Красная звезда | Андрей Лунёв, Владимир Дрик | 11.08.2007 |
— Одна из основных задач частей ВВС в мирное время — несение боевого дежурства по охране воздушных рубежей нашей страны. Какие истребители выполняют эту задачу?
— Классические истребители ПВО — МиГ-31 и Су-27, а также уже много лет привлекаемые к несению боевого дежурства фронтовые истребители
МиГ-29.
Высотный скоростной перехватчик МиГ-31 с радиусом действия более 1.000 километров — самолет уникальный. Он видит и поражает цели на дальности до 100 километров, эффективно работая как по самолетам, так и по крылатым ракетам. Система управления вооружением позволяет сопровождать до десяти целей, одновременно поражая четыре из них. Состоящий из четырех машин отряд таких истребителей перекрывает 800 километров по фронту. В случае войны каждый МиГ-31 может служить воздушным командным пунктом для других истребителей.
В настоящее время проводится его модернизация. Например, новая система управления вооружением позволит применять не имеющие мировых аналогов управляемые ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью пуска до 200 км. Возрастут возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов и крылатых ракет, а также перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. Кроме того, усовершенствованный МиГ-31 будет нести значительно больше средств поражения, а экипаж получит возможность ориентироваться по современной системе спутниковой навигации. В результате эффективность боевого применения обновленного истребителя в зависимости от характера выполняемых задач в 1,5−4 раза выше, чем у базового самолета. Словом, он станет достойным противником истребителей пятого поколения.
— Сегодня даже далекий от авиации человек слышал об истребителе 5-го поколения. Обещали, что машина поднимется в воздух в конце 2007 года…
— Вопросы создания истребителя 5-го поколения решаются плановым порядком в соответствии с Государственной программой вооружения до 2015 года, в которой утверждены все параметры создания авиационной техники, в том числе и сроки ее испытаний.
На сегодня закончен этап отработки рабочей конструкторской документации самолета 5-го поколения. Документация передана на завод-изготовитель, который в ближайшее время приступит к созданию опытного образца.
— Что представляет собой многофункциональный авиационный комплекс Су-34?
— Су-34 постепенно придет на смену отлично зарекомендовавшим себя во время первой и второй чеченских кампаний фронтовым бомбардировщикам Су-24М. Внешне он незначительно отличается от своего прототипа. Благодаря применению новейших материалов в конструкции планера в новом авиакомплексе высокая маневренность и скорость сочетаются с большей боевой нагрузкой и дальностью полета. Ударный самолет Су-34 независимо от времени суток и метеоусловий способен высокоточными боеприпасами эффективно поражать как наземные, так и подводные цели. Поэтому по боевым возможностям Су-34 смело можно отнести к поколению самолетов 4+.
Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа. Конструкторы Су-34 это учли и скомпоновали двухместную кабину пилотов не только для боевой работы, но и для отдыха. К примеру, летчик или штурман в закабинном отсеке смогут выпрямиться в полный рост. А между их креслами в основной кабине при желании можно прилечь прямо во время полета. Все эти новшества обеспечивают высокую работоспособность пилотов в длительном, продолжительностью до 10 часов, полете. Наличие на самолете системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами создают дополнительные возможности летчику и штурману при ведении прицельного бомбометания и маневрирования под огнем противника.
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков позволяют Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к дальностям полета средних стратегических бомбардировщиков.
Первые образцы этого многофункционального авиационного комплекса уже закуплены. Летный состав прошел теоретическое переучивание в центрах боевого применения и подготовки летного состава и готов приступить к практическому освоению самолета.
Визитная карточка
— Каковы задачи и перспективы развития стратегической авиации?
— Стратегическая авиация — одно из самых универсальных мобильных средств ядерного сдерживания в современном многополярном мире. И основное средство поражения важных объектов в глубоком тылу противника.
Самолеты Ту-160, Ту-22М3, Ту-95 обладают важнейшими оперативно-стратегическими свойствами: большой глубиной действий, высокой скоростью, боевой мощью, универсальностью, способностью в короткое время совершить широкий маневр. Умелое и своевременное их использование — одно из средств обеспечения национальной безопасности России в военной сфере как сегодня, так и в обозримом будущем.
Определено несколько перспективных направлений развития стратегической авиации. Это глубочайшая модернизация и доработка нынешней техники, а также довооружение высокоточными крылатыми ракетами, имеющими не только большую дальность полета с использованием предельно малых высот, но и предельно минимальную эффективную отражающую поверхность. Этими ракетами дальняя авиация будет способна наносить эффективные авиационные удары по важным объектам тыла потенциального противника.
— «Воздушными рабочими войны» называют в войсках летчиков военно-транспортной авиации…
— И верно называют. Ведь пройдя сквозь череду локальных войн и военных конфликтов, летчики военно-транспортной авиации (ВТА) еще раз доказали свое мужество и мастерство.
В ходе учений наши «транспортники» отрабатывают теорию и практику доставки воздушных десантов в тыл противника. Решают задачи по перевозке российских военнослужащих, воинских контингентов миротворческих сил, а также войск ООН в районы вооруженных конфликтов.
К одной из постоянных задач ВТА относится доставка промышленных товаров и продовольствия в удаленные районы страны, в том числе населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Зачастую пилоты завозят необходимые грузы в районы, пострадавшие от землетрясений, наводнений и других чрезвычайных происшествий.
В период до 2015−2020 годов основу парка военно-транспортной авиации как по численности, так и по боевым возможностям будут составлять самолеты Ил-76. Использование турбореактивных двигателей позволило увеличить скорость полета Ил-76 до
825 км/час и повысить возможности преодоления ПВО противника. Кроме того, возможна эксплуатация Ил-76 с грунтовых и заснеженных аэродромов в любых климатических условиях.
На базе Ульяновского авиапредприятия будет организован выпуск модернизированных Ил-76МФ и восстановлен выпуск
Ан-124−100 «Руслан».
Часть парка военно-транспортной авиации морально устарела, в частности самолет Ан-12. Для его замены ведутся проработки перспективного среднего транспортного самолета. Основные требования к будущему самолету — возможность транспортировки перспективной техники на базе БМП-3 и БМД-3, снижение времени доставки грузов и соответствие мировым стандартам.
Легкие транспортные самолеты нового поколения Ил-112Б придут на смену Ан-26.
Хочу отметить, что просто невозможно взять и сразу обновить все наши военно-транспортные самолеты. Да и необходимости в этом нет. Новая авиатехника будет поступать к нам с периодичностью примерно две машины в три года. Если эти темпы будут сохранены, то можно говорить, что к 2020 году имеющийся парк самолетов ВТА будет заменен на новый.
— Экс-главком ВВС Владимир Михайлов говорил о необходимости использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В основном для мониторинга зоны военных действий и проведения разведки…
— В армиях развитых зарубежных государств стоят на вооружении и находятся в различных стадиях разработки около 80 типов комплексов с «беспилотниками». А у нас из-за кризиса середины 90-х годов прошлого века только сегодня в строевые части ВВС начали поступать комплексы, техническое задание к которым писалось более 10 лет назад. Современные взгляды на применение вооруженных сил требуют качественно новых возможностей от комплексов с БПЛА.
В нашей стране уже ведутся работы по созданию новых комплексов с беспилотными летательными аппаратами, которые планируется использовать в разведывательных и ударных целях. При этом разрабатываются БПЛА самолетного и вертолетного типа, с различным видом старта (как с разгонных устройств, так и по-самолетному), ближнего действия (носимых, весом несколько килограммов) и большой дальности, способных решать задачи на глубине 300−400 км и находиться в полете до 10−12 часов. При их создании используются передовые отечественные технологии и оригинальные технические решения. Поступление таких комплексов в ВВС ожидается уже к 2011 году.
— Времена, когда самолеты были прикованы к земле топливным кризисом, канули в лету, однако налет пилотов авиации ПВО и сегодня меньше, чем у летающих по выходным израильских летчиков-резервистов.
— Министр обороны России Анатолий Эдуардович Сердюков всерьез взялся за решение этой многолетней проблемы. Так, он уже отдал распоряжение Тылу Вооруженных сил обеспечить ВВС всем запланированным на год топливом еще до 1 августа. Это позволит нам активно, без срывов проводить боевую учебу — летать, не гадая, когда же придет следующая партия керосина. Более того, запланированный на текущий год лимит топлива будет существенно увеличен. Раньше об этом можно было только мечтать. Если дела так пойдут и дальше, о топливной проблеме, похоже, можно будет забыть.
Минимальная норма налета в зависимости от предназначения авиации и уровня подготовки летного состава составляет от 50 до 80 часов в год. Хотя для поддержания профессионализма на необходимом уровне пилоту необходимо летать в год порядка 100−120 часов. Однако даже требования приказа по совершенно объективным причинам сегодня могут выполнить лишь 60 процентов летчиков и штурманов.
В летных училищах нам удалось организовать обучение таким образом, чтобы до прихода в войска курсант налетал около 150−165 часов, а порядка 10−15 процентов выпускников, налетав 200 часов, даже получают квалификационную категорию летчик 3-го класса.
Стоит отметить, что летная подготовка курсантов проходит на учебных, учебно-боевых и боевых самолетах (вертолетах), отлетавших уже более 20 лет. Поэтому летные вузы ВВС будем оснащать новым учебно-боевым самолетом Як-130, учебно-тренировочным самолетом первоначальной летной подготовки Як-152 и учебным вертолетом «Ансат-У».
К концу 2006 года средний налет летного состава строевых частей ВВС достиг 40 часов (в 2000—2004 гг. он находился на уровне лишь 20 часов). Уверен, что уже в этом году мы увеличим налет на экипаж до 50 часов, а начиная с 2008 года минимальная норма будет составлять 50 — 80 часов.
В перспективе же планируем выйти на позиции, которые занимали в 80-е годы прошлого столетия, обеспечивая ежегодный налет до 100−120 часов. Но, подчеркиваю, это станет возможным только при соответствующем обеспечении авиационным топливом, а также запасными частями и агрегатами для авиационной техники.
— Какими средствами, помимо авиации, обеспечиваются контроль и безопасность воздушного пространства Российской Федерации?
— Частями и подразделениями зенитных ракетных войск, имеющих на вооружении зенитные ракетные системы С-300 различных модификаций, и радиотехнических войск. А для обеспечения управления авиацией в воздухе и наращивания радиолокационного поля применяются самолеты дальнего радиолокационного наведения А-50.
— На днях на боевое дежурство заступили первый в ВВС России дивизион и командный пункт, вооруженный новейшей зенитной ракетной системой С-400 «Триумф"…
— И это действительно знаменательное событие не только для ВВС, но и для Вооруженных Сил нашей страны.
Система в несколько раз превосходит знаменитую на весь мир «трехсотку» и по помехозащищенности, и по целевым каналам, и по возможности поражения высокоскоростных целей. Может работать в ближнем космосе и выполнять задачи нестратегической противоракетной обороны. «Триумф» позволит сбивать цели, летящие со скоростью до 3 тысяч метров в секунду на высотах более 50 км. Поэтому он наряду с другими комплексами и системами может быть составной частью воздушно-космической обороны.
Но, пожалуй, основной особенностью ЗРС С-400 является то, что участие человека здесь сведено к минимуму. Конструкторы добились практически полной автоматизации процесса боевой работы, когда роль человеческого фактора заключается лишь в объективном контроле работы техники и автоматизированной системы управления. Все процедуры — от обнаружения и захвата до проведения пуска — могут осуществляться в автоматическом режиме. Что особенно важно при организации нестратегической противоракетной обороны, когда все решения приходится принимать в условиях жесткого лимита времени.
— Однако какими бы совершенными средствами поражения мы ни обладали, о стопроцентной эффективности их использования можно говорить лишь в том случае, если радиотехнические войска вовремя выдадут информацию о воздушном противнике…
— Вы правы. Можно сказать, что первыми в бой вступают именно РТВ. Поэтому перевооружению этой составляющей ВВС мы уделяем сегодня повышенное внимание. Ведь большинству радиолокационных станций и обрабатывающим информацию о противнике комплексам средств автоматизации (КСА) по 20 и более лет. При этом, учитывая сделанный западными армиями уже после «Бури в пустыне» скачок в развитии средств воздушного нападения, мы не можем вести радиолокационную разведку и передачу информации методами и средствами пятнадцатилетней давности. В радиотехнических войсках принимается на вооружение ряд новых станций, они полностью отвечают современным требованиям, имеют хорошую помехозащищенность и маневренность. Сворачиваемые за минуты мобильные РЛС в разы повышают боевые возможности и живучесть радиолокационных подразделений, а новый комплекс средств автоматизации «Фундамент» позволит радиотехническим бригадам, батальонам и ротам выдавать целеуказания средствам поражения, минуя командные пункты дивизий. Хуже всего обстоят дела с этой техникой в ротном звене, поэтому приход в войска ротных «Фундаментов» является одним из приоритетов перевооружения ВВС.
— Ваши предшественники считали основной проблемой российских Военно-воздушных сил катастрофическое недофинансирование. Вы придерживаетесь такого же мнения?
— Да, проблема недофинансирования остается такой же актуальной, как ее озвучивали мои предшественники. Ни для кого не секрет, что рост цен на военную продукцию и темпы инфляции несколько опережают официальные плановые показатели. На развитие вооружения и военной техники Военно-воздушным силам выделяются денежные средства зачастую без учета реального роста цен. Отсюда и проблема.
Недостаточные объемы финансирования ВВС в рамках Гособоронзаказа (ГОЗ) на 2007 год негативно сказываются прежде всего на техническом обеспечении войск. Реализация эффективной военно-технической политики ВВС по-прежнему сдерживается существующими противоречиями между объемами возлагаемых на ВВС задач и возможностями их качественного решения в условиях финансирования, предусмотренного ГОЗ-2007 в рамках Государственной программы вооружения на период до 2015 года. В жестких рамках ограниченных объемов финансирования, как никогда ранее, требуются творческие, нестандартные подходы к организации и планированию мероприятий технического обеспечения, включая все составляющие — от освоения новых и модернизируемых вооружений и военной техники (ВВТ) до их утилизации.
Необходимо повышать уровень закупок основных комплектующих изделий в интересах поддержания исправности ВВТ, а также профессиональной подготовки инженерно-технического состава и технической подготовки летного состава авиационных частей. Кроме того, надо обеспечить целевое использование финансовых и материальных средств, выделяемых войскам на эксплуатацию и ремонт ВВТ. При этом важным условием формирования плановых документов и заявок на выделение бюджетных средств, обеспечивающих решение этих задач, является реальная оценка положения дел в войсках. В том числе анализ технического состояния ВВТ. Достоверность и своевременность предоставления донесений из войск, а также адекватная ответная реакция всех уровней органов военного управления являются важной составляющей эффективного функционирования системы технического обеспечения ВВС.
В целом же в Военно-воздушных силах сохранили достигнутый ранее уровень системы функционирования технического обеспечения. Выполненные мероприятия в прошлом и в начале этого года позволили поддерживать на заданном уровне боеготовность частей постоянной готовности, с высоким качеством провести запланированные учения, осуществлять боевую подготовку и повседневную деятельность войск.
Хотел бы отметить, что сегодня мы становимся свидетелями перехода страны к полноценному военному строительству. Повышается реальная боеготовность войск для своевременного и адекватного реагирования на возникающие военные угрозы. Сохраняется возможность решения задач стратегического сдерживания, отражения агрессии и ведения активной борьбы с терроризмом. Проведенные в войсках тактические и командно-штабные учения свидетельствуют о том, что Военно-воздушные силы начинают жить активной и плодотворной боевой жизнью.
— Но как бы то ни было, ВВС — это прежде всего люди. Что делается, чтобы удержать в армии младшего офицера, денежное довольствие которого меньше, чем у сержанта контрактной дивизии?
— Механизм формирования денежного довольствия военнослужащих также попал в поле зрения Анатолия Эдуардовича Сердюкова. Поэтому и в этом плане мы питаем большие надежды. Но разве справедливо, что солдат-контрактник в дислоцирующейся в Чечне мотострелковой дивизии получает больше летчика истребительной авиации и даже полковника из центрального аппарата ВВС? При этом, если посмотреть на вопрос увеличения денежного довольствия с государственной точки зрения, неизбежно, придем к выводу, что оно не увеличит, а скорее, даже напротив позволит сэкономить военный бюджет. Ведь никто не брался посчитать, во сколько обходится государству подготовка одного летчика или офицера-ракетчика с инженерным образованием и в какие убытки выливается его досрочное увольнение.
Денежное довольствие — основной и единственный источник обеспечения военнослужащих и членов их семей. И его размеры по-прежнему не обеспечивают достойной жизни людей в погонах. Это касается в первую очередь военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных местностях, где отсутствует возможность трудоуустройства их жен, а доход на каждого человека ниже прожиточного минимума, установленного для региона. Считаю, что подняв в несколько раз денежное довольствие, мы заставим офицера крепко держаться за армию.
— Какие меры принимаются Главным командованием ВВС для реализации социальных льгот и гарантий военнослужащих, предусмотренных нормативно-правовыми актами?
— Командиры частей, офицеры-воспитатели и члены женсоветов оказывают помощь в трудоустройстве жен военнослужащих, устройстве детей в дошкольные учреждения. Организовано шефство старших офицеров над молодыми.
Постоянно изучается качественный состав семей военнослужащих. Например, в настоящее время в ВВС числится 1.675 многодетных семей, 667 семей, имеющих детей-инвалидов, 200 семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.
В целях оказания социально-психологической помощи военнослужащим в гарнизонах созданы психологические службы семьи. Два раза в неделю людей консультируют квалифицированные специалисты: психологи, юристы и врачи. У женсоветов налажено взаимодействие с областными центрами занятости. Для уволенных в запас на базах центров созданы компьютерные классы для обучения и перепрофилирования.
Командиры частей, офицеры воспитательных структур, женсоветы воинских частей помогают семьям погибших военнослужащих в разрешении социально-бытовых проблем, трудоустройстве вдов, устройстве детей в детские сады, оздоровительные лагеря, учебные и лечебные учреждения.
В 2006 году через Национальный военный фонд девяти семьям погибших при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе военнослужащих была оказана материальная помощь на сумму 540 тысяч рублей. В этом году для оказания материальной помощи в фонд представлены документы еще на три семьи.
— Кого из ваших подчиненных вы хотели бы отметить в этот праздничный день?
— Весь личный состав ВВС добросовестно и самоотверженно выполняет все поставленные задачи. Самые высокие результаты в боевой подготовке и повседневной деятельности регулярно показывают военнослужащие объединений, которыми командуют генерал-полковник Юрий Соловьев, генерал-лейтенант Валерий Иванов, генерал-лейтенант Николай Данилов, генерал-лейтенант Игорь Мирошниченко, генерал-лейтенант Владимир Свиридов, генерал-лейтенант Михаил Кучерявый, генерал-майор Виктор Качалкин, генерал-майор Павел Андросов и генерал-майор Александр Белевич.
— Спасибо, товарищ главнокомандующий, за интересное интервью и с праздником вас!
— В свою очередь хочу поздравить с юбилеем весь личный состав ВВС. Низкий поклон нашим дорогим ветеранам. Сегодня облик Военно-воздушных сил становится все более достойным Великой России и ее прославленной армии. А это вселяет оптимизм и укрепляет надежду.