Русская линия
Красная звезда Евгений Устинов11.08.2007 

Ушедшие в поход навечно

Об этих днях помнит вся страна. 12 августа 2000 года в Баренцевом море завершались крупные флотские учения. Атомный ракетоносец «Курск» вместе с другими кораблями и подводными лодками должен был вернуться на базу. В 8.51 командир «Курска» капитан 1 ранга Геннадий Лячин последний раз доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям «противника». В установленное время — примерно в 23.30 — субмарина не вышла на связь…
Несколько дней оставалась надежда, что экипаж затонувшей лодки будет спасен. В 12 часов 25 минут 21 августа спасатели вскрыли аварийно-спасательный люк, который оказался заполненным водой. Во второй половине дня 22 августа Владимир Путин вылетел в Североморск. 23 августа было объявлено днем траура.
Операция по подъему тел погибших моряков началась 25 октября и была закончена 7 ноября 2000 года. Всего за время спасательной операции были подняты тела двенадцати моряков.
7 октября 2001 года началась операция по подъему «Курска» со дна Баренцева моря. 10 октября лодку отбуксировали на Росляковский судоремонтный завод. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников. Двое матросов — Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист «Дагдизеля» Мамед Гаджиев навсегда остались в море…

Памяти экипажа


Траурную дату — седьмую годовщину гибели экипажа атомной подводной лодки «Курск» — отмечают в России 12 августа. В ряде городов нашей страны пройдут мероприятия, связанные с тем трагическим событием. В их числе г. Курск, где похоронены 12 членов экипажа субмарины, г. Санкт-Петербург, где покоятся 32 моряка с подлодки. В городе на Неве в часовне Николо-Богоявленского морского собора установлена мемориальная доска с именами 118 погибших моряков…
А на днях в нашу редакцию пришло письмо. В нем стихотворение, автор которого действующий флотский офицер капитан 2 ранга Владимир Щукин. Эти строки были написаны им через несколько дней после гибели «Курска». Он посвятил их погибшим подводникам…

Я пишу вам записку с кормового
отсека:
Нас осталось на лодке
двадцать три человека.
Что рвануло, не знаю.
Вероятно, торпеда
В носовом разорвалась сразу
после обеда.
Лодка разом стрелою носом
вниз провалилась,
От удара на грунте пополам
разломилась.
Мы задраили все, но фильтрует
вода,
Ведь за бортом сейчас
метров сто глубина.
Видно, это судьба нам такая
досталась.
На спасение шансов никаких
не осталось…
И совсем все не так, как я видел
в кино.
Завтра в прессе напишут,
что легли мы на дно.
Аварийка уже как-то странно
мигает,
Скоро станет темно, холод нас
пробирает.
Не успею я это вам письмо
дописать —
Кислорода все меньше,
стало трудно дышать.
Папа, мама, не плачьте,
получив похоронку,
За меня обнимите, поцелуйте
сестренку…
Не вините начальство,
что все так получилось,
Так на флоте бывает:
что случилось — случилось…
Офицеры на лодке меньше всех
виноваты,
Они честно служили за смешную
зарплату.
И не верьте, что есть много
грязи на флоте,
Это врут все газеты, отдавая
дань моде.
Я надеюсь, что лодку водолазы
достанут,
Вы записку прочтете, может,
легче вам станет.
Представляю, как будет это
вам нелегко.
Я не умер, поверьте,
просто я далеко…
Я на ощупь пишу — аварийка
погасла,
С нею наша надежда на спасенье
угасла.
Вот бы солнца бы лучик
хоть на миг увидать,
Мы в ИДАшки включились,
тяжело умирать.
Я пишу вам записку с кормового
отсека:
Нас на лодке осталось
23 человека.
Ради бога, не плачьте,
как записку прочтете,
Свечку в церкви поставьте…
Так бывает на флоте.

Трагедия «Курска» касается всех


Моряки-тихоокеанцы вместе со всей страной скорбят об экипаже АПЛ «Курск». Причем, принимая во внимание разницу в часовых поясах, включились в траурные мероприятия едва ли не первыми из россиян.
По словам заместителя начальника Управления воспитательной работы ТОФ капитана 1 ранга Дмитрия Струкова, о недолгой, но славной истории атомного подводного крейсера «Курск», стойкости и мужестве североморцев, волей случая оказавшихся в критической ситуации, моряки вновь смогли узнать из бесед, которые прошли в рамках информирования личного состава еще в пятницу, 9 августа. Непосредственно 7-ю годовщину разыгравшейся в Баренцевом море трагедии тихоокеанцы встретят минутой молчания.
— К гибели «Курска» невозможно относиться равнодушно. Она касается всех и каждого моряка в отдельности. Поэтому траурными мероприятиями будут охвачены все без исключения наши корабли и подводные лодки, — подчеркнул офицер-воспитатель.
По заведенной традиции на утреннем построении личного состава Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова 12 августа прозвучат фамилии трех выпускников, вышедших в тот поход на борту «Курска», — Александра Садкова, Андрея Рудакова и Сергея Логинова.
Что нам известно о них?
Капитан 3 ранга Александр Садков — коренной дальневосточник из Шимановска, что в Амурской области. На гидроакустический факультет училища был зачислен в 1984 году сразу после школы. По воспоминаниям Надежды Алексеевны, мамы Александра, даже во времена безденежья Саша стремился в отпусках под родительский кров, выручая по хозяйству старших сестер Тамару и Валентину. Над страхами близких смеялся. Говорил, что тренированный, а если что случится, то умеет дышать через раз. Командовал БЧ-7 «Курска». В тот день Надежда Алексеевна ожидала от сына поздравление с 65-летием…
Капитан-лейтенант Сергей Логинов служил на «Курске» с первого дня ввода крейсера в строй, куда попал по распределению в 1995 году. Последняя должность — командир гидроакустической группы. Романтика дальних странствий некогда привела уроженца далекого от морей Орска в нахимовское училище. Затем с берегов Невы Сергей отправился учиться во Владивосток. Всегда был душой компании, пел песни, хорошо играл на гитаре, неплохо рисовал и даже сочинял стихи. В своих письмах сообщал: «На Севере холодно, но природа напоминает Приморский край. Только сопки пониже. Мурманск похож на Владивосток, а Кольский залив — на бухту Золотой Рог». Первые впечатления скоро сменились разочарованиями: «Видяево — поселок просто ах! Дома с наглухо заколоченными окнами — люди уехали отсюда». В редких посланиях родным нет жалоб на задержки денежного довольствия, скверное питание и необустроенность на берегу. В Заполярье Сергей встретил любовь. Но из-за бюрократических проволочек зарегистрировать новый брак как положено по закону не успел… Сын Ярослав появится на свет… через два месяца после гибели отца.
Меньше всего сведений о капитане 3 ранга Андрее Рудакове. Окончил факультет радиосвязи тогдашнего ТОВВМУ в 1990 году. Незадолго до гибели возглавлял БЧ-4 (связи) атомохода.
По словам заведующего музеем ТОВМИ им. С.О.Макарова Ивана Федоровича Каманицына, хотя среди 185 золотых медалистов фамилии Садкова, Рудакова и Логинова не значатся, можно с уверенностью говорить о том, что эти офицеры были грамотными и ответственными специалистами.
Прослуживший в общей сложности 18 лет на подводных лодках Тихоокеанского флота капитан 1 ранга в отставке Каманицын вот уже 17 лет беспрерывно руководит историческим музеем института. К слову, стараниями Каманицына оформлено несколько экспонатов, посвященных «Курску». Не без участия Ивана Федоровича на стилизованном под якорь памятнике воспитанникам училища, погибшим в годы Великой Отечественной войны, была установлена мемориальная доска с именами Садкова, Рудакова и Логинова.
— Да, они были разными. Выпускники различных факультетов и лет не могли не отличаться друг от друга уровнем подготовки, характерами и восприятием окружающей действительности. Наконец, неодинаково и неоднозначно складывалась их личная жизнь, — продолжает ветеран-подводник. — Вот только 12 августа 2000 года судьбе было угодно, чтобы они оказались в составе одного экипажа, на одном корабле — в его втором и третьем отсеках. Вечная им память!..

http://www.redstar.ru/2007/08/1108/106.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика