Русская линия
ИА «Белые воины» Василий Цветков08.07.2011 

Предисловие научного редактора к книге о «белом» генерале
Вышла в свет книга «Генерал Скобелев»

Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого; никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться; никто без законного основания не становится впереди другого, все подчиняется одной определенной цели, все имеет свое назначение. Потому-то мне так хорошо среди этих людей, и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на всю человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит.
Из письма Императора Николая I издателю «Друга солдата» Шнейдеру

Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю… если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас…
(Ис. 1:18, 20)

Обложка книги *Генерал Скобелев*
Обложка книги «Генерал Скобелев»

Очередная книга серии «Белые воины» посвящена памяти героя «Освободительной», Русско-турецкой войны 1877−1878 гг. — генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Он заслуженно считался одним из самых популярных военачальников Русской армии конца XIX — начала ХХ столетия. Лубочные картинки и «народные календари» с портретами доблестного генерала украшали дома, дети играли в раскрашенных деревянных солдатиков, идущих в атаку во главе с генералом на вздыбленной белой лошади. В легендах, знаменитых солдатских «сказках» Скобелев не уступал другому солдатскому герою — фельдмаршалу А. В. Суворову. Подлинная народная любовь сопутствовала легендарному «белому генералу» и при жизни и после скоропостижной кончины. «Слуга — Царю, отец — солдатам…»

Скобелев стал героем войны, блестящую победу в которой одержала новая армия обновленной России. Великие реформы Царя-Освободителя Александра II, введение всеобщей воинской службы сделали Русскую армию подлинно народной, основанной не на «палочной» дисциплине слепого следования уставам и «артикулам», а на силе духа, вере в победу и доверии своим командирам. Скобелев был известен как активный защитник, выражаясь современным языком, геополитических позиций России. Прежде всего, это относилось к идее освобождения славян и создания союза славянских народов Балкан, скрепленного братской кровью, пролитой на полях сражений. Освобождение от «османского ига» укрепляло Православный союз Болгарии, Сербии, Черногории и России. Не менее важны для растущей империи становились и позиции в Туркестане. Но не только укрепление границ и присоединение новых территорий представлялось важным для Скобелева. Необходимо было выполнить просветительскую миссию, помочь развитию промышленности, транспорта в регионе. Не колониальная политика захвата и угнетения отличала Россию времени царствования Императора-Миротворца Александра III, а политика сотрудничества с местным населением, его поддержки.

Для многих своих современников Скобелев выражал идею сильной личности, волевого человека, наделенного чертами национального лидера. «Белым генералом» Скобелева можно было называть отнюдь не за белый китель и фуражку, а за чистоту души, искренность и честность. Верность монархии сочеталась у него с верностью традициям воинской доблести и мужества, а осознанное исполнение долга, жертвенность подвига освящались твердым исповеданием православной веры. Авторитет сильной личности, сильной власти, сильного государства становился прочным барьером против революционного радикализма народнических кружков, растущей популярности народовольцев-террористов.

Скобелевские заветы продолжались в Русской армии и в начале ХХ столетия. Генералы, офицеры, участники Русско-японской, Второй Отечественной войн, Белого движения служили под командованием Скобелева, изучали его наследие. Генерал М. В. Алексеев был его адъютантом во время Русско-турецкой войны, участвовал в осаде Плевны, а генерал С. Л. Марков стал одним из первых исследователей наследия Скобелева. Таким же «белым генералом», близким к солдатам и офицерам, бескорыстным человеком чести и долга, искренним патриотом России называли современники генерала А. И. Деникина. Как и Скобелев, лидеры Белого движения стремились к укреплению государственной власти, опиравшейся на популярного военного вождя, национального лидера. Преемственность со скобелевскими заветами проявлялась и в особом внимании к укреплению славянского единства и международного авторитета России. Революционный угар 1917 г. не миновал памяти «белого генерала». Памятник на Скобелевской площади стал первым среди разрушенных московских мемориалов (еще до уничтоженных памятников российским государям) в ходе реализации «ленинского плана монументальной пропаганды». Основанием для сноса стало обращение в Моссовет рабочих завода «Гужон», не пожелавших видеть памятник «царскому сатрапу» накануне 1 мая 1918 г. Поэтому очевидно, что сегодня инициатива восстановления памятника Скобелеву должна опираться на «низовую» инициативу, подобно тому, как с первых «народных пожертвований» началось возрождение в центре нашей столицы величественного Храма Христа Спасителя, получившее затем поддержку со стороны Церкви и государства. Хотелось бы надеяться, что новый памятник Скобелеву станет символом воссоздания прерванной традиции, укрепит сотрудничество власти и общества в благородном деле восстановления преемственности с исторической Россией.

В. Ж. Цветков,
научный редактор серии «Белые воины»,
главный редактор альманаха «Белая Гвардия»

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru