Независимое военное обозрение | Владимир Гундаров | 18.08.2007 |
Экспозицию предыдущей выставки — МАКС-2005 — осмотрело около 800 тыс. человек. Ее работу освещали почти 100 телекомпаний и более 2 тыс. журналистов. Успех нынешнего МАКСа также во многом будет обеспечен его зрелищностью. Помимо проведения демонстрационно-показательных полетов здесь состоится V чемпионат по вертолетному спорту «Кубок КБ Миля» 2007 года. Впервые Россия принимает участников одного из самых рейтинговых авиационных соревнований планеты — FAI World Grand Prix. Сильнейшие пилоты с различных континентов, отобранные по результатам выступлений на мировых чемпионатах, покажут свое мастерство в высшем пилотаже на одномоторных спортивных самолетах Су-26.
И все же основная работа пятидневной (по 26 августа) выставки будет отнюдь не зрелищной, потому что развернется на переговорных площадках. Ведь МАКС предоставляет специалистам и бизнесменам широкую возможность для расширения деловых многоуровневых контактов, дальнейшего развития производственной кооперации и поиска новых партнеров в бизнесе. Так, два года назад в Жуковский приехали около 50 тыс. представителей деловых кругов из 42 стран, в том числе — около 700 фирм России и СНГ. Тогда за время проведения салона были заключены сделки на общую сумму почти в 1 млрд. долларов.
Однако МАКС-2007 имеет шанс превзойти по своим результатам самые смелые ожидания его организатора — Федерального агентства по промышленности. Роспром, судя по размаху подготовительных мероприятий, принял все меры, чтобы главная авиакосмическая выставка страны завершилась большим коммерческим успехом. Удастся или нет добиться поставленной цели, пока гадать, конечно, рано. Тем не менее обнадеживает уже установленный своеобразный рекорд: по числу компаний, подтвердивших свое участие в салоне накануне его открытия, МАКС-2007 заметно опередил выставку 2005 года. Примечательно, что данный результат достигнут за счет иностранных заявок. В подмосковном городе более 500 российских и 200 зарубежных фирм представят свои передовые технологии и лучшие изделия. Если судить об интересе деловых кругов государств ближнего и дальнего зарубежья к подмосковной выставке по числу участников, то лидером, несомненно, являются США. Более 40 американских компаний изъявили желание продемонстрировать свою продукцию. На втором месте — Украина. Ее представят 34 компании. На третьем месте — Германия, и на четвертом — Франция — 30 и 28 компаний соответственно. Других стран, решивших «себя показать» на МАКСе, в августе 2007 года значительно меньше. В целом четверка лидеров и составляет более половины всех зарубежных фирм, намеренных открыть свои экспозиции в Жуковском.
Разумеется, окончательный дебит подводить еще рано. Ведь маленькая неточность рождает большое недоверие. А на поверку некоторые компании, заявленные как американские, на деле могут оказаться совсем другой государственной принадлежности. Как, например, компания Plastic View ATC. В списке участников она указана в числе других фирм из Соединенных Штатов, но вот контактный телефон ее генерального директора почему-то зарегистрирован в провинции Чжэцзян на востоке Китая.
Впрочем, это мелочь, которая незаметна на фоне грандиозного события, традиционно вызывающего большой резонанс не только в России, но и в других ведущих авиационных державах.
Международные авиационно-космические салоны проводятся в нашей стране регулярно один раз в два года на протяжении последних 14 лет. Однако история отечественных авиационных выставок началась гораздо раньше.
Первая — «Авиационная неделя» — состоялась в 1910 году. В 1911-м в Михайловском манеже Санкт-Петербурга прошла первая международная воздухоплавательная выставка, а вторая — в 1912 году в Военном манеже в Москве. Ее организовало Московское общество воздухоплавания, инициатором создания которого был «отец русской авиации» Николай Жуковский. Символично, что Международный авиационно-космический салон проходит в городе, носящем имя основоположника современной гидроаэродинамики.
1933 год в истории нашей страны, наряду с другими значимыми событиями, был также отмечен первым всесоюзным празднованием Дня авиации. Решено было ознаменовать его созданием авиационной выставки на территории Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького в Москве. В следующем году в столице провели выставку авиационной и воздухоплавательной техники. С высоты сегодняшнего дня она покажется микроскопической, так как занимала всего три здания общей площадью около 600 кв. м. Но тогда и это считалось крупным достижением.
Великая Отечественная война временно прервала демонстрацию отечественных успехов в области авиастроения, авиационной науки и техники. После Победы в 1945-м минуло свыше четверти века, прежде чем в столичном аэропорту «Внуково» в мае 1971 года открылась выставка гражданских самолетов и вертолетов.
В 1990 году в Москве на ВДНХ (ныне ВВЦ — Всероссийский выставочный центр) прошла международная авиационно-космическая выставка «Аэроспейс-90». Осенью 1991-го расширенная коллегия Минавиапрома приняла решение о проведении в 1992 году авиационно-космической выставки «Мосаэрошоу-92» с участием ведущих авиакосмических предприятий нашей страны и зарубежных фирм. Для выполнения функций исполнительной дирекции по подготовке и проведению «Мосаэрошоу-92» было зарегистрировано ТОО «Авиасалон». Его учредителями стали ЛИИ им. М.М.Громова, Авиаэкспорт и Авиабанк. С целью привлечения иностранных инвестиций ТОО «Авиасалон» и компания «Глахе Интернациональ КГ» создали совместное российско-германское предприятие АОЗТ «Аэросалон».
Первый Международный авиационно-космический салон состоялся в 1993 году. Именно тогда он получил и свое нынешнее официальное название и признанный во всем мире статус.
Сегодня МАКС занимает ведущее место в ряду крупнейших авиафорумов планеты. Главная цель его проведения — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами. Но не только. Например, значительное место в программе салона 2007 года займут научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России — ЦАГИ.
В текущем году в авиационной промышленности России стало заметным деловое оживление. Правительство РФ намерено в ближайшие пять лет добиться резкого увеличения выпуска отечественной авиационной техники. В частности, планируется построить более 430 самолетов типа Ил-96, Ту-204, «Суперджет», Ту-334, Ан-148. Выполнение этих замыслов лежит в русле проводимого под руководством Объединенной авиастроительной корпорации стратегического курса, направленного на увеличение доли России в мировом производстве гражданской авиационной техники, — с одного процента до пяти к 2015 году и до десяти — к 2025-му.
По результатам выставки МАКС-2007, пожалуй, уже можно будет дать предварительные ответы на два вопроса: насколько реальны эти планы и на какой по объему портфель заказов сможет рассчитывать российский авиапром.