Международный авиационно-космический салон МАКС-2007, по признаниям экспертов, стал уникальной демонстрационной площадкой достижений российского авиапрома. Именно в Жуковском можно в полной мере ознакомиться с новинками фирм, которые за рубежом по праву считаются законодателями мод в авиастроении. Одна из них — Авиационная холдинговая компания «Сухой», которая как лидер российского авиапрома становится генеральным партнером МАКСа и крупнейшим участником выставки.
Холдинг «Сухой», отметивший в прошлом году десятилетие, считается ведущим поставщиком боевых самолетов как для Вооруженных Сил России, так и для иностранных государств, в числе которых Алжир, Венесуэла, Индия, КНР, Малайзия и другие страны. С 2001 по 2006 год экспортные поставки истребителей «Су» по сравнению с 1996—2000 годами выросли с 88 до 272 самолетов.
Компания реализует программы военного назначения по трем направлениям. Главенствующая роль отведена созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Финансирование этих работ включено в Государственную программу вооружений 2007−2015 гг. По мнению экспертов, летные испытания ПАК ФА начнутся в 2009 году, и в дальнейшем на мировом рынке авиационного вооружения он станет конкурентом F-35 Lighting II, создаваемому американской фирмой Lockheed Martin.
Не меньшее значение для российских ВВС имеет модернизация семейства истребителей Су-27. Программа выполняется по заказу Минобороны России и направлена на совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования, расширение номенклатуры средств поражения и улучшение аэродинамических характеристик самолета. В итоге все это приведет к повышению эффективности истребителя. Для АХК «Сухой» работы по модернизации Су-27 имеют большие перспективы. Количество этих истребителей, выпущенных с 1996 по 2006 год, учитывая и их лицензионное производство, составило 380 машин.
Надо отметить, что компания помимо реализации перспективных планов уже выполнила ряд программ по разработке и модернизации самолетов для отечественных ВВС. В настоящее время она приступила к выполнению работ и поставкам новой авиатехники для Вооруженных Сил России. Это модернизированные самолеты: фронтовой бомбардировщик Су-24М3 и штурмовик Су-25СМ. В преддверии МАКС-2007 первый многоцелевой ударный самолет Су-34 передан Липецкому центру боевого применения и переучивания летного состава.
АХК «Сухой» продолжает работы по расширению и улучшению возможностей Су-30. Его модернизируют в соответствии с пожеланиями заказчиков, а также по плану развития общей концепции данного типа самолета. Именно на этом авиационном комплексе отечественные конструкторы продемонстрировали возможности адаптации российской техники под различные требования потенциальных покупателей. Например, для Индии создан многоцелевой истребитель Су-30МКИ, оснащенный бортовым оборудованием как российского, так и зарубежного производства. Главной особенностью новейшего авиакомплекса стала установка на нем двигателя с управляемым вектором тяги.
Для сохранения и расширения своих позиций на мировом рынке продаж военной авиатехники АХК «Сухой» планирует предложить потенциальным покупателям многофункциональный истребитель Су-35. Он обеспечит компании заказы до начала продаж истребителя пятого поколения, но в дальнейшем планируется его модернизация с учетом достижений, которые будут получены при создании ПАК ФА.
Однако на МАКС-2007 АХК «Сухой» выступает и как главное звено Объединенной авиастроительной корпорации. Это обусловлено тем, что АХК, контролирующая четверть мирового рынка боевых самолетов, реализует проект по созданию семейства региональных самолетов. Первой ласточкой фирмы в этом сегменте мирового рынка станет Sukhoi Superjet-100.
Компания «Сухой» создала дочернюю структуру ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) для выхода на принципиально новый уровень развития фирмы. По оценке руководства холдинга, именно ГСС поможет завоевать новые рынки сбыта, полноценно реализовать производственный и конструкторский потенциал. Михаил Погосян особо отмечает, что Sukhoi Superjet-100 — это первый гражданский самолет «Сухого» и первый самолет данного класса, созданный в XXI веке.
АХК «Сухой» для работы над проектом сумела создать международную кооперацию. В настоящее время в проекте участвуют такие ведущие мировые компании, как Alenia, Boeing, Snecma, Thales, Honeywell, Goodrich. При этом российская фирма, по оценке экспертов, совершила существенный прорыв и вышла на уровень мировых требований в гражданском самолетостроении. Прежде всего в проектировании и подготовке производства были применены новые цифровые технологии. Создано единое информационное пространство, связавшее разработчиков, поставщиков и серийные заводы. Программа реализуется строго по графику. В сентябре этого года состоится выкатка первого самолета с последующим первым полетом.
За счет реализации этого проекта холдинг планирует расширить свою нишу на мировом рынке в области производства региональных самолетов до 20 процентов. Как и в области продаж военной авиатехники, компания поставила перед собой задачу на стратегическую перспективу в гражданской тематике: в 2016 — 2025 годах стать одним из глобальных лидеров на рынке мирового гражданского самолетостроения. Вот почему компания «Сухой» продолжает работы и по другим гражданским программам: многоцелевой грузопассажирский самолет для местных и региональных авиалиний Су-80ГП, многоцелевой самолет для местных авиалиний Ан-28, спортивные пилотажные самолеты Су-29 и Су-31. Фирма активно ведет и научно-исследовательскую проработку долгосрочных проектов. К их числу относится создание сверхзвукового административного самолета SSBJ (Supersonic Business Jet) и беспилотных летательных аппаратов.
http://www.redstar.ru/2007/08/2208/202.html