Красная звезда | Юрий Белоусов | 27.07.2007 |
Наша справка. «Гончая» — классификационное натовское наименование российского всепогодного истребителя-перехватчика дальнего действия МиГ-31, данное ему за присущие скоростные характеристики.
Хотя, что называется, «имели место быть» и иные соображения. Например, предлагалось реанимировать практику менее затратного поэтапного обучения командиров кораблей на МиГ-31, когда выпускники училищ сначала осваивают МиГ-29 или любой другой самолет со щадящим эксплуатационным ресурсом и только потом пересаживаются на тяжелый дальний перехватчик. Заодно говорилось о привлечении на «тридцать первый» летчиков второго класса, подготовка которых также окажется менее затратной. При этом делался акцент на то, что в прежние времена на МиГ-31 предоставляли возможность пересесть лишь летчику с 1-м классом и самостоятельным налетом в 500−600 часов, а молодежь с порой неполными двумястами часами на Л-39 может и «дров наломать».
— Но в том-то и дело, что не рвутся на «тридцать первый» пилоты с других типов самолетов, — поясняет ситуацию полковник Куценко. — Потому что, во-первых, придя к нам, летчик даже со вторым классом вынужден все начинать чуть ли не с «чистого листа». Во-вторых, процесс адаптации на новый тип — сродни ломке навыков, к тому же совсем не гарантирующий, что из вновь прибывшего выйдет что-то классное.
— ато с новичком, хоть и затратно, но намного проще работать, — дополняет рассказ командира начальник авиации дивизии ПВО полковник Дмитрий Кузнецов. — Вчерашний выпускник училища, извините за образность, сродни пластилину: у него нет устоявшихся стереотипов, отсутствует «пакет» профессиональных навыков, которые лишь мешают при переучивании. С лейтенантами процесс обучения строится планово, по нарастающей, без скидок на прежний опыт, что может гарантировать успех преследуемой цели: их заступление на самостоятельное боевое дежурство в ближайшие год-полтора. Прежде о подобном допуске «молодых да ранних» даже думать боялись.
Плюсом к этому стоит добавить, что не всякий командир вот так запросто отпустит в другой полк взращенную у себя боевую единицу. Да и сами зрелые пилоты в нынешних условиях не жаждут перемены мест, где худо-бедно, но уже успели сформировать семейный быт.
А то, что сбор молодых летчиков проходит именно под Пермью, исключительная заслуга самого коллектива дальних перехватчиков: как известно, ответственные задачи доверяют лучшим. Полк в Большом Савино таковым является не первый год. Судите сами. В прежние времена это был единственный истребительный авиаполк с летным составом первого класса. Перехватчики первыми заступили на боевое дежурство на МиГ-25. Одними из первых перешли на «тридцать первый». Опять же первыми освоили тактику ведения воздушных боев за Полярным кругом. Имеют специальный приз ОКБ им. А. Микояна за безаварийную работу. По словам командира, полк длительное время не испытывает проблем в вопросах исправности вверенной техники. Наконец, большесавинский инструкторский состав на МиГ-31 — один из лучших в системе отечественной боевой авиации.
Именно под руководством опытных наставников молодые командиры кораблей уже прошли курс наземной подготовки: сдали зачеты по специальности на самолете и знанию районов полетов, выполнили установленную программу полетов на комплексном тренажере, отработали тренаж по запуску двигателей… Впереди — серия практической отработки и вершина сборов — индивидуальное пилотирование МиГ-31.
— Уже сейчас заметно, что среди лейтенантов развернулось негласное соревнование за право первым самостоятельно поднять в воздух тяжелый перехватчик, — отмечает стремление молодых пилотов полковник Владимир Куценко. — И это радует, еще раз подтверждая тот факт, что в сборах участвуют те, кто живет небом, кто любит мощные крылатые машины, кто будет с «тридцать первым» до конца.
Командир знает, что говорит.
Всем известна избитая фраза о том, что в боевой авиации случайных людей не бывает. Она и впрямь отражает действительность. Вот тому пример.
Первым из участников сборов, с кем довелось пообщаться, был выпускник Краснодарского высшего военного авиационного института летчиков лейтенант Ринат Нуриахметов. Как выяснилось, Нуриахметов вырос в военном городке авиаторов. Его отец, ныне майор запаса, летал на МиГ-21. Любимой темой для Рината в играх, книгах, кинофильмах была авиация. А реальности прочитанному и просмотренному добавляли рассказы отца о небе и самолетах… Так кем быть сыну военного летчика?
Или такой пример. В первый же день работы в Большом Савино узнал новость: назавтра в полку свадьба, женится выпускник 2006-го лейтенант Дмитрий Кистанов — сын бывшего командира эскадрильи большесавинского полка полковника Александра Кистанова. Кистанов-младший хоть и не командир корабля, но неотъемлемый член экипажа МиГ-31: он — штурман-летчик. Интересен тот факт, что в боевую авиацию Дмитрий пришел из системы подготовки… ракетчиков. Так вышло, что в тот год после школы выбранное парнем училище летчиков набор абитуриентов не производило. Чтобы не терять зря времени, Кистанов поступил в Пермский военный институт ракетных войск. Отучился три года. Затем подал рапорт о переводе в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Ходатайство курсанта удовлетворили, но с понижением на один курс.
— Подумаешь, проблема: опять стал второкурсником, — восклицает в беседе Дмитрий. — Зато я вновь был на пути к своей мечте — ближе к небу.
«Даже выбирая невесту, Кистанов не изменил своей летной приверженности», — шутили в день свадьбы в полку. Что правда, то правда: супругой лейтенанта стала дочь заместителя командира Самарского соединения ПВО военного летчика-снайпера полковника Эльдара Дарова.
…На фоне положительных моментов складывалось впечатление, что проходящие в Большом Савино сборы молодых пилотов могут стать панацеей, по крайней мере, в вопросе преемственности летных поколений на МиГ-31.
— В какой-то степени сборы способствуют этому, — соглашается полковник Куценко. И тут же добавляет:
— Но при условии сохранения объема всесторонней поддержки нововведения.
Как понимать слова командира? Все очень просто. Выпускники 2006 года пришли в полк с запасом теоретических знаний и определенным налетом на учебном типе самолета. Два последующих месяца их держали в «тонусе», предоставляя возможность совершенствовать навыки практического пилотирования на Л-39. Затем была учеба в Савастлейке — центре боевого применения и переучивания летного состава. Вернувшись в полк, лейтенанты под руководством инструкторов без промедления приступили к теоретической подготовке и практическим полетам на «тридцать первом». То есть процесс становления молодых пилотов шел без перерыва и по всесторонне продуманному плану. Еще немного — и «вывозная» программа достигнет своей кульминации.
Пока, по словам полковника Куценко, сохраняющийся темп подготовки лейтенантов позволяет надеяться, что в последующее время они успешно пройдут сложный квалификационный путь и достойно займут свои места в штатном расписании несения боевого дежурства истребительным авиаполком. Однако обкатываемый опыт «посадки» молодых пилотов на МиГ-31 не должен оказаться разовым. Его надо повторять из года в год. Как минимум лет пять подряд. И при условии регулярной отработки полетных заданий как в ходе самих сборов, так и в процессе последующей повседневной практической деятельности. Только тогда можно будет вести речь о залатанной бреши в вопросе преемственности летных поколений.