Независимое военное обозрение | Вадим Кожуховский | 17.08.2007 |
ОТ ШУВАЛОВА ДО КАЛАШНИКОВА
Правда, проектную мощность «новорожденный» набрал лишь в 1830 году, но уже к середине XIX века ижевцы произвели в совокупности третью часть всей оружейной продукции России. Пришлось даже создавать при заводе большой арсенал и единственную по тем временам в России арсенальную, ремесленную и оружейную школы, положившие начало системе профессиональной подготовки оружейников.
Легендарная марка ижевского оружия обязана многим людям. Первыми среди них были: преемник Дерябина генерал Ермолай Грен, братья Боде, инспектор Илья Бакунин и, конечно же, Людвиг Нобель (брат знаменитого Альфреда Нобеля), поспособствовавший тому, чтобы блестящие мастера и инженеры его петербургского завода навсегда переехали в Ижевск. Впрочем, оружейная слава Ижевска ковалась не только в цехах. Мастерством отличались и тогдашние частные умельцы: Иван Петров, Андриан Евдокимов, Николай Березин.
Лучших оружейников и металлургов Ижевска привечал сам царь, жалуя им медали, различные льготы и отличительные зеленые кафтаны в комплекте с тростью, цилиндром и перчатками. Тогда-то за оружейниками из Ижевска и закрепилось прозвище «ижевские крокодилы». А рабочий поселок к началу ХХ века разросся до огромного промышленного села Ижево, в котором были даже банк и синематограф (по-современному — кинотеатр). В 1918 году Ижево обрело статус города, названного Ижевском.
Вплоть до 1942 года Ижевск был поставщиком винтовок. Великая Отечественная война расширила номенклатуру изделий. Это случилось после прибытия в город эвакуированного из Тулы оружейного завода. Ижевский машиностроительный завод (так тогда он уже назывался) был разделен на собственно машиностроительный (N 74) и 622-й механический, производивший противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, пистолеты ТТ и еще более десятка наименований оружия. Ежесуточно только машиностроительный завод вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизии. А всего ижевцы в 1941—1945 годах дали фронту 12,5 млн. единиц огнестрельного оружия — на четверть больше, чем все предприятия фашистской Германии.
Уже во время войны стало ясно: ижевским оборонным предприятиям необходим собственный вуз. И, наконец, в 1952 году в городе начал подготовку специалистов механический институт (ныне — государственный технический университет, ГТУ), образованный на базе знаменитого Московского высшего технического училища им. Баумана, эвакуированного из Москвы в начале Великой Отечественной. Среди питомцев — многие ныне известные конструкторы отечественного оружия.
В настоящее время Ижевск является местом разработки, проектирования, производства и реализации огнестрельного оружия, а также продукции специального назначения. В городе изготавливаются, в частности, знаменитые автоматы Калашникова различных моделей, пистолеты-пулеметы «Бизон-2», охотничьи карабины и спортивные винтовки.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…
Нужно сказать, что знаковые мероприятия в рамках юбилейных торжеств стартовали в Ижевске еще в начале года. 6 февраля на месте захоронения известного конструктора-оружейника Ижмаша Геннадия Николаевича Никонова (1950−2003) был установлен памятник. Геннадий Никонов вошел в российскую историю как создатель целого спектра стрелкового оружия. Его автомат АН-94 «Абакан» принят на вооружение Российской армии; карабины «Изюбр» и семейство карабинов «Сайга» пользуются неизменной популярностью у охотников, винтовки серии «Биатлон» проявили себя в спортивном мире.
А 9 июня на Хохряковском кладбище Ижевска состоялось открытие памятника конструктору-оружейнику Евгению Федоровичу Драгунову (1920−1991), создателю спортивного оружия и легендарной снайперской винтовки СВД. Полвека своей жизни посвятил Драгунов Ижмашу. В этот же день десятки букетов из живых цветов появились у обновленного памятника Андрею Дерябину и на могиле Ивана Федоровича Белобородова (1909−1985), возглавлявшего Ижмаш в 1956—1980 годах и внесшего значительный вклад в развитие не только предприятия, но и всего города.
Памятник Дерябину был отреставрирован и обрел первоначальный вид: реконструированы два уровня ступеней монумента, восстановлены вензеля императоров Александра I и Николая II.