В системе классификации подводных кораблей сверхмалыми субмаринами принято считать подлодки, имеющие водоизмещение до 70 тонн, надводную скорость до 12 узлов (22 км/ч), подводную — до 15 узлов (28 км/ч). Дальность плавания таких субмарин не более 700 миль (1.300 км), глубина погружения — до 100 метров, автономность плавания — до 15 суток.
У ИСТОРИКОВ до сих пор нет однозначного мнения, где и когда появилась первая подводная лодка. Согласно Аристотелю, еще Александр Македонский якобы спускался под воду в стеклянной бочке с вполне боевой целью — на разведку боновых заграждений перед входом в порт Тира. А можно считать, что глубоководное плавание началось с погружения подводной галеры голландца Корнелиуса ван Дреббеля в 1620 году, а первым командиром подлодки был английский король Яков I, сын Марии Стюарт. В России боевые корабли подводных глубин пошли от «потаенного судна» Ефима Никонова, чей проект одобрил Петр Первый. Причем не просто одобрил, а сам испытал в одном из парковых озер Сестрорецка. На месте тех испытаний ныне установлены бюст царя-подводника, часовня и памятный камень.
Бесспорно, первые субмарины, если рассматривать их с позиции дня сегодняшнего, были маломерными, или, как порой говорят моряки, «карликовыми» суденышками, приспособленными для погружения и плавания под водой. С развитием подводного флота менялись размеры субмарин, росла численность их экипажей. Однако в ряде стран не забывали и о строительстве сверхмалых подлодок. Военное противоборство на океанских просторах рождало необходимость появления таких технических средств, которые обеспечивали бы скрытное проникновение в хорошо защищенные военно-морские базы противника, а также надежную защиту своих баз от вылазок вражеских субмарин и подводных диверсантов.
В начале прошлого столетия наибольшую активность в разработке сверхмалых подлодок проявила Италия. На верфи Ла Специя строились мини-субмарины типа «А», сконструированные итальянским инженером Анджело Беллони. Те лодки были однокорпусными. При водоизмещении всего лишь в 31 тонну в надводном положении и 37 — в подводном, длине 13,5 метра они могли достигать глубины 50 метров. Под водой электродвигатель мощностью 60 л. с. позволял развивать скорость до 5 узлов. Экипаж такой субмарины состоял из четырех человек. Балластные цистерны, необходимые для погружения и всплытия, располагались внутри прочного корпуса подлодки. Вооружение состояло из двух наружных решетчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм. Каждый из аппаратов имел по одной торпеде. В 1915—1916 гг. было построено шесть таких сверхмалых субмарин.
Развитием этой серии мини-подлодок стала итальянская субмарина типа «В». Она имела улучшенные технические характеристики, в первую очередь более мощную энергетическую установку. Да и торпедные аппараты располагались внутри корпуса. Дальность хода была увеличена почти в десять раз, что существенно повышало возможности боевого использования.
Интересно, что в то же время итальянцы разрабатывали и другую необычную военно-морскую технику. Так, в 1918 году в Венеции был построен торпедный катер-танк «Грилло». Имея водоизмещение
8 тонн, длину 16 метров, он нес две торпеды, вывешенные над водой на кронштейнах. Силовая установка состояла из батареи аккумуляторов и двух электромоторов: один мощностью 13 л. с., вращающий гребной винт, и другой 15-сильный, с приводом на гусеницы. К месту операции катер-танк предполагалось доставлять на буксире за миноносцем или моторным катером. Дальше со скоростью 4 узла его перемещал электродвигатель, а боновые заграждения преодолевались на гусеницах.
«Грилло» был потоплен во время атаки на австро-венгерский линкор «Вирибус Уинтис». Через несколько дней после того боя австро-венгры подняли «Грилло» и внимательно изучили сверхсекретную итальянскую новинку. И уже в июле 1918 года судостроительная верфь в Вене получила заказ на два таких аппарата — усовершенствованных и с более сильным вооружением. Водоизмещение их составляло 10 тонн, вооружение — четыре 450-мм торпеды. Хотя корабли и были спущены на воду, достроить их так и не смогли. Сказались трудности с доставкой ряда дефицитных материалов, а главное — не было подходящих двигателей.
Правда, такой же оказалась и судьба большинства австро-венгерских катеров Первой мировой войны, хотя конструкторам удалось создать ряд новаторских удачных их образцов. В их числе был и прообраз современных аппаратов на воздушной подушке, спроектированный лейтенантом австро-венгерского флота Т. фон Мюллером-Томамюлем. На этом экспериментальном корабле водоизмещением 11,1 -12,25 тонны, кроме четырех авиадвигателей суммарной мощностью 480 л. с., работавших на два винта, устанавливался 65-сильный мотор с центробежным вентилятором, нагнетавшим воздух в полость, образованную бортовыми стенками, носовым реданом и кормой. Это, как предполагалось, могло существенно снизить сопротивление трения. Однако высота воздушной подушки оказалась настолько мала, что даже при самом незначительном волнении днище катера касалось воды, поэтому при включении вентилятора скорость возрастала менее чем на узел — с 31,9 узла до 32,6. Недостаточной оказалась и мореходность катера. Все это стало причиной исключения экспериментального аппарата из списков флота…
Но вернемся к Италии и ее мини-субмаринам. В период между Первой и Второй мировыми войнами в этой стране были разработаны новые сверхмалые подводные лодки типа «СА». Фирма «Капрони» в конце тридцатых годов построила две такие субмарины, получившие название «СА-1» и «СА-2». Причем последняя после переоборудования в 1942 году могла нести в качестве вооружения восемь подрывных зарядов весом по 100 кг и 20 химических бомб. «Такие подводные лодки готовились использовать для удара по кораблям в порту Нью-Йорка, но этому помешало заключенное перемирие», — вспоминал в своих мемуарах итальянский подводный диверсант граф Валерио Боргезе.
А в 1941 году в Италии были созданы еще более совершенные субмарины типа «СВ». Они имели надводное водоизмещение 36 и подводное — 45 тонн. Эти подлодки были полуторакорпусными, носовые горизонтальные рули отсутствовали, их заменял кормовой рулевой комплекс. «СВ» имели гидроакустическую станцию, улучшенные мореходные качества за счет увеличения ширины палубы надстройки (выступающей над поверхностью воды части подводной лодки). Вооружение состояло из двух торпедных аппаратов. Дальность плавания в надводном положении достигала уже 1.400 морских миль. Всего было построено 22 таких мини-подводных корабля, а в состав итальянского флота вошли 12. Кстати, итальянские «карликовые» субмарины успешно действовали на Черном море в годы Второй мировой войны.
В НАШЕЙ стране первым воплощенным в металл проектом сверхмалой подводной лодки можно считать разработку под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях встречаются и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был разработан в 1934 — 1935 годах в 1-м отделе (так называемой группе подводных лодок) знаменитого ленинградского Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).
Надводное водоизмещение АПСС составляло 7,2 тонны, подводное — 8,5. Вооружение: один носовой неподвижный торпедный аппарат. Управление такой необычной субмариной осуществлялось в двух вариантах: обычном (единственным членом ее экипажа) и дистанционном. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц», созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд ВВ массой 500 кг.
Однако полностью воплотить технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорилось, что «проблема дистанционного управления этой лодкой далека от положительного решения». В дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. В июне 1936 года проект был одобрен, а чуть позже создали опытный образец мини-подлодки, получившей название «Пигмей». Это была сверхмалая (длина — 16, ширина — 2,62 метра) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 тонны. Она могла развивать максимальную скорость в 6 узлов (5 — под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой — от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания — в трое суток. Главным вооружением «Пигмея» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45−15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.
К началу Великой Отечественной войны «Пигмей» официально числился за Народным комиссариатом ВМФ как опытовая подводная лодка. В строй эта субмарина официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, «Пигмея» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим — перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка якобы оказалась в руках немцев, и ее дальнейшая судьба до сих пор точно не прояснилась.
Конструкторы Остехбюро разработали проект еще одной субмарины — малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 тонн. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 тонн. Мини-подводные суда Остехбюро уступали им и в мореходности, и в обитаемости. Видимо, из-за этого проект остался лишь на бумаге. В результате советский ВМФ вступил во Вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки.
В отличие от Советского Союза еще в 1931 году в состав военно-морских сил Японии вошли две строго засекреченные «карликовые» субмарины типа «А». Это были цельносварные однокорпусные подводные лодки длиной 24 метра, водоизмещением 46 тонн. Специальные технические решения обеспечили уменьшение веса субмарины, а
3-миллиметровая обшивка корпуса сталью давала двойной запас прочности при погружении на глубину 100 метров.
Японские мини-подлодки, в отличие от европейских собратьев, были электрическими. В кормовой части субмарины располагался электродвигатель мощностью 600 л. с., связанный непосредственно с гребным винтом. Отсек, расположенный за кормовой перегородкой командного пункта, был полностью загружен электрическими аккумуляторными батареями. Экипаж состоял из двух подводников.
В 1943 году японцы построили сверхмалую подводную лодку нового типа «В». На ней был установлен дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволяющий проводить полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Однако наиболее удачным проектом «карликовой» субмарины времен Второй мировой войны, по мнению зарубежных экспертов, стала подводная лодка типа «D» («Кориу»), которая была спущена на воду в январе 1945 года. Она имела дизель-генератор мощностью 100 кВт, позволявший производить перезарядку уже за 8 часов. Из-за установки аккумуляторной батареи меньшей мощности скорость подводного хода несколько уменьшилась (до 16 узлов), но все равно превосходила скорость хода подводных лодок большего водоизмещения.
Уже в самом конце войны инженер Горо Сато спроектировал сверхмалую субмарину типа «Кайру». Одной из технических особенностей ее были небольшие крылья, расположенные вдоль прочного корпуса. Они позволяли подводному кораблю устойчиво двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Кроме того, повышалась маневренность при плавании на малых глубинах.
Говоря о мини-подводных силах Японии, нельзя не вспомнить и о специальных человекоуправляемых торпедах «Кайтен», что в переводе означает «путь в рай». Чертеж окончательного варианта «Кайтена» был готов в начале 1941 года. Аппарат, управляемый камикадзе, развивал скорость до 40 узлов и мог двигаться с такой скоростью в течение часа. Считалось, что этого вполне хватило бы для достижения и поражения цели. Мощности заряда было достаточно для потопления корабля классом выше, чем тяжелый крейсер.
Тренировочная база для водителей (как их называли) «Кайтенов» находилась на острове Оцудзиме. Новое оружие оказалось довольно непростым в освоении. Только в процессе обучения в результате несовершенства техники погибли 15 человек. От идеи катапульты, дававшей шанс на спасение, пришлось отказаться. Японскому командованию было не до спасения жизни водителей торпед. Страна восходящего солнца проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие.
Первые образцы «Кайтенов» запускались из подводной лодки, находившейся в надводном положении. Субмарина всплывала, спускала торпеды и уходила на глубину. Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали цель. Поскольку рисковать лодкой в районе, где ее могли обнаружить самолеты и корабли, было опасно, смертников высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы. Торпеды зачастую просто пропадали, не найдя цели, уходили на дно из-за технических неполадок, застревали в противолодочных сетях…
Таковы лишь некоторые страницы применения необычной военной техники на океанских просторах. Морские «малыши» были и у других стран, в том числе Германии, Великобритании. Работы по созданию нового уникального оружия продолжаются и сегодня.
Впрочем, у сверхмалых субмарин уже давно появились мирные профессии. Многие технические решения, найденные в процессе их создания и совершенствования, легли в основу создания малоразмерных глубоководных аппаратов, в том числе с дистанционным управлением.
Сверхмалые субмарины стали исследователями морских глубин, служат экскурсионными кораблями. Иллюминаторы, дополнительные средства обеспечения безопасности и небольшая глубина погружения дают возможность любому ощутить себя заправским подводником. Даже на знаменитом шотландском озере Лох-Несс есть прогулочная подводная лодка, позволяющая совершать увлекательное путешествие под водой в поисках загадочного существа.
http://www.redstar.ru/2007/08/2208/505.html