Русская линия
Красная звезда Федор Бондаренко04.08.2007 

Военные перспективы стальных магистралей
6 августа — День Железнодорожных войск

В преддверии праздника командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Григорий КОГАТЬКО ответил на вопросы «Красной звезды».

— Григорий Иосифович, с чего начинались Железнодорожные войска?
— 6 августа 2007 года нашим войскам исполняется 156 лет. За прошедшее время неоднократно менялись организация войск, система управления ими, принципы обучения и комплектования. Но что бы ни происходило, неизменными оставались главные качества, присущие всем поколениям военных железнодорожников: верность воинскому долгу, военной присяге и Отечеству.
Вклад Железнодорожных войск в обороноспособность страны на всем протяжении их существования поистине неоценим. История войск берет начало 6 августа 1851 года, когда Николаем I было утверждено «Положение об управлении Санкт-Петербурго — Московской железной дороги», согласно которому для ее охраны и эксплуатации было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты.
Важнейшим для Железнодорожных войск событием явилась Русско-японская война 1904−1905 годов. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом. Затем, уже в ходе Первой мировой войны, военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные задачи: «перешивать» западноевропейскую колею, производить заградительные работы, реконструировать дороги для увеличения их пропускной способности, а также оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. В суровые годы Великой Отечественной войны к этим задачам добавились новые: восстановление разрушенных железнодорожных мостов и тоннелей, обезвреживание неразорвавшихся авиабомб, мин, артиллерийских снарядов и фугасов. Этот огромный опыт и по сей день лежит в основе планирования и выполнения задач Железнодорожных войск.
Роль железных дорог в жизни государства, особенно при ведении боевых действий, трудно переоценить. Ведь 90 процентов всего объема перевозок ложится именно на железные дороги. Понимая это, противник всегда старается вывести их из строя и парализовать мобилизацию и перегруппировку войск, их всестороннее обеспечение, а вместе с тем и работу экономического сектора страны. Поэтому мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы эти дороги восстанавливать, защищать и постоянно поддерживать в состоянии, позволяющем полностью обеспечить все необходимые перевозки.
В послевоенные годы Железнодорожные войска внесли свой вклад в строительство новых железнодорожных линий, среди которых Тюмень — Тобольск — Сургут, Ивдель — Обь, Абакан — Тайшет, Суоярви — Юшкозеро и другие. Руками военных железнодорожников в эти годы было также построено свыше пяти тысяч километров вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.
Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 год войсками было построено 1.277 искусственных сооружений, в числе которых 50 больших, 604 средних и малых мостов, уложено почти полторы тысячи километров главных и 443 км станционных путей.

— Каковы задачи вверенных вам войск на сегодняшний день?
— Среди основных задач военных железнодорожников в мирное время в первую очередь можно выделить поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности своих частей и подразделений. Кроме того, необходимо отметить организацию и проведение подготовительных работ по техническому прикрытию и восстановлению порученных войскам наиболее важных объектов железных дорог. Нельзя забывать и о накоплении, размещении, хранении и своевременной замене вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств для развертывания войск в военное время. Среди наших приоритетов можно выделить обучение и подготовку военнослужащих и гражданского персонала соответствующих специальностей на объектах транспортного строительства, в первую очередь на объектах оборонного значения, а также решение других возложенных на Железнодорожные войска задач.
Совсем другие задачи возлагаются на войска в военное время. Во-первых, это поддержание постоянной боевой готовности к выполнению возложенных задач. Во-вторых, непосредственное техническое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны.
Кроме всего перечисленного, войска также участвуют в строительстве инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования, повышении ее живучести и пропускной способности. Наша задача — обеспечить живучесть железных дорог и непрерывность движения поездов по стране в любых условиях обстановки. Продолжается совершенствование совместной работы со всеми заинтересованными сторонами. Прежде всего, это Министерство транспорта России, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Корпорация Трансстрой». Эти работы связаны с подготовкой железнодорожного транспорта страны к работе в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

— Какие задачи по организации работ по техническому прикрытию сети железных дорог Союзного государства и ОДКБ стоят перед Железнодорожными войсками?
— Командованием Железнодорожных войск проводится определенная работа в этом направлении, результатом которой стала утвержденная Советом министров Союзного государства 28 июня 2006 года программа «Создание единой системы технического прикрытия железных дорог региона». Данная программа рассчитана на 5 лет — с 2006 по 2010 год. Ее реализация позволит разработать, согласовать и утвердить единые нормы, правила и нормативные правовые документы по подготовке железных дорог региона в целях транспортного обеспечения региональной группировки.
В рамках Организации договора о коллективной безопасности действует Федеральный закон
N 137 от 19 июля текущего года, в котором ратифицировано соглашение о создании системы технического прикрытия железных дорог государств — членов ОДКБ.
Вне всякого сомнения, наши обязательства по выполнению тех задач, которые стоят перед нашими войсками в этом плане, мы выполняем и выполним. Сложность заключается в том, что в этих республиках уже нет железнодорожных войск, система технического прикрытия была, мягко говоря, отложена в сторону, и нам сегодня надо поднимать все с нуля.

— Каким образом в войсках организовано обучение военнослужащих?
— Боевое мастерство личного состава совершенствуется в ходе командно-штабных учений и тренировок, на тактико-специальных учениях, которые мы планируем и проводим как в войсках, так и при подготовке войск военных округов и других учениях.
Большое внимание уделяется также подготовке сержантов и младших специалистов в учебном и испытательном центрах, учебном железнодорожном полку и отдельном учебном батальоне. Уровень подготовки офицеров, инструкторского состава, учебно-материальная база обеспечивают решение стоящих перед ними задач.
В рамках реализации национального приоритетного проекта «Образование» перед Железнодорожными войсками стоят особые задачи по качественной подготовке и проведению эксперимента «Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву». В данный момент в учебном центре наших войск военнослужащие по призыву обучаются по программам начального профессионального образования по 5 профессиям, связанным с железной дорогой. Это профессии слесаря (электрика) по ремонту автомобилей, станочника в деревообработке, машиниста подъемно-транспортных и строительных машин, токаря-универсала и фрезеровщика-универсала.
Весной этого года в учебном центре состоялся уже второй выпуск курсантов, успешно прошедших итоговую аттестацию по окончании первого этапа обучения. С общей оценкой «хорошо» аттестованы 155 военнослужащих, которые, помимо общеобразовательной подготовки, изучили в рамках начального профессионального образования такие предметы, как материаловедение, чтение чертежей, электротехника, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия. Следующий этап — практический (производственное обучение) — они проходят непосредственно в частях Железнодорожных войск. И сегодня 165 военнослужащих первого выпуска после выполнения практической квалификационной работы и сдачи экзаменов совместным комиссиям воинских частей и образовательных учреждений НПО Министерства образования и науки РФ получили дипломы начального профессионального образования установленного государственного образца.

http://www.redstar.ru/2007/08/0408/101.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика