронении так называемых екатеринбургских останков». Об этом в интервью корреспонденту ИТАР/ТАСС сообщил по окончании заседания Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По его словам, в панихиде примут участие лишь рядовые священники местной епархии. Так Синод вновь подтвердил позицию, занятую на заседании 26 февраля. Одновременно митрополит Ювеналий сообщил, что в ознаменование 80-летия со дня убиения царской семьи в этот день 17 июля во всех храмах Русской Православной Церкви пройдет панихида об упокоении души Николая II, его супруги царицы Александры Федоровны, их чад и верных слуг, а также всех умученных за годы богоборчества.
Итак, многолетняя афера под названием «обретение и захоронение царских останков», в которую на последнем этапе оказались втянуты едва ли не все центральные органы государственной власти России, провалилась. И произошло это благодаря твердой позиции Русской Православной Церкви, не позволившей втянуть себя в сомнительные игрища амбициозных авантюристов.
«Советская Россия» одной из первых привлекла внимание широкой общественности к исключительной важности этого вопроса. Приснопамятный петербургский митрополит Иоанн так охарактеризовал смысл преступления в ипатьевском подвале («СР» 10.10.92): «стремились уничтожить Россию как Престол Божий, русский народ -как народбогоносец. Убивая Царя — сиволически убивали законную, христинаскую, национальную власть. Убивая Наследника — убивали и будущее России. Убивая вместе с Августейшей Семьей их верных слуг — убивали всесословное народное единение, к которому так стремилась всегда наша жизнь».
Кроме того, достоянием гласности вскоре стали факты, говорящие не просто о символическом, но о религиозноизуверном, ритуальном характере преступления. Неудивительно, что современные наследники русофобовцареубийц — поддержанные всей мощью «демократического» ельцинского Агитпропа и подмасоненной «мировой общественности», опасающейся всплеска «русского национализма» и «православного фуедаментализма» — сделали все, чтобы навязать общественности свою версию происшедшего.
ПЯТЬ УДАРОВ ПО РУССКОМУ САМОСОЗНАНИЮ
При этом они преследовали несколько политических, откровенно антирусских и антиправославных целей.
Во-первых, если бы Священноначалие Русской Церкви позволило втянуть себя в эту аферу, то ее реальные организаторы получили бы полную возможность шантажировать церковное руководство возможностью крупного скандала в случае разоблачения несостоятельности доказательств о подлинности останков.
Во-вторых, участие Московской Патриархии в кощунственном спектакле под названием «захоронение останков Царской Семьи» сделало бы в обозримом будущем практически невозможным наше воссоединение с Зарубежной Церковью, категорически отказавшейся признать подлинность лжемощей. Таким образом было бы увековечено то гибельное церковное разделение, без уврачевания которого немыслимо ни русское духовное, ни русское национальное возрождение.
В-третьих, дирижеры этой провокации явно рассчитывали внести дополнительную смуту и разделение в саму Русскую Православную Церковь, расколоть православную общественность на противоборствующие лагеря сторонников и противников захоронения, создать дополнительный очаг напряженности между церковными «низами» и «верхами» т. е. между верующим народом и церковным Священноначалием.
В-четвертых, развязать очередную кампанию по обвинению Православной Церкви в «антисемитизме» и «православном фашизме». Учитывая, что главные убийцы Царской Семьи Янкель Юровский и Шая Голощенкин были евреями, а также склонность нынешнего председателя госкомиссии по захоронению останков Бориса Немцова подчеркивать свое национальное происхождение, ситуация и вовсе приобретала какой-то зловеще-мистический характер.
В-пятых, создать прецедент поклонения лжемощам. Если бы екатеринбургские останки удалось захоронить в качестве останков Царской Семьи, членов которой многие верующие почитают как святых страстотерпцев, а потом обнародовать документы, доказывающие, что останки ложные, то для миллионов верующих это стало бы настоящей духовной катастрофой.
Кроме того, похоже, что из грандиозного шоу с захоронением останков определенные (и весьма влиятельные) политические силы собирались сделать своего рода «стартовую площадку» для предвыборной президентской компании своего кандидата в 2000-м году.
Но всем этим планам не суждено было сбыться. Сегодня, после нескольких лет острейшей борьбы, патриотическая общественность России вправе сказать, что она одержала одну из своих первых побед.
Я БЫ ЛИЧНО ВО ВСЕМ ЭТОМ НЕ УЧАСТВОВАЛ…
Особенно отрадно в этом деле то, что против фальсификаторов сумели выступить единым строем практически все ответственные политики и здоровые общественные силы — от коммунистов до иноков знаменитого Валаамского монастыря.
Впрочем, валаамские иноки еще не считают вопрос закрытым.
«Мне не нравится, что синодальное решение недостаточно категорично, — говорит наместник Валаамского монастыря архимандрит Панкратий. — Так, весьма сомнительна строчка о „рядовых священниках“, которым разрешено все же участвовать в церемонии. Если, Патриарх не участвет, иерархи не участвуют, значит, строго говоря, Церковь и как земная организация, и как мистичекое тело Христово тоже не участвует в данном „мероприятии“. А священники тогда почему участвуют?
Это порождает массу вопросов. То есть неучастие должно быть полным и недвусмысленным. А такое состояние половинчатости может породить соблазн. Понятно, конечно, что было сильное давление на Священноначалие РПЦ, не зря же сам президент с патриархом два раза встречался. В результате теперь конкретных священников, которые должны будут участвовать в этой церемонии, просто назначат. И самое печальное, что наверняка найдутся желающие покрасоваться перед камерами.
Но и госчиновники, пропихивавшие всеми правдами и неправдами решение о захоронении, оказались перед вопросом практически неразрешимым: патриарха не будет, значит и президента не будет. Значит и никаких высокопоставленных зарубежных гостей тоже не будет. А что же будет? Театральное представление на местном уровне. А ведь была задумана безумно помпезная программа… Хорошо бы, если бы питерские батюшки проявили сознательность и солидарно отказались участвовать в этом лицедействе. В конце концов что-то, конечно, состоится, но что и как — полная загадка.
Кроме того, у верующего человека по-прежнему остается несколько принципиальных вопросов: во-первых, каким чином отпевать, во-вторых, какими именами. Если отпевать будут просто усопших рабов Божиих, от богоборческой власти убиенных, — это одно. А если будут величать эти останки царскими именами — совсем другое. И в третьих -погребение в Императорской усыпальнице Петропавловского собора неизвестно кого — кощунственно, хотя бы эти люди и были невинно умученными жертвами государственного богоборчества.
Я бы лично во всем этом не участвовал, и мой совет священникам таков: вопросите собственную совесть, ведь если Патриарх не участвует, если иерархи не участвуют — значит делото сомнительное… Зачем же выставлять себя на посмешище?»
Итак, неясности в деталях остаются. Однако ясно главное: твердая и принципиальная позиция Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода сохранили честь Русской Православной Церкви и уберегли от пагубного соблазна миллионы верующих. Слава тебе, Господи!