Русская линия
Вячеслав Улыбин01.08.1998 

Архимандрит Назарий: мне было стыдно перед американскими потомками эмигрантов царской эпохи
Председатель Православно-патриотического межрегионального общественного движения «Александр Невский» Вячеслав Улыбин беседует с наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандритом Назарием.

Улыбин: Отец Назарий, сегодня все общество вновь оказалось в непростой экономической ситуации. Расскажите, пожалуйста, о том, как нынешние передряги сказались на решении проблем, стоящих перед Вами, как настоятелем Александро-Невской Лавры.
Архимандрит Назарий: Хотя Церковь отделена от государства, то, что сейчас происходит, прямым образом отражается и на нас. Основной доход-это доход от людей, которые сегодня совершенно неплатежеспособны, и нам в Александро-Невской Лавре пришлось остановить практически все работы и сейчас мы выплачиваем только одни долги — ведь за каждым рублем стоят люди, которым надо кормить семьи. Практически то, что сегодня приходит, сегодня же и уходит. Мы пока еще держимся, людей не увольняем;все же, несмотря на трудности, за этот год нам кое-что удалось сделать.

Архимандрит Назарий: Хочется сказать несколько слов относительно коммунистической площадки на территории Лавры (речь идет об атеистических захоронениях 1917−40-х гг. напротив Свято-Троицкого Собора Лавры-прим. корреспондента). Мы располагаем документами, из которых следует то, что еще в 1976−79годах властями города планировалось и затем было принято решение о переносе захоронений коммунистической площадки на Никольское кладбище. Нынешние официальные инстанции, не решая этого вопроса по существу, отделываются отписками, хотя это стихийное кладбище обезображивает вид Лавры. Но, вероятно, основная причина такого положения состоит в отсутствии средств. Несмотря на это, мы настойчиво добиваемся справедливого решения этого вопроса и надеемся на то, что рано или поздно будем услышаны.
Александро-Невская Лавра-это комплекс, начиная с Надвратной церкви, в который входят и некрополи, вместе с Тихвинской и Лазаревской церквями. Музей городской скульптуры, которому принадлежат сегодня эти некрополи, был создан искусственно и немало надгробных памятников в них стоит на пустом месте. То, что показывают сегодня туристам — зачастую просто памятники без могил, тогда как надгробия должны быть над гробами. Здесь же речь идет о малой скульптуре, точнее, о таком ее элементе, как погребальная скульптура, которую можно хранить в любом месте. Александро-Невская Лавра-это ансамбль и она должна быть полностью передана Церкви, в нерушимой целостности этого ансамбля. Городские власти устами губернатора обещали полностью передать здания Лавры Церкви к 2000 году. Сегодня эти здания заняты предприятием «Прометей». Следущим шагом — и я хочу, чтобы все это себе уяснили — должно стать полное возвращение Лавре принадлежащего ей имущества. В таком случае мы могли бы взять над ним попечение. Нас иногда упрекают: вот у вас на Никольском кладбище творятся безобразия, собираются какие-то секты. От себя могу добавить: там и сатанисты бывают, а если пройтись по часовням, то и «икону» Григория Распутина увидишь, и еще много чего. И когда нам говорят: «что же вы такое безобразие в Лавре допускаете?», я отвечаю: «Простите, но ведь это кладбище-то не наше». И если мы начинаем на нем что-либо делать, у организации, курирующей это кладбище, сразу же возникает к нам ревностное отношение. Мы взяли под свое попечение только то место кладбища, где похоронены монахи.

Улыбин: Александро-Невская Лавра в императорской России была религиозным центром Петербурга. Известно, что город основывался на двух святынях: иконе Казанской Божией Матери и мощах святого благоверного князя Александра Невского. 12 сентября — в день прославления святого — императорская фамилия вместе с духовенством возглавляла крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской Лавре. Кстати, и мы выступаем за то, чтобы день защитника Отечества праздновать не 23 февраля, когда был подписан позорный Брестский мир, а 12 сентября.

Архимандрит Назарий: Скажу больше: в синоидальный период Лавра была центром всей Русской Православной Церкви: здесь находились покои первенствующего в Синоде митрополита и все управление церковной жизнью осуществлялось из Петербурга. И если сравнить Лавру с сердцем, то сердце это — болящее, которому требуется серьезное шунтирование. Два года назад, в присутствии Святейшего Патриарха власти передали Церкви символические ключи от Лавры, но, к сожалению, они и до сих пор остаются символическими. В настоящее время нам передано чуть меньше половины всех зданий. Очень много свободных помещений, которые мы, однако, не можем занять и даже начать в них ремонт: ведь у нас все закольцовано — и тепло, и электроэнергия. И здесь город мог бы нам помочь — ведь предприятие «Прометей», которому пока еще принадлежат площади в Лавре, само поставлено в такие условия, что и все остальные. И уж если город взял на себя обязательство к 2000 году освободить Лавру от посторонних, то пусть поможет в этом. Своими силами? У нас вообще их нет, а у «Прометея» такие же обстоятельства, как и у всех. Вот сейчас сверху ремонтируется Благовещенская церковь, но внутри — кошмар; там где была могила Суворова-склад строительных материалов, какой-то арматуры, битых плит — это ужасно. И мне было стыдно перед американскими потомками наших эмигрантов-кадетов царской эпохи, присутствовавших на панихиде по Суворову, которую я служил. Просто стыдно. Внешний ремонт производится за деньги американцев, и в то же время сама церковь нам еще не передана, но мы там хоть навели элементарный порядок, а у музея до этого руки не доходят, но музей почему-то имеет право писать, что продает путевки на посещение Александро-Невской Лавры, тогда как из музейных объектов на территории Лавры находится одна Благовещенская церковь и та в аварийном состоянии, куда туристов водить нельзя.

Улыбин: Произошли ли какие-либо изменения во взаимоотношениях Церкви и власти? На словах власти говорят о своей лояльности к Церкви, а на деле.

Архимандрит Назарий: Мне кажется. что городские власти должны осознать то, что Лавра является памятником мирового значения, а не только федерального. Мы же себе в карман ее не забираем, мы же делаем ее не для себя, не для своих собственных нужд, а делаем для города, но средств у нас нет, и в этом городские власти могли бы нам помочь. Ведь не строит же себе архимандрит Назарий дачу: мы пытаемся возродить, восстановить государственное имущество. Оно не принадлежит нам, мы им пользуемся, хотя практически это церковное имущество. А то получается так: то, что находится под охраной государства, до того доведут, что даже не найти стенки, на которую можно было бы прибить табличку — стенка валится. А как только Церкви отдают — сразу ГИОП налетает черным вороном: и гвоздя без них нельзя забить — а когда шло разрушение — никто не видел. Странная позиция. Государственная инспекция предлагает своих проектантов — а этот проект стоит дороже, чем само восстановление. Восстановление — еще раз хочу подчеркнуть — государственного имущества. Церковь на сегодняшний день не является владельцем ни одного памятника архитектуры.

Улыбин: В следующем 1999 году Александро-Невская Лавра будет отмечать знаменательную дату.

Архимандрит Назарий: В следующем году исполняется 275 лет со дня перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Петербург. Мы бы хотели провести конференцию, приуроченную к этой дате. Событие значительное, идея положить в основание города мощи святого князя принадлежала Петру, фигура которого вызывает противоречивые суждения до сих пор, и до сегодняшнего дня есть разные суждения о его религиозности, на конференции можно было бы затронуть и этот вопрос. Хотелось бы, чтобы этот праздник прозвучал, и чтобы многие почувствовали, что здесь восстанавливается мужской монастырь. Из радостных событий дня сегодняшнего хочется отметить перенесение, в ближайшее время, в Лавру на поклонение мощей Александра Свирского, которые пробудут в монастыре до весны.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика