Международный авиационно-космический салон в Жуковском (Московская область) официально ведет свою историю с 1992 года. Но по праву считается правопреемником первой в России международной воздухоплавательной выставки, проведенной еще в апреле 1911 года в Михайловском манеже Санкт-Петербурга, а также авиационных парадов над Красной площадью в Москве и авиационных праздников в честь Дня Воздушного флота СССР в Тушине и Жуковском.
Впрочем, современный формат авиационной выставки, подобно авиасмотрам в Ле Бурже (Франция) и Фарнборо (Великобритания), российский салон приобрел в 90-х годах прошлого века.
27 сентября 1991 года коллегия Министерства авиационной промышленности на расширенном заседании с участием представителей ВВС, Министерства гражданской авиации и других ведомств приняла решение о проведении в 1992 году первой российской авиационно-космической выставки.
11 — 16 августа 1992 года состоялась первая в России Международная авиационно-космическая выставка «Мосаэрошоу-92». За короткий срок на территории аэродрома Летно-исследовательского института имени М. Громова (ЛИИ) в Жуковском были созданы выставочный комплекс и его инфраструктура. Уже на первой выставке 203 российских и зарубежных предприятия представили 114 летательных аппаратов. «Мосаэрошоу-92» посетили около 300 тыс. человек.
31 августа — 5 сентября 1993 года состоялся Международный авиационно-космический салон МАКС-1993. Он стал логическим продолжением «Мосаэрошоу-92». К 1993 году стало окончательно ясно, что для проведения российского авиасалона мирового уровня лучшего места, чем подмосковный город Жуковский, не найти. На его территории расположены многие научно-исследовательские центры, опытно-констукторские бюро и предприятия, среди которых Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Жуковского (ЦАГИ), Летно-исследовательский институт имени Громова (ЛИИ), где проводятся испытания новейшей авиатехники, Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ), Научно-исследовательский институт приборостроения (НИИП) и Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИ АО). В дни работы салона на базе городских научных организаций проведены международные симпозиумы по актуальным проблемам развития авиации и космонавтики.
22 — 27 августа 1995 года. Международный авиационно-космический салон МАКС-1995 подтвердил правильность выбранной стратегии развития. Ведь именно в Жуковском расположена самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса. В соответствии с указанием Президента России аэродром летно-исследовательского института им. М. Громова определен постоянным местом проведения МАКСа.
Организационный комитет и дирекция МАКС-95 выполнили большой объем работы по развитию инфраструктуры выставки. Построены 12 новых стационарных шале. Их площадь составила 2.400 кв. м. К началу выставки были введены в строй два современных центральных павильона площадью 3.600 кв. м. Общая выставочная площадь павильонов достигла 22.000 кв. м.
19 — 24 августа 1997 года состоялся третий Международный авиационно-космический салон МАКС-1997. Впервые в истории российских авиакосмических салонов его открыл Президент Российской Федерации. Его решением выставка получила статус национальной программы.
В ходе подготовки к МАКС-1997 проведены работы по расширению и совершенствованию инфраструктуры выставочной и демонстрационной зон. Улучшены автомобильные подъездные пути, оборудованы новые стоянки для автотранспорта, построены новые стационарные выставочные павильоны площадью 4.400 кв. м, а также доведены до 160.000 кв. м. открытые выставочные площади. Расширена стоянка для статического показа более 200 летательных аппаратов.
В МАКС-1997 приняли участие около 400 аэрокосмических фирм и организаций из 24 стран. В ходе выставки выполнено 382 показательных полета 150 летательных аппаратов. В 1997 году выставку посетили 500 тысяч человек.
17 — 22 августа 1999 года проведен четвертый Международный авиационно-космический салон МАКС-1999. Открыл его председатель Правительства РФ Владимир Путин.
В работе салона приняли участие более 450 предприятий и фирм из 28 стран мира. Экспозиция выставки разместилась в 21 павильоне общей площадью 17.000 кв. м. Общая площадь оборудованного выставочного пространства увеличилась до 30.000 кв. м. На открытой стоянке было представлено более 150 летательных аппаратов. В 30 шале прошли переговоры и деловые встречи.
Впервые на международной выставке показан экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности С-37 «Беркут» ОКБ Сухого для демонстрации технологий истребителя пятого поколения.
В рамках работы выставки в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского прошел пятый международный научно-технический симпозиум «Новые авиационные технологии XXI века» под девизом «Безопасность полета — ключ к успеху».
14 — 19 августа 2001 года — время пятого Международного авиационно-космического салона. МАКС-2001 открыл Президент России В. Путин, который прибыл на салон на вертолете Ми-8 и выступил на его открытии с приветствием.
В 35 павильонах и 52 шале разместились экспозиции и представительства 537 участников, в том числе 115 иностранных компаний из 34 стран мира. На экспозициях фирм были представлены новейшие достижения в области авиастроения. Демонстрировались также передовые технологии и изделия космических отраслей. В соответствии с программой салона на территории ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского проведен шестой международный научно-технический симпозиум «Авиационные технологии XXI века: новые рубежи авиационной науки». В широком обмене научной и технической информацией приняли участие ученые из 16 стран, прочитавшие 330 докладов.
На открытой стоянке были представлены 166 летательных аппаратов. В летной программе ежедневно участвовало от 38 до 58 самолетов и вертолетов. Всего выполнено более 300 демонстрационных полетов.
Наиболее ярко и успешно, по мнению специалистов и посетителей выставки, выступили известные пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Русь», «Небесные ласточки», а также летчики-испытатели ЛИИ. Впервые в летном показе принял участие зарубежный военный самолет «Мираж F-1AZ» из ЮАР.
По числу посетителей МАКС-2001 превзошел все известные международные авиационно-космические салоны мира. Выставку посетили более 660.000 человек. На салоне работало более 1.200 журналистов из ведущих отечественных и мировых изданий.
19 — 24 августа 2003 года — шестой Международный авиационно-космический салон — МАКС-2003.
Размер выставочных площадей в стационарных и временно возведенных павильонах возрос по сравнению с МАКС-2001 на 25 процентов. Выросло и мировое признание авиасалона. В его работе приняли участие 606 предприятий, организаций и фирм из 40 стран мира. Зарубежную технику представляли 65 самолетов и вертолетов. К началу выставки построено еще 6 шале.
Особенно впечатляющей стала программа демонстрационных и показательных полетов. Всего за время работы салона выполнено 222 полета. Наряду с прославленными российскими пилотажными группами «Русские витязи», «Стрижи», «Небесные рыцари» и «Русь» свое мастерство в небе показали пилотажные группы «Патруль де Франс» (Франция), «Фрэчче Триколори» (Италия) и самолет-демонстратор ВВС США F-15E.
С 16 по 21 августа 2005 года на территории Федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова» в г. Жуковском прошел VII Международный авиационно-космический салон — МАКС-2005.
В торжественной обстановке МАКС-2005 традиционно открылся при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина, который прибыл на вертолете Ми-8АПС. Приветствуя участников салона, В. Путин отметил возрастающий интерес к авиасалону и подчеркнул: «Такое внимание к авиасалону МАКС понятно, так как наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической области». Он отметил также большой интеллектуальный потенциал России и ее ученых: «Наши специалисты предлагают интересные, подчас простые решения, но главное — наши летательные аппараты вполне доступны по цене».
В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы, в том числе 520 из России и стран ближнего зарубежья и Балтии и 134 зарубежные. В работе салона участвовали 40 стран, представивших на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия, определяющие облик авиационно-космической техники XXI века.
На статической стоянке демонстрировалось более 200 летательных аппаратов различных типов, большинство которых было отечественного производства. Зарубежные страны представили 62 летательных аппарата, из них 9 боевых самолетов в экспозиции ВВС США. Впервые демонстрировался в России стратегический бомбардировщик В-1 В. На отдельной стоянке размещалось 18 учебно-боевых самолетов из состава пилотажных групп ВВС Франции «Патруль де Франс» и ВВС Италии «Фрэчче Триколори».
Существенно расширилась экспозиция авиационно-космической техники. Экспоненты выставки объединились по тематике и разместилась в 38 павильонах общей площадью 30.000 кв. м. Увеличилось до 71 бизнес-шале для переговоров, их общая площадь стало составлять около 6.000 кв. м.
Во время работы салона традиционно была представлена уникальная демонстрационная летная программа. Всего за 6 дней выполнено более 240 полетов. В небе над Жуковским зрители смогли увидеть 49 типов и модификаций летательных аппаратов. Стратегические бомбардировщики, истребители, штурмовики, учебные, пассажирские, транспортные и грузовые самолеты, а также вертолеты различного предназначения были представлены на суд экспертов, специалистов и посетителей выставки.
21 августа с.г. начал свою работу Международный авиационно-космический салон — МАКС-2007. Заявки на участие в нем подали более 750 предприятий, фирм и делегаций, из них около 250 зарубежных. На открытой площадке выставки будет представлено более 150 летательных аппаратов.
На МАКСе традиционно подготовлена интереснейшая летная программа. Практически все российские авиастроительные фирмы подали заявки на участие в полетах. Наряду с отечественными пилотажными группами ожидается выступление их коллег из Франции, а также военных летчиков из США.
Оргкомитет МАКС-2007 делает все, чтобы очередной авиасалон стал зрелищным, интересным и полезным для развития отечественного авиастроения. Нет сомнений, что специалисты и любители авиации, которые в августовские дни побывают в Жуковском, не пожалеют об этом.
http://www.redstar.ru/2007/08/2208/301.html