Русская линия
Красная звезда Александр Тихонов28.09.2007 

Террористам перекрывают кислород

Перед участниками антитеррористического оперативно-стратегического командно-штабного учения «Байконур: Антитеррор-2007», проводимого ФСБ и Национальным антитеррористическим комитетом России при координирующей роли Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, выступил руководитель АТЦ генерал-полковник милиции Андрей Новиков. Тема доклада: «Международное антитеррористическое сотрудничество в вопросах защиты объектов повышенной опасности».
В своем выступлении генерал-полковник Новиков отметил, что особенно часто в последние годы население и различные экосистемы подвергаются воздействию высокотоксичных химических средств, производимых в промышленном масштабе на экологически опасных объектах. При этом несанкционированное нарушение технологической цепи либо совершение диверсий на подобных объектах чреваты масштабным поражением населения, экономической инфраструктуры и природы, а проще говоря — экологической катастрофой.
— Следует отметить, что важнейшим компонентом поражающего фактора высокотоксичных химических средств является мощный психологический эффект, парализующий волю человека или сеющий панику и хаос, — сказал генерал-полковник милиции Новиков. — Поэтому непредумышленные техногенные аварии, а тем более террористический акт на экологически опасном объекте, реально представляют собой огромную опасность. В 1984 году взрыв реактора на заводе американской химической компании «Union Carbide» (Юнион Карбайд) в Бхопале (Индия) произвел обескураживающий эффект на обслуживающий персонал и местное население, действия которых в первые часы после взрыва были фактически парализованы. Это привело к гибели около 3.000 человек и тяжелым отравлениям более 50 тысяч человек.
По мнению международных экспертов, в ближайшем будущем угроза использования радиоактивных, химических и биологических веществ в террористических целях будет неуклонно возрастать. В первую очередь это связано с углубляющимся в процессе глобализации мировой экономики расколом международного сообщества на богатые и бедные страны, либерализацией торговли и экспортного контроля, отсутствием эффективных механизмов контроля за распространением компонентов оружия массового поражения, доступностью данных о новейших разработках в области традиционных и нетрадиционных видов вооружения (особенно с помощью глобальной сети Интернет), высокими уровнями финансирования, технической оснащенности и интеллекта разработчиков этих средств, усиливающимся сплочением и интернационализацией террористических групп и преступных организаций.
Однако государства — участники СНГ не намерены пасовать перед угрозами, исходящими от террористических структур. В настоящее время в государствах Содружества накоплен достаточный опыт организации противодействия террористическим угрозам, достигнута согласованность усилий всех субъектов антитеррористической деятельности каждого из государств-участников, сформулированы и претворяются в жизнь приоритетные направления совместной работы.
Прежде всего это участие в разработке нормативной правовой базы, способствующей осуществлению согласованной деятельности национальных компетентных органов. Правовую основу взаимодействия в этом плане составляют Устав СНГ, Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий, Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и ряд других соглашений.
Концепция сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, одобренная Решением Совета глав государств Содружества 26 августа 2005 года, одним из основных направлений сотрудничества государств — участников СНГ, их компетентных органов определяет противодействие терроризму на всех видах транспорта, объектах жизнеобеспечения и критической инфраструктуры.
Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом указывает на то, что компетентные органы Сторон в соответствии с настоящим Договором, другими международными договорами и национальным законодательством осуществляют сотрудничество путем оказания содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы; совместного, по согласованию Сторон, финансирования и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности.
Здесь необходимо отметить, что данная работа осуществляется на плановой основе в соответствии с утвержденными Советом глав государств СНГ, реализованными и реализуемыми в настоящее время Программами сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на период 2003 — 2004 гг. и 2005 — 2007 гг.
В этой связи за данный период Антитеррористическим центром государств — участников СНГ были обобщены предложения, поступившие из компетентных органов государств — участников СНГ по защите важных промышленных объектов и объектов повышенной техногенной и экологической опасности в случае проведения на них террористических или диверсионных акций. По результатам анализа подготовлена и направлена в органы безопасности и спецслужбы государств Содружества информация «О мероприятиях по совершенствованию защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность».
Проведен анализ угроз ядерного (радиологического) терроризма в странах Содружества, который в ближайшее время будет представлен на рассмотрение компетентных органов государств СНГ.
На 20-м заседании СОРБ рассматривался ход реализации положений Протокола о согласованных мерах по противодиверсионной защите объектов промышленности, транспорта и связи, предупреждению о возможных актах ядерного, химического и бактериологического терроризма от 1 октября 1999 года. Участники заседания признали целесообразным продолжить работу по дальнейшему совершенствованию взаимодействия спецслужб стран Содружества в данной сфере.
Проект Программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 — 2010 годы, который будет рассмотрен на октябрьском заседании Совета глав государств Содружества, предусматривает дальнейшее проведение согласованных и совместных мероприятий, направленных на защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность.
С учетом того, что успешно противостоять терроризму можно, только консолидировав весь положительный потенциал мирового сообщества, АТЦ СНГ как координирующий орган Содружества в этой сфере продолжает активно развивать имеющиеся и налаживать новые отношения и контакты с различными международными, государственными и межгосударственными структурами, общественными организациями, контртеррористическими и научными центрами, занятыми в сфере противодействия терроризму.
— Руководствуясь опытом деятельности Антитеррористического центра, мы постоянно призываем максимально эффективно использовать возможности Организации Объединенных Наций и ее структурных подразделений с тем, чтобы обеспечить легитимность международных усилий и выйти на новое качество укрепления коалиции государств, борющихся с мировым терроризмом, — подчеркнул руководитель АТЦ СНГ.
Выступления других участников сбора руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб государств — участников СНГ были посвящены различным аспектам противодействия терроризму в тех странах Содружества, которые они представляли.
Вчера также состоялась электронная презентация специальной техники и вооружения, предназначенных для борьбы с терроризмом. Ее провели представители Центра специальной техники ФСБ России и ряда предприятий, также занимающихся ее разработкой и производством.

http://www.redstar.ru/2007/09/2809/301.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика