Русская линия
Красная звезда Федор Бондаренко29.09.2007 

Проблемы решаются комплексно

1 октября в России отмечается День Сухопутных войск. В преддверии профессионального праздника на вопросы «Красной звезды» отвечает главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей Федорович МАСЛОВ.
— Алексей Федорович, что бы вы пожелали военнослужащим и ветеранам Сухопутных войск в преддверии праздника?
— Для начала я хотел бы поздравить всех военнослужащих, гражданский персонал, ветеранов Сухопутных войск, а также ученых, конструкторов, инженеров и рабочих ОПК, создающих для нашего вида Вооруженных Сил современную боевую технику, с Днем Сухопутных войск.
Искренне желаю ветеранам крепкого здоровья, всему личному составу — новых успехов в нелегком, но благородном труде — обеспечении военной безопасности России.

— В Вооруженных Силах РФ продолжается процесс реформирования. Оптимизировались ли структура Сухопутных войск, система организации боевой подготовки частей и подразделений?
— Сложившаяся после распада Советского Союза геополитическая ситуация и нестабильное экономическое положение в России потребовали проведения существенного реформирования Вооруженных Сил в целом и Сухопутных войск в частности. В ходе оптимизации структуры и боевого состава Сухопутных войск необходимо учитывать то, что при существующих объемах финансирования в этот период система вооружения Сухопутных войск практически утратила системный облик, поскольку после распада СССР на территории бывших союзных республик остались 8 из 16 военных округов, большие запасы материальных средств и боеприпасов. Негативное влияние на развитие технического оснащения войск оказали затянувшаяся перестройка оборонно-промышленного комплекса, старение и недостаток основных производственных фондов, сдерживание передовых технологий. Это в свою очередь обусловило необходимость учета реальных экономических и финансовых ресурсов страны при определении структуры, численности, боевого состава и приоритетных направлений развития Сухопутных войск. Несмотря на достаточно высокую степень обеспеченности войск основными видами ВВТ (от 80 до 100%), в то же время доля современного ВВТ составляла менее 30%. По оценкам специалистов, в этот период в Сухопутных войсках боеготовой оставалась лишь треть дивизий.
В связи с этим в основу развития Сухопутных войск на современном этапе положены следующие ключевые принципы: оборонной достаточности, сбалансированного соотношения структурных элементов, боевого и численного состава Сухопутных войск, соответствие организационной структуры и боевых возможностей соединений и частей характеру современной войны. Кроме того, организационная структура объединений, соединений и воинских частей должна быть простой и экономически целесообразной.
С окончательным определением внешних угроз Российской Федерации, постановкой задач как в целом Вооруженным Силам Российской Федерации, так и Сухопутным войскам в частности с учетом опыта современных вооруженных конфликтов, произошло перераспределение функций, ответственности, вследствие чего изменилась структура родов вверенных мне войск. Изменилось соотношение между родами войск — увеличилось количество мотострелковых соединений и воинских частей по сравнению с танковыми. Зенитно-ракетные бригады, оснащенные ЗРК и системами большой и средней дальности, были переданы в ведение ВВС и ПВО. Увеличено количество соединений и частей постоянной готовности, способных выполнять боевые задачи в существующей штатной структуре. Практически завершен процесс укрупнения военных вузов, а также приведение их структуры в соответствие с потребностями Сухопутных войск. Кроме того, произведен ряд изменений в штатной структуре некоторых частей, что обусловлено поступлением в войска новых современных образцов вооружения и военной техники. Так, например, изменена структура отдельных ракетных дивизионов «Искандер», созданы смешанные зенитно-ракетные полки «Оса — Тор» и т. д.
Что касается боевой подготовки, то в Главном командовании Сухопутных войск завершена работа по определению перспектив дальнейшего совершенствования системы подготовки личного состава и слаживания подразделений в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В апреле-мае 2007 года данный вопрос прорабатывался в управлениях родов войск, специальных войск и в военных округах. В ходе этой работы достигнуто единое мнение: подготовку подразделений и воинских частей постоянной готовности, укомплектованных военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, целесообразно проводить по годичному циклу обучения личного состава и слаживания подразделений.
При годичном цикле обучения личного состава и слаживания подразделений части постоянной готовности будут заниматься в течение 11 месяцев с небольшим перерывом в апреле-мае для сезонного обслуживания вооружения и военной техники. Продолжительность периодов слаживания подразделений от отделения до батальона увеличится, количество мероприятий боевой подготовки (боевые стрельбы отделений и взводов, ротные и батальонные тактические учения) сократится. При этом общая продолжительность учений увеличится, что позволит более качественно выполнять учебно-боевые задачи.

— На ваш взгляд, какой военный округ на сегодняшний день является лучшим в вопросах состояния правопорядка и воинской дисциплины?
— Что касается показателей состояния правопорядка и воинской дисциплины в Сухопутных войсках в 2007 году, то анализ сложившегося положения дел за 8 месяцев 2007 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) показывает, что в Сухопутных войсках наметилась устойчивая тенденция снижения преступлений и происшествий, гибели военнослужащих.
Целенаправленная работа органов военного управления и командиров воинских частей позволила сократить гибель военнослужащих на 12,5%, количество совершенных преступлений и происшествий — на 18,4%.
Более качественно работа по укреплению правопорядка проводилась в войсках Московского военного округа. В этом округе в 2007 году достигнуто сокращение общего числа правонарушений на 36%. За 8 месяцев текущего года в МВО не допущено хищений оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Достигнуто значительное сокращение таких видов преступлений, как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и рукоприкладство — на 53,7%, самовольное оставление военнослужащими места службы — почти на 50%, преступлений военнослужащих в отношении гражданских лиц — на 26,5%. В округе снижена на 52,4% офицерская преступность, на 16% - количество преступлений, совершенных солдатами и сержантами по призыву.

— Боевые возможности Сухопутных войск напрямую зависят от их оснащенности новыми, современными образцами вооружения и военной техники. Насколько активно идет их поставка в Сухопутные войска?
— Здесь следует сразу внести ясность. Дело в том, что повышение боевых возможностей соединений и частей Сухопутных войск не может осуществляться за счет поставок им только новых образцов вооружения и военной техники. Современные темпы развития науки и технологические разработки обеспечивают практически постоянное появление новых образцов вооружения и военной техники и позволяют полностью обновлять ВВТ армий большинства стран мира примерно каждые 5−7 лет. Однако ни один государственный бюджет в мире не сможет выдержать таких темпов обновления ВВТ в вооруженных силах.
Поэтому нами избран несколько иной путь решения этой задачи. Повышение боевых возможностей наших Вооруженных Сил и Сухопутных войск в том числе осуществляется двумя способами. Первый — это, как вы заметили, путем оснащения войск новыми образцами ВВТ. Второй — проведением глубокой модернизации уже существующих и стоящих на оснащении войск образцов вооружения и военной техники.
Комментировать первый способ не имеет смысла, он вполне понятен. Что же касается второго, то здесь можно отметить следующее. Большинство отечественных образцов вооружения и военной техники имеет весьма удачное конструкторское решение, что позволяет осуществлять их глубокую модернизацию в соответствии с предъявляемыми современными требованиями. При этом модернизация основных образцов ВВТ проводится по пути совершенствования их боевых и технических характеристик, повышения огневой мощи, подвижности, защищенности и командной управляемости.
Если повышение боевых возможностей Сухопутных войск оценивать по указанным параметрам, то картина выглядит следующим образом. Перевооружение соединений и воинских частей Сухопутных войск на новые и модернизированные системы вооружения осуществляется комплектно — батальон (дивизион), полк в соответствии с утвержденной Указом Президента РФ Государственной программой вооружения на 2007 — 2015 годы. При этом приоритетными в оснащении новыми и модернизированными образцами ВВТ для нас являются соединения и части постоянной готовности.
В 2006 году поставки в Сухопутные войска основных типов вооружения и военной техники позволили перевооружить ряд частей и подразделений на новые, современные образцы ВВТ. Осуществлена закупка более 200 образцов БТВТ, поставлено около 400 новых основных образцов ракетно-артиллерийского вооружения.

— Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 — 2007 годы» вступила в свою завершающую стадию, в том числе и в Сухопутных войсках. Каковы основные проблемы?
— К 1 января 2007 года переведены на новый принцип комплектования 50 соединений и воинских частей общей численностью более 64 тысяч военнослужащих. В настоящее время еще в 10 соединениях и воинских частях завершается комплектование должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту. Всего же в Сухопутных войсках проходят контрактную службу уже более 90 тысяч солдат и сержантов. И сомнений в том, что программа будет реализована, у нас никаких нет. Думаю, что уже к декабрю мы решим проблему перевода на контракт тех частей, которые включены в программу.
Показатели и достигнутые результаты дают основания говорить об имеющихся проблемах, в определенной степени влияющих на выполнение основных целей и задач, определенных федеральной целевой программой. Эти проблемы имеют организационно-правовой, социально-экономический, материально-бытовой и информационный характер. На этапе согласования ФЦП из программы был исключен ряд социально значимых мероприятий, касающихся строительства общежитий семейного типа, хранилищ и парков для вооружения и военной техники, школ, детских садов, магазинов, больниц и поликлиник. Из-за несвоевременности индексации программы обустройство военных городков осуществлялось в условиях хронического дефицита денежных средств. В результате реконструкция казарм и строительство жилья для военнослужащих начались практически одновременно с переводом частей постоянной готовности на контрактную основу. При этом не были учтены особенности семейного положения солдат и сержантов, что привело к отсутствию в планах строительства общежитий семейного типа, детских дошкольных учреждений и введения дополнительных рабочих мест для членов семей.
Но самым важным остается кадровый вопрос, ведь поступающие сегодня в Сухопутные войска техника и вооружение достаточно сложные, а морально-психологические и физические нагрузки на личный состав порой чрезвычайно высоки. Все это формирует высокие требования, предъявляемые к моральным и деловым качествам военнослужащих Сухопутных войск, которые проходят военную службу по контракту. Но с сожалением нужно отметить, что контракты сегодня подписывает далеко не лучшая часть молодых людей — в первую очередь те, которые по разным причинам не нашли своего места в гражданской жизни. Поэтому в настоящее время наблюдается высокая текучесть кадров среди военнослужащих-контрактников.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо заинтересовать молодых людей перспективой служить в армии. Контрактная служба должна стать привлекательной и конкурентоспособной на рынке труда. Сегодня же налицо несоответствие оплаты профессионального воинского труда его содержанию и специфике, уровень денежного довольствия контрактников явно недостаточный. Судите сами: сумма денежного довольствия, получаемая на руки военнослужащими с учетом надбавки за особые условия боевой подготовки в частях постоянной готовности, составляет в среднем 7,5 — 9 тыс. рублей, за исключением соединений и воинских частей, дислоцированных в Чеченской Республике. Тяжелый труд военнослужащих контрактной службы в этой «горячей точке» оценивается в пределах 15−20 тыс. рублей. И хотя такой размер денежного довольствия превышает среднюю заработную плату в большинстве регионов страны (46 субъектов Российской Федерации), он тем не менее в 1,5 — 2 раза ниже запросов самих военнослужащих.
И дело здесь не только в размерах денежного содержания. Сегодня хорошим стимулом для контрактной службы являются социальные льготы и гарантии военнослужащим, но они будут иметь реальный эффект только тогда, когда будут последовательно выполняться государством. В кратчайшие сроки необходимо решение как жилищной проблемы всех категорий военнослужащих по контракту (от офицера до солдата), так и повышения денежного содержания, усиления заботы о семьях военнослужащих, а также обеспечения гарантированного трудоустройства после увольнения с военной службы. Главное состоит в том, чтобы обеспечить такое положение, когда военнослужащие-контрактники смогут увидеть социальную перспективу своей служебной деятельности, ее общественную значимость и государственную востребованность. Только при решении этой задачи станет возможным создание условий для формирования в России Вооруженных Сил с ярко выраженными чертами профессиональной армии и личным составом, желающим служить и качественно выполнять служебно-должностные обязанности.

http://www.redstar.ru/2007/09/2909/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика