Русская линия
Красная звезда Андрей Гавриленко28.07.2007 

«И снова море позовет..»

В последнее воскресенье июля в нашей стране традиционно отмечается День Военно-морского флота. Этот праздник был учрежден постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) в 1939 году в целях «мобилизации широких масс трудящихся вокруг строительства ВМФ и стоящих перед ним задач». В этот день организуются торжественные построения личного состава, парады кораблей, театрализованные представления, водноспортивные праздники и другие мероприятия, способствующие военно-патриотическому воспитанию, пропаганде службы на флоте. Праздник также и своеобразный смотр успехов военных моряков, достижений кораблестроителей.
А о том, каким быть нашему флоту уже в недалеком будущем, можно судить по таким фактам. До конца этого года в состав ВМФ войдет новейший корвет «Стерегущий». Корабль успешно прошел ходовые испытания в Балтийском море. Построенный на предприятии ОАО «Северная верфь» для Военно-морского флота России «Стерегущий» был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и воплотил в себе достижения современной кораблестроительной науки. В системе корабля применены новейшие разработанные на российских предприятиях интегрированные информационные системы.
Многоцелевой корабль морской зоны предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечения ПВО, а также для артиллерийской поддержки высадки и действий морского десанта.
Корвет стал едва ли не главной достопримечательностью третьего Международного военно-морского салона, прошедшего с 27 июня по 1 июля в городе на Неве — в гавани на Васильевском острове.
Водоизмещение корвета, спущенного на воду в мае прошлого года, около 2.000 т, общая длина — 105 метров, максимальная скорость — 27 узлов. Дальность автономного плавания (на скорости 14 узлов) 4.000 морских миль.
Создание корабля дало мощный толчок к возрождению российской промышленности в части развития высоких технологий. В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В частности, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля за счет применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счет архитектурной компоновки корпуса и надстройки.
В Российском флоте это будет не первый корабль с именем «Стерегущий». Так, в 1901 году на Адмиралтейской верфи Санкт-Петербурга товариществом Невского судостроительного и механического заводов был построен миноносец с таким названием. В 1902 году по железной дороге корабль был перевезен на главную базу Русского флота на Дальнем Востоке — Порт-Артур и в 1903-м вступил в строй 1-й Тихоокеанской эскадры. В феврале 1904 года миноносец «Стерегущий» вступил в неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб во время боя. Двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны и героически погибли вместе с кораблем.
В Александровском парке близ Каменноостровского проспекта в Санкт-Петербурге в мае 1911 года был открыт памятник экипажу миноносца. В почетном карауле стоял кочегар 1 статьи Алексей Осинин — один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовали сам император Николай II, председатель Совета министров П.А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
А в годы Великой Отечественной войны морские рубежи нашей страны защищал другой «Стерегущий». Боевые действия тот эскадренный миноносец, построенный в тридцатых годах, встретил в составе 1-го дивизиона эсминцев, входившего в отряд легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Известно, что корабль первым на Балтике отправил на дно фашистскую подводную лодку.
Славные традиции флота России продолжит и новейшая дизель-электрическая подводная лодка четвертого поколения «Санкт-Петербург» (проект «Лада», шифр 677), разработанная в ЦКБ «Рубин». Эта лодка также уникальна по своим техническим характеристикам. У нее повышенная скрытность, большая автономность и дальность плавания, высокая надежность. По совокупности этих качеств она не имеет аналогов в мире.
Новая лодка может эксплуатироваться в любых широтах, кроме районов со сплошным ледовым покровом. Субмарина предназначается для уничтожения подлодок, надводных кораблей и судов противника, защиты своих военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, а также для ведения разведки.
В «Санкт-Петербурге» воплощено более 130 принципиально новых технических решений. Улучшенные тактико-технические характеристики позволят кораблю эффективно поражать подводные и надводные цели, а также наносить залповые ракетные удары. На субмарине установлено радиоэлектронное вооружение нового поколения на современной элементной базе, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах и аккумуляторная батарея с повышенным сроком службы. В несколько раз снижен уровень шумности субмарины, использовано новое эффективное противогидролокационное покрытие корпуса. Создана комплексная система автоматизированного управления кораблем, его боевыми и техническими средствами.
Среди главных технических новшеств подводной лодки «Санкт-Петербург» — система спасения экипажа. Так, по словам одного из создателей лодки академика Игоря Спасского, «если раньше для аварийного покидания корабля подводнику необходимо было выполнить до 20 операций, то сейчас достаточно четырех». По времени это занимает максимум 1−2 минуты. Созданы более совершенные условия для свободного выхода подводника через шлюз".
Спасский выделил также особую конструкцию рубки лодки, на которой находятся телескопические выдвижные антенны, в том числе радиолокации, перископ: «Если раньше этот „лес“ пронизывал всю лодку насквозь, в том числе и прочный корпус субмарины, загромождая внутреннее пространство, то теперь все они убираются и помещаются в рубке лодки, а внутрь уходят только кабели».
Кроме того, рули на новой лодке расположены в рубке, а не на носу, как на предыдущих сериях, чтобы не создавать помех для гидроакустики корабля. «Короче, эта лодка является прорывным этапом при создании новых дизельных субмарин. Многие технические решения, заложенные в этой подлодке, безусловно, будут использованы при строительстве новейших атомных субмарин», — сказал И. Спасский.
Гидроакустический комплекс, установленный на лодке, имеет в носовой оконечности высокочувствительную шумопеленгаторную антенну, площадь которой в несколько раз превышает площадь антенн подводных лодок предыдущего поколения. Навигационный комплекс обеспечивает безопасность кораблевождения и использование крылатых ракет при длительном пребывании субмарины в подводном положении. Впервые в мировой практике подводная лодка «Санкт-Петербург» оснащена системами, обеспечивающими ее экологическую безопасность. Кроме того, на субмарине внедрен комплекс мер, обеспечивающих повышение живучести корабля.
Подводная лодка «Санкт-Петербург» была заложена на стапелях «Адмиралтейских верфей» в декабре 1997 года. Ее водоизмещение — 1.765 тонн, длина — 67 м, ширина — 7,1 м, скорость подводного хода — 21 узел, надводного — 10 узлов, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток. Подлодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 18 торпед). Мощность гребного электродвигателя — 4.100 кВт.
Будут у флота и другие новые подлодки. В 2006 году для ВМФ были заложены атомная подводная лодка «Владимир Мономах», дизельная подводная лодка нового поколения «Севастополь». В этом году состоялся спуск на воду атомохода «Юрий Долгорукий». Другая наша субмарина — «Северодвинск» войдет в боевой состав Военно-морского флота РФ в 2009 году. Как сообщил начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны вице-адмирал Анатолий Шлемов, после сдачи «Юрия Долгорукого» центр тяжести будет перенесен на завершение строительства «Северодвинска».
По сути, это первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой. Она решает все задачи, которые государство ставит перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше. В строительстве корабля используются абсолютно новые и самые современные материалы. «Северодвинск» будет иметь водоизмещение надводное — 9.500 тонн, подводное — 11.800 тонн. Длина лодки — 120 м, ширина — 15 м, осадка — 10 м. Скорость хода подводная — 31 узел. Экипаж — 85 человек. Автономность — 100 суток, глубина погружения — 600 метров.
Пополнят состав флота и новые авианосцы. Авианосная программа разделена на два этапа: первый — сохранение и поддержка в боевой готовности единственного на сегодняшний день авианосца ВМФ России «Адмирал Кузнецов», второй — проектирование и строительство после 2015 года нового корабля такого класса.
Через 20−30 лет в Военно-морском флоте России будут две авианосные ударные группировки — на Севере и Дальнем Востоке. Каждая из них будет включать в себя три авианосных корабля. К 2015 году должна быть построена инфраструктура для базирования кораблей. А до 2010 года — тренажер для тренировки летчиков палубной авиации.
На Камчатке в ближайшее время будет создана самая современная база для подводных лодок, в первую очередь для атомных субмарин класса «Борей». Более 9 млрд. рублей выделены из бюджета государства для создания комплексной системы жизнеобеспечения, инфраструктуры, предполагающей, в частности, подачу энергоносителей (воды и пара) с берега на лодки. Эти деньги будут потрачены и на развитие социальной инфраструктуры.
В течение нескольких лет также будет построен пункт базирования для надводных кораблей в районе Авачинской бухты (Камчатка).
Будут развиваться и спасательные силы флота. Так, в 2008 году для Тихоокеанского флота планируется закупить глубоководный спасательно-поисковый комплекс «Пантера плюс». Модернизированы будут и аппараты АС-28. Для флота строится также океанское спасательное судно «Игорь Белоусов».
Так что флот наш, несмотря на различные испытываемые трудности, к берегу не пристанет. Военных моряков ждут новые учения и дальние походы.

http://www.redstar.ru/2007/07/2807/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика