Русская линия
Красная звезда Олег Горупай24.08.2007 

Испытание Кавказом

Вот уже почти двадцать дней Тбилиси нагнетает страсти вокруг «ракетного инцидента» — сознательной провокации, организованной и проведенной определенными силами в Грузии. Цель этой провокации очевидна — дискредитировать имидж России как миротворца и посредника в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. А в конечном счете решить главную, подсказанную, несомненно, из-за океана задачу — вытеснить нашу страну с Кавказа. Причем грузинскими властями предпринимаются немалые усилия, чтобы привлечь к ее достижению мировое сообщество. Правда, попытка Тбилиси вынести вопрос о «ракетном инциденте» на рассмотрение Совета Безопасности ООН не удалась. Зато 5 — 9 ноября этого года в ходе 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН будут рассмотрены по инициативе ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) вопросы, связанные с конфликтами на территории некоторых стран организации.

Цель — вытеснение России из региона


Инициаторы не скрывают, что рассчитывают на принятие новой резолюции Совета Безопасности ООН по «замороженным» конфликтам, прежде всего на Кавказе, которая дала бы новый формат их решения мировым сообществом. В первую очередь речь идет о замене российских миротворцев в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Страны ГУАМ уже договорились о создании миротворческого батальона. Самым первым шагом для реализации этой договоренности станет, по словам некоторых политологов, попытка заменить им миротворческие силы России на территории Грузии. Возможный вариант замены российских сил украинскими как-то уже обсуждался, но не нашел поддержки ни у России, ни у мирового сообщества. Сейчас делается вторая попытка, причем с расчетом получения мандата ООН.
Однако многие эксперты придерживаются мнения, что дискуссия и решение Совета Безопасности ООН могут разочаровать инициаторов. «Будет еще хуже, если будет заявлено, что государствам, на территории которых существуют конфликты, надо проявлять больше миролюбия. Такая резолюция вряд ли их устроит», — заявил, в частности, азербайджанский политолог Расим Мусабеков.
Дело в том, что в столицах стран ГУАМ, особенно в Тбилиси и Баку, сплошь и рядом звучат разговоры о применении силы в отношении противостоящих в конфликтах сторон. Правда, несмотря на воинственные заявления некоторых азербайджанских политиков, ждать возобновления боевых действий, очевидно, следует прежде всего от Тбилиси. Настраивает на такие выводы в первую очередь то, что внешняя политика, проводимая азербайджанским руководством, отличается заметной осторожностью, гибкостью и желанием получить выгоду от сотрудничества с самыми разными мировыми политическими центрами. В свое время официальный Баку не бросился сломя голову в объятия Вашингтона и не повернулся спиной к Москве, как это сделал Тбилиси, и сегодня пожинает плоды вполне успешной многовекторной внешней политики, инициированной президентом Ильхамом Алиевым. Не случайно Баку, не задумываясь, отказал в просьбе американцам о предоставлении азербайджанской территории в качестве плацдарма для атаки на Иран, но поддержал инициативу России о совместном использовании РФ и США Габалинской РЛС, как, впрочем, неоднократно опровергал и слухи о прекращении ее аренды российской стороной.
Тбилиси же продолжает требовать удаления Москвы из переговорного процесса по урегулированию конфликтов. Одновременно грузинские власти идут на расширение военных связей с США. В 2003 году между США и Грузией было заключено соглашение о сотрудничестве в военной области. В соответствии с ним переброска любой американской военной техники на грузинскую территорию должна осуществляться по первому требованию командования вооруженных сил США, которое пользуется полной свободой в ее дальнейшей передислокации. США получили право размещать в Грузии оружие любого вида, что серьезно нарушает баланс сил в регионе и создает угрозу международной безопасности.
Недавно на территории Грузии прошли крупные маневры «Cooperative Archer 2007» с участием ВВС США. В основном самолеты взлетали с аэродромов, расположенных в центральной части Грузии, в том числе с военного аэродрома бывшей российской военной базы в Вазиани. Судя по тому, как активно грузинское руководство помогает США своими воинскими контингентами в Ираке, режим Михаила Саакашвили, полагает политический обозреватель Андрей Корбут, видимо, не будет против предоставления американцам своей военной инфраструктуры в случае начала Соединенными Штатами военной операции против Ирана.
Об этом свидетельствует и информация о визите в Грузию весной этого года заместителя государственного секретаря США Мэтью Брайза. По некоторым данным, в ходе его переговоров с Саакашвили американскому представителю было обещано привлечь необходимый контингент вооруженных сил Грузии для выполнения «логистических» (обеспечивающих) задач в случае начала военной операции против Ирана. В обмен на это США пообещали Тбилиси поддержку в решении межнациональных конфликтов и принятии в ООН такой резолюции по Абхазии и Южной Осетии, которая существенно снизит роль России в урегулировании проблемы.

На место Москвы претендует Вашингтон


В этой связи следует отметить, что деятельность Вашингтона в бывших советских республиках Закавказья давно вышла за пределы политики содействия национально-демократическим процессам. В рамках новой политической реальности, в которой борьба с мировым терроризмом стала своеобразным зонтиком для внешней политики США, американская стратегия в регионе простирается гораздо дальше. Далеко не случайно, что Кавказский регион в последнее десятилетие превратился в одну из самых конфликтных зон на территории постсоветского пространства, где переплелись воедино вооруженные конфликты, торговля наркотиками, оружием и людьми. Официально объявляя о своем стремлении к урегулированию существующих здесь конфликтов, Вашингтон настойчиво проталкивает свои собственные интересы на Кавказе, которые связаны с огромным геополитическим значением этого региона.
Еще в 2005 году тогдашний верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американский генерал Джеймс Джонс сделал важное заявление о целях военно-политической стратегии США в Закавказье. Выступая на слушаниях в комитете по вооруженным силам сената США, Джонс заявил: «Кавказ в возрастающей степени является важным для наших интересов… Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии». Подчеркнув важную роль, которую США отводят «передовому базированию» своих вооруженных сил в различных регионах мира, генерал сообщил, что «в дополнение к сохранению наших традиционных линий коммуникаций и доступа мы ищем доступ к новым объектам и свободе транзита к Черному морю и Кавказу для продвижения американских национальных интересов».
Таким образом, США преследуют на Кавказе совершенно определенные цели. По мнению заведующего отделом внешнеполитических исследований КИСИ при президенте Республики Казахстан Аскара Нурша, усиливая присутствие в этом регионе, США и Запад в целом приобретают новое звено в стратегическом окружении России с юга, отрезая одновременно ее от сухопутных военных и транспортных коммуникаций, ведущих к Ближнему и Среднему Востоку через Кавказ. Развитие контактов с государствами Закавказья, прежде всего с Азербайджаном и Грузией, предоставляет США возможность создавать и использовать в своих целях военную и разведывательную инфраструктуру на границе с Ираном, а вместе с ними и обрести рычаги давления на эту региональную державу. Закрепляясь на Кавказе, США получают дополнительные ресурсы для втягивания стран Центральной Азии в геополитическую орбиту Запада и вывода их из-под влияния России. А прокладываемые через Кавказ транспортные и нефтегазовые коммуникации призваны не только обеспечить Запад углеводородным сырьем, но и подорвать преимущественное положение России в поставках центральноазиатских товаров и энергоресурсов на рынки сбыта.
Кстати, Стивен Манн, заместитель госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, а также один из самых известных экспертов по стратегии «управляемого хаоса», заявил не так давно, что сейчас Вашингтон сосредоточился на «второй фазе» формирования новых энергетических путей. Белый дом фокусируется на возрастающем доступе нефти и газа из Центральной Азии путем их перекачки через Азербайджан и Грузию по трубопроводам Баку — Тбилиси — Джейхан, Баку — Тбилиси — Эрзерум, строительства газопровода Nabuccо (должен обеспечить поставки природного газа из Центральной Азии через Турцию в Европу), строительства нефтепровода Самсун — Джейхан, соединяющего порты на Черноморском и Средиземноморском побережье Турции (при использовании черноморских портов Грузии для дальнейшей поставки каспийской нефти танкерами), и воплощения в жизнь идеи Транскаспийского газопровода, предложенной США еще в 1996 году.
Как известно, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, как и газопровод Баку — Тбилиси — Эрзерум, проложен в непосредственной близости от зон азербайджано-армянского и грузино-осетинского конфликтов. Да и перспективные нефтегазовые проекты, поддерживаемые США, в том числе и Транскаспийский газопровод, попадают в зону повышенного риска. На первый взгляд озабоченность США безопасностью трубопроводов обоснованна — при любом обострении ситуации под удар, причем сразу в двух местах (на территории Азербайджана и Грузии), попадают все американские «проекты века». И казалось бы, Вашингтон заинтересован в быстрейшем урегулировании конфликтов. Однако ловить рыбку и большую (геополитическую), и маленькую (экономическую) гораздо легче именно в мутной воде. Сегодня Вашингтон настойчиво теребит как руководство Азербайджана и Грузии, так и сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахской проблемы, а также настойчиво стремится вмешаться в деятельность Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта посредством давления через миссию ОБСЕ в Грузии.
Один из последних примеров тому — предложение посла США в Грузии Джона Тэфта установить международный контроль над «неконтролируемым Рокским тоннелем». По словам сопредседателя Смешанной контрольной комиссии от югоосетинской стороны Бориса Чочиева, Рокский тоннель не является неконтролируемым, а напротив — находится под двойным контролем. Он контролируется Российской Федерацией с севера и Южной Осетией с юга. Предложение же Тэфта входит в вопиющее противоречие как с целым пластом международных нормативно-правовых актов, так и с соглашениями, подписанными в рамках процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта в международном формате. На самом же деле США хотят установить контроль над Рокским тоннелем, находящимся в самом центре российского Кавказа, с единственной целью — непосредственно влиять на ситуацию на Северном Кавказе.
Следует также подчеркнуть, что США для своего закрепления на Кавказе широко используют и Североатлантический альянс. По мнению Вашингтона, Кавказ должен стать следующим этапом расширения НАТО. При этом наилучшим вариантом для США считается одновременное вступление в альянс Азербайджана, Армении и Грузии. На это с восторгом соглашается нынешний режим в Тбилиси и с определенными оговорками — официальный Баку (требующий предварительного возврата Карабаха). Камнем преткновения продолжает оставаться позиция Еревана, и в настоящее время США и НАТО делают все, чтобы изменить негативную позицию Армении в данном вопросе.
За последние годы НАТО успешно создало институциональные механизмы сотрудничества со странами Кавказа и сегодня действует в их рамках. Отношения со странами строятся индивидуально и параллельно. Одновременно представители США и НАТО сосредоточивают усилия на том, чтобы ликвидировать российскую военную группировку и в Армении. По словам спецпредставителя Североатлантического альянса Роберта Симмонса, НАТО «постоянно указывает России на необходимость выведения своего вооружения из этих стран». Симмонс дает понять, что это вооружение якобы нарушает квоты Армении, определенные Договором об обычных вооруженных силах в Европе, обозначая тем самым еще один возможный рычаг давления на Ереван.

На основе коллективного лидерства


Активное проникновение в Кавказский регион США и НАТО на фоне дальнейшего сокращения военного и экономического присутствия России может изменить сложившийся баланс сил на Кавказе в неблагоприятном для России плане. Российское политическое влияние в Закавказье сохраняется лишь благодаря военно-политическому партнерству с Арменией и присутствию российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии. Но в случае включения Южного Кавказа в создаваемую систему безопасности НАТО с военным присутствием России в Армении будет покончено, Ереван и Баку начнут проводить по отношению к России сходную с Тбилиси политику. Очень вероятно, что ради достижения этой цели в Азербайджане и Армении будет создана ситуация управляемого кризиса и приведены к власти такие же марионеточные режимы, как в Тбилиси.
Естественно, все это неприемлемо для России. Появление любой другой политической силы, в данном случае речь идет о Соединенных Штатах Америки, сделает ситуацию в регионе заранее непрогнозируемой. Поэтому стратегия России здесь должна состоять в том, чтобы Кавказ из пространства расширения военных угроз, пространства расширения долговременных управляемых конфликтов, стал регионом обеспечения стратегической стабильности Евразии, регионом мира, развития и процветания. А для этого, как полагают эксперты, необходимо прекратить военную интернационализацию Кавказа, вовлечение в регион внешних национальных и международных вооруженных подразделений. Кроме того, замирение воюющих сторон и удержание в невоенных формах потенциальных политических межгосударственных и межрегиональных споров на Большом Кавказе невозможно в долгосрочном плане без решения задачи экономического развития региона. Россия заинтересована в большем вовлечении в нефтегазовые, транспортные и коммуникационные проекты на Большом Кавказе государственных компаний Армении, Исламской Республики Иран, Казахстана как ключевой некавказской прикаспийской страны, а также в создании совместных компаний с компаниями этих стран. Россия заинтересована в привлечении компаний из Турции и Азербайджана в существующие и создаваемые совместные предприятия с участием российской стороны.
До сих пор российские миротворческие силы в зоне грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов гарантировали невозобновление военных действий и служили стабилизирующим фактором в Кавказском регионе. Заявления об этом звучали с трибуны как ООН, так и ОБСЕ. Многие представители официального Азербайджана, начиная с президента Ильхама Алиева, неоднократно давали высокие оценки миротворческому потенциалу России в процессе карабахского урегулирования. Политолог Мубариз Ахмедоглу, говоря о роли России в урегулировании данного конфликта, отмечает, что Москва прилагает к этому серьезные усилия. И тот факт, что тезис о возможном размещении российских миротворцев в зоне армяно-азербайджанского противостояния был в 2006 году дважды озвучен именно в Баку, о многом говорит. Об этом же говорит и политолог Араик Степанян, который отмечает, что в данной ситуации Россия играет стабилизирующую роль как в вопросе урегулирования конфликта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, так и на всем Кавказе и в Закавказье. По его словам, роль России как гаранта стабильности невозможно переоценить. Однако, по всей видимости, с этим несогласны США, считающие себя сегодня единственной господствующей в мире силой.

http://www.redstar.ru/2007/08/2408/304.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика