Эта известная истина вспомнилась мне, журналисту, когда в Кагальницком районе Ростовской области знакомился с жизнью и делами средних образовательных школ, интересовался, как в них поставлена работа по подготовке юношей к ратной службе, какие при этом возникают проблемы. Ведь из сельской местности пополняется значительная часть призывного контингента для Вооруженных Сил РФ. Много довелось узнать здесь такого, что взволновало и побудило затронуть ряд острых вопросов, требующих решения. Тем более потому, что приближается время, когда воинам нашим придется служить всего двенадцать месяцев.
Подвижник
В средней школе N 4 станицы Кировская директором уже несколько лет полковник запаса Андрей Антонович Морозов. За плечами у бывшего ракетчика военное училище, военная академия, педагогический опыт. Такие профессионалы школам очень нужны. Приехавший жить в родную станицу Андрей Антонович вначале вел занятия по программам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы», а затем по воле судьбы стал директором этого учебного заведения. Чем тоньше он познавал особенности работы в новой должности, тем более убеждался, что школа очень нуждается в учителях — мужчинах, ибо в ней надо готовить не только грамотное, но и физически крепкое, здоровое поколение, без учителей — мужчин с этой непростой задачей справиться невозможно. Значит, и в армию будут призывать слабых в физическом отношении юношей.
Как поправить положение? Свои обоснованные предложения высказал коллегам. Те поддержали его идею — предпринять усилия по вовлечению в учебное учреждение педагогов-мужчин и тем самым значительно усилить коллектив.
Идея и в самом деле обнадеживающая и в общем-то значимая по сути. Но как ее осуществить? Чем заманить в школу нужные кадры, каким пряником? И так и эдак прикидывал директор, не раз беседовал с потенциальными, на его взгляд, кандидатами. То же делали и его коллеги. И часто такие беседы, не приводящие к успеху в задумке, расстраивали их. Первый болевой щелчок социального свойства как руководитель Андрей Антонович Морозов получил тогда, когда подбирал себе замену — преподавателя ОБЖ — ОВС. Забот и хлопот у него в должности директора намного прибавилось, и надо было освободиться от проведения занятий по этому курсу, не сидеть, как говорится, на двух стульях. Встречался со многими. Как ни уговаривал, как ни убеждал их, никто из мужчин не согласился вести такую нужную в школе дисциплину за нищенскую зарплату, которой даже самому преподавателю на пирожки не хватит. Вот и тянет теперь директор школы, кроме всего, еще и этот воз.
Не мужская профессия?
На словах зарплату учителям вроде бы повышают, о чем много говорят, а на деле… Повышают с оговорками: то за классное руководство, то за проверку такого-то числа тетрадей… А какие, скажем, у физрука или у того же преподавателя «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной службы» тетради? Этим профессионалам приходится работать с каждым учащимся: учить, тренировать, вдохновлять на успех личным примером, добиваться, чтобы они были не хилыми, а более крепкими и здоровыми, становились оптимистами по духу, умели постоять за себя, преодолевать трудности жизни, военной службы.
Сегодня, быть может, и не в полной мере оправдалась идея Андрея Антоновича Морозова, все же считаю, что нельзя ее отвергать и считать ушедшей в историю. Взятый им стратегический курс на укрепление школы мужскими кадрами заслуживает одобрения и поддержки еще и вот почему. По сравнению с другими школами Кагальницкого района в СШ N 4 прогресс все-таки есть. Здесь 25 процентов учителей (8 человек) составляют мужчины. Правая рука и надежный помощник директора по патриотическому воспитанию учащихся — председатель первичной оборонной спортивно-технической организации, учитель истории офицер запаса Никодим Симонов. В тесном взаимодействии трудятся и другие учителя из числа мужского персонала, добиваясь эффективности учебно-воспитательного процесса.
Не было такого случая, чтобы с юношами-десятиклассниками школы не проводилось стрельбы из автомата Калашникова боевыми патронами. (Они предусмотрены программой ОБЖ — ОВС). Как ни трудно бывает с организацией проведения стрельб, директор через командование Зерноградского гарнизона успешно решает этот вопрос. Чего не скажешь, к примеру, о средней школе N 8, что в селе Васильево-Шамшево. Здесь вообще все учителя — женщины. Когда знакомился с коллективом образовательного учреждения, кто-то из местных в шутку сказал: у нас, мол, не как у других, матриархат. Невольно подумал: «Неужели в селе с двухтысячным населением не нашлось хотя бы одного мужчины, который смог бы вести «мужскую» дисциплину — «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы военной службы»?
Находились, даже с высшим образованием, да тут же уходили, поведала заместитель директора по воспитательной работе Галина Дедова, — когда узнавали, какая низкая зарплата причитается преподавателю за его труд.
С кадрами в сельских школах, как пришлось убедиться, проблема серьезная. Не хватает их. В чем же дело? Ведь вузы области готовят сотни профессионалов: учителей младших классов, русоведов и математиков, историков, педагогов по другим дисциплинам. Проблема в том, что для работающих в сельских школах учителей нет условий для нормального житья-бытья. Квартирами их не обеспечивают, а платить за жилье тысячу с лишним рублей бюджет учителя не позволяет. Вот и уходят они (особенно молодые и тем более мужчины) на поиски более высокой зарплаты. За поднаем жилья государство должно бы платить учителям компенсацию. Должно, но…
Служба спросит строго
Озабочен директор школы еще и такой проблемой, как физическое воспитание своих подопечных. Дело в том, что в СШ N 4 нет спортивного зала. А он — не только крыша над головой. Спортзал — это наличие необходимых условий для работы разных секций, проведения соревнований, каждодневных занятий и тренировок, позволяющих юношам поддерживать здоровый тонус жизни, развивать силу и ловкость, умение выполнять предусмотренные программой упражнения по физподготовке.
При отсутствии спортзала качества прикладного характера, такие как смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и другие, можно воспитывать, конечно, используя хорошо оборудованные спортгородок и полосу препятствий с их разнообразными элементами. Однако и здесь есть ограничения. В спортгородке возможны занятия лишь в теплое время года. К тому же спортгородок не настолько удобен, как спортзал, а полоса препятствий вообще отсутствует. На создание и поддержание в действующем состоянии этих комплексов требуются средства, в сельской же школе их кот наплакал.
Одиннадцать лет находится школьник под опекой педагогов и наставников учебного заведения. За это время при наличии условий и желания учителей любому из их питомцев можно оказать настолько ощутимую помощь в становлении, что он будет настроен духовно и физически подготовлен честно служить своему Отечеству, трудом своим приумножать его славу. Но для этого требуются не только педагоги-профессионалы, но и материальная база, а ее-то и нет. Потому и ходит бывший ракетчик Морозов по инстанциям, доказывая это как прописную истину, но все понапрасну. Его требования и мольбы начать строительство спортзала для школы словно никто не слышит. Поинтересовался у заместителя главы администрации района: предпринимаются ли какие-то меры, чтобы разрешить столь больной для образовательного учреждения вопрос? Вздохнув озабоченно, Сергей Вячеславович Мышакин пояснил, что в средней школе N 4, быть может, года через три начнем строить спортзал, а сейчас не потянем стройку. Нет средств.
Нет спортивного зала также в 5-й и 12-й сельских школах района. Хуже того, спортгородки как в этих, так и в других учебных заведениях требуют ремонта и обновления.
От занятий на таких неподготовленных объектах в условиях послаблений и упрощений проку мало. Когда нет настоящей физической и психологической нагрузки на молодой организм, юноши не становятся здоровее и крепче. Напротив, расслабляются и теряют веру в то, что чего-то могут достичь. Недостаточно подготовленные, не закаленные физически, придут они и в армию. А там кому и когда с ними заниматься, чтобы наверстать упущенное за многие годы учебы в общеобразовательных школах? Поезд, как говорят в таком случае, ушел.
Мне, отдавшему военной службе более трех десятков лет, хорошо известно, что в подразделениях для прибывших ребят на первый план станут дела боевые. Это и правильно. Велика будет нагрузка. Вот тут-то они не раз вспомнят свою родную школу, кто добрым словом, а кто и горьким упреком, за то, что за одиннадцать лет учебы она не воспитала их, мальчишек, такими, чтобы они в армии смогли проявить себя как крепкие духом и статью настоящие солдаты.
В своих заметках я затронул проблемы лишь одного сельского района. Но он не исключение. Бывая в других районах области, тоже интересовался этими вопросами, потому имею основание сделать вывод: затронутая проблема масштабная. Она требует решения и «в низах», и на более высоком чиновничьем уровне.
http://www.redstar.ru/2007/09/2509/406.html