Русская линия
Русская линияИгумен Филипп (Рябых)09.06.2010 

«Ни в каких молитвенных действиях с инославными мы не участвуем, и участвовать не будем»
Заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых) разъяснил позицию делегации РПЦ, присутствовавшей на церемонии настолования финского лютеранского архиепископа

Игумен Георгий (Рябых)В воскресение, 6 июня, в финском городе Турку состоялась интронизация главы Евангелической лютеранской церкви Финляндии архиепископа Кари Мякинена. Церемония прошла в древнем соборе XIII века в присутствии высшего государственного руководства Финляндской Республики и многочисленных гостей из различных стран мира. В церемонии настолования лютеранского архиепископа принял участие и председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Сам по себе такой факт вызвал довольно неоднозначную реакцию православной общественности в России. В связи с этим мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя председателя ОВЦС МП игумена Филиппа (Рябых), который вместе с владыкой Иларионом присутствовал на этой церемонии.

— На сайте ОВЦС мы прочитали, что митрополит Иларион, да и Вы, присутствовали на интронизации епископа Евангелической Лютеранской Церкви Финландии. Насколько традиционно присутствие или участие архиереев Русской Православной Церкви в богослужениях лютеран? Есть ли необходимость в этом, и если есть, в чём она заключается?

- Делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Иларионом, действительно, присутствовала на церемонии интронизации лютеранского архиепископа, но не в качестве участников, а в качестве почётных гостей. Финские лютеране предлагали нам принять участие и в отдельных моментах богослужения, но заранее получили ясный отказ и, надо отдать им должное, восприняли это с пониманием. Поэтому могу чётко сказать — мы не участвовали в молитве, а наша делегация в связи со сложившимися на протяжении долгих лет уважительными отношениями между Русской Церковью и Евангелической Лютеранской Церковью Финляндии просто присутствовала при богослужении. Присутствие не означало никакого молитвенного участия в самой церемонии, а являлось лишь выражением уважения к данной христианской общине.

— А насколько традиционным является такое присутствие? Насколько мы знаем, это за последние годы едва ли не первый такой случай для Русской Православной Церкви?

- Традицию присутствия на важных мероприятиях в жизни инославных церквей можно наблюдать на протяжении всего XX века. Особенно это характерно для архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви, которые живут непосредственно на Западе. Очень часто их отношения связаны с местными инославными общинами в плане совместного участия в общественной жизни. В таких особых случаях наши представители участвовали в качестве гостей на мероприятиях инославных. При этом они всегда являются сторонними наблюдателями, тем самым проявляя дань уважения к этой христианской общине.

Что же касается Лютеранской Церкви Финляндии, то с ней у Русской Православной Церкви на протяжении десятилетий сложились добрые отношения. В частности, финские лютеране очень многим помогают нашим приходам и монастырям (например, Коневецкому монастырю). В трудные советские годы они поддерживали Русскую Православную Церковь, и во многом благодаря этим контактам не так сильно ощущалось давление атеистических властей на православных. Более того, наш диалог, который развивается на протяжении нескольких десятилетий, привёл к определённым положительным результатам в изменении лютеранской традиции. Например, лютеране Финляндии стали использовать в своих храмах во время богослужений иконы. Если до середины 70-х годов у лютеранских пасторов не было вообще никаких облачений, то, познакомившись с опытом Русской Православной Церкви, её богослужебной жизнью, они стали применять богослужебные облачения. Очень многие элементы евхаристического богослужения были также заимствованы финскими лютеранами из православной традиции. Поэтому диалог с Лютеранской Церковью Финляндии показывает, насколько эффективным и действенным может быть православное свидетельство среди инославных, когда православные не вступают в совместные молитвы и не смешивают Православие с инославием.

— Но в данном случае, на интронизации, не Вы с владыкой Иларионом, насколько об этом можно судить, свидетельствовали о Православии, а всё же лютеране о лютеранстве. Или вам всё-таки дали слово?

- Нет, если Вы внимательно прочтёте информационное сообщение на ленте ОВЦС, то увидите, что у владыки Илариона была возможность огласить приветствие Святейшего Патриарха Кирилла и высказать пожелания Русской Православной Церкви в адрес нового архиепископа, которые заключались, прежде всего, в призыве хранить традиционные христианские ценности, поскольку нам известно, что сегодня в Лютеранской Церкви Финляндии очень активно идут разговоры, например, о признании «однополых союзов». И мы стараемся построить диалог с финскими лютеранами так, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию их нравственных позиций и чтобы пропасть, которая разделяет лютеранство и Православие, не увеличилась ещё больше.

— Протестантизм, сам по себе, очень неоднороден, и, наверное, наша Церковь разделяет свои контакты в протестантском мире. К какому крылу Вы бы отнесли Евангелическую Лютеранскую Церковь Финляндии: к либеральному или консервативному?

- До сих пор Лютеранская Церковь Финляндии была достаточно консервативной. Несмотря на то, что какое-то время назад в ней было принято женское священство, эта христианская община воздерживалась от принятия женского «епископата». Но буквально накануне, незадолго до интронизации нового архиепископа, Хельсинкская епархия на своём собрании избрала первую в истории Лютеранской Церкви Финляндии женщину-епископа. Кстати, митрополит Иларион, встречаясь с новым лютеранским архиепископом, обратил на это внимание и сказал, что это ещё более углубляет различие между православными и лютеранами, и мы не приветствуем такие шаги.

Нам известно и то, что внутри Лютеранской Церкви Финляндии есть группы, которые выступают за принятие «однополых союзов» и их церковное благословение. В связи с этим новому архиепископу было также сказано, что мы надеемся на сохранение в Лютеранской Церкви Финляндии традиционного отношения к браку. То есть, действительно, сегодня наши связи, которыми, надо сказать, мы очень дорожим, являются во многом той евангельской солью, которая сдерживает финское лютеранство от дальнейшего отхода от апостольских норм веры. По крайней мере, мы надеемся, что в ходе наших контактов с Лютеранской Церковью Финляндии мы сможем свидетельствовать о том, в чём состоит христианская истина.

Присутствие Православия в Финляндии необходимо, так как оно будет поддерживать силы тех, кто не желает мириться с всё большим отходом от апостольского христианства. Поэтому наши контакты нужны и для того, чтобы не бросать тех, кто ищет незамутненной христианской веры. Мы видим, что это свидетельство имеет довольно большие успехи. Думаю, что, если Лютеранская Церковь Финляндии будет продолжать идти по либеральному пути, то, скорее всего, это приведёт к отходу от неё многих людей.

— Тем не менее, сейчас появились сообщения о том, что первая женщина-епископ в Лютернской Церкви Финляндии всё-таки появится, и эта интронизация состоится в сентябре 2010 года. Надо думать, что на этой интронизации представителей Русской Православной Церкви не будет, или кто-то всё-таки будет послан и туда?

- Делегация Русской Церкви присутствовала на интронизации главы Лютеранской Церкви. Здесь же речь идёт о вступлении в должность епископа епархии. Это событие не имеет такого значения, чтобы на нём присутствовали представители других Церквей. И потом — мы традиционно (и в отношениях с другими протестантами) стараемся избегать контактов с «епископами"-женщинами. Согласно православной экклезиологии, апостольское преемство в Церкви передаётся через епископат, который выбирается из мужчин. Поэтому, в случае принятия на себя женщинами архиерейского достоинства, епископат окончательно теряет связь с апостольской традицией. Таким образом, прерывается тонкая нить, которая связывала лютеранскую иерархию с апостолами, и православным становится трудно находить какие-то точки соприкосновения с такими христианскими общинами. Это всё больше нас удаляет от них и делает невозможным активное сотрудничество в социальной и культурной сфере, поскольку взгляды на церковное устройство у нас становятся совершенно противоположными. Поэтому в этом случае оправданным становится только увещевание.

— Можно ли сказать, что если в сентябре интронизация первой лютеранской женщины-«епископа» всё же состоится, то отношения Русской Православной Церкви и лютеран Финляндии изменятся?

- Да, наши отношения претерпят изменения, но в том плане, что при встрече с представителями Лютеранской Церкви Финляндии мы будем более настойчиво и более чётко указывать на эти несоответствия. Невозможно свидетельствовать о Вселенском характере Православия, не встречаясь и не разговаривая с неправославными людьми, какими бы они далекими не были от веры. Избегая таких контактов, святые Апостолы никогда не смогли бы проповедовать христианство всему миру. Поэтому Русской Православной Церкви, самой крупной Православной Церкви мира, нужна система отношений с другими христианами. Главный вопрос заключается в том, для чего мы используем эту систему отношений: на что она направлена и на что заряжена?

Слава Богу, в Русской Церкви есть чёткое понимание задач межхристианского диалога. В своей деятельности Отдел внешних церковных связей руководствуется «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию». Главная идея этого соборного документа состоит в том, что при развитии связей с неправославными христианскими общинами необходимо свидетельствовать об истинности Православия. Таким образом, любое движение к единству христиан возможно только на основе постановлений семи Святых Вселенских Соборов и традиций церковного устройства первого тысячелетия. Для воплощения этой идеи на практике мы используем все наши контакты с инославными христианами. Разными способами мы стремимся говорить с ними о том, как Православная Церковь смотрит на церковное устройство, на отношения между епископами и мирянами, на первенство в Церкви, на Таинства, духовную жизнь и так далее.

В отношениях с той или иной христианской общиной мы подчёркиваем то в Православии, в чём наблюдается наибольший разрыв с этой общиной. С католиками мы говорим о примате папы Римского, с лютеранами — о Таинствах и церковной жизни. Именно такая логика, такой вектор, заложен в межхристианские отношения Русской Православной Церкви сегодня. Ни в каких молитвенных действиях с инославными мы не участвуем, и участвовать не будем, пока не будет достигнуто вероучительное единомыслие на основе апостольской веры, хранимой в Православной Церкви. Именно с этих позиций строятся и отношения с Лютеранской Церковью Финляндии. Хотелось бы, чтобы об этом знали и верующие Русской Православной Церкви, потому что это суть нашего поведения в контактах с инославными и не сомневались в действиях церковных представителей.

— Спаси Господи за Ваши довольно исчерпывающие ответы.

Беседовал зам. гл. редактора РЛ Александр Колышкин

http://rusk.ru/st.php?idar=42393

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru