Русская линия
Красная звезда Константин Лобков25.07.2007 

На самых дальних рубежах

Традицией стало в канун того или иного праздника рассказывать о правофланговых воинских коллективах. Вспоминается, как перед Днем подводника мы побывали в соединении дизельных «варшавянок», и представили читателю экипаж под командованием капитана 2 ранга Александра Бардовского — один из лучших на Тихоокеанском флоте. Обещали заглянуть сюда и попозже, когда подлодки после длительной стоянки в базе выйдут в море, отработают учебно-боевые упражнения, а молодое пополнение обретет первые навыки на боевых постах. Но ситуация круто изменилась: в этом самом соединении комплексную проверку провели специалисты Министерства обороны. По результатам инспекции подводники получили «неуд» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Слишком суровый подход и жесткий вывод? Да. Но ведь это соединение постоянной боевой готовности, любое упущение здесь может обернуться существенными потерями в боевых условиях.
И все же мы на днях побывали у наших старых знакомых, чтобы узнать, чем ныне «дышит» коллектив, есть ли еще, как говорится, порох в пороховницах у людей, связавших судьбу с прочным корпусом подводного корабля.
Ведомственная инспекция действительно словно встряхнула соединение, где до этого текла ритмичная жизнь согласно суточному распорядку. Столь целенаправленной, жестко-взыскательной проверки, вспоминают бывалые моряки, здесь не было лет 15.
— Мы получили хороший практический урок, — говорит заместитель, а ныне временно исполняющий обязанности комбрига капитан 2 ранга Александр Саутин. — На многие вещи нам, что называется, открыли глаза. В чем-то я в душе и не согласен с некоторыми замечаниями, но в целом-то выявлены слабые места как в боевой подготовке личного состава, так и по другим направлениям. Осознавать это горько. Но нам просто некогда раскисать — надо работать и работать, у каждого на руках план устранения выявленных огрехов. А впереди — сбор-поход кораблей флотилии в море, на этот раз, уверен, не подкачаем…
Как в штабе бригады, так и в экипажах опытные подводники считают, что есть и объективные причины тому, что здесь произошло. Во-первых, подводные лодки все больше застаиваются у пирсов. Если, например, в прошлом году выполнены две боевые службы, то в нынешнем и одной не планируется. В экипажах часть личного состава опускалась на глубину лишь во время занятий в отсеках учебно-тренировочного судна. Во-вторых, дает о себе знать недостаточная специальная подготовка молодых офицеров, которые, зачастую не успев обстоятельно освоить первичную должность, принимают более высокую, поскольку выслуга в звании предопределена слишком короткими отрезками времени.
— Какой опыт может получить офицер, если за три года после выпуска из военно-морского института он доходит до капитан-лейтенанта?! — риторически вопрошал один из старпомов подводного корабля. — Причем сидя в основном на берегу. Ведь экипажу в лучшем случае удается отработать на выходе в море вторую и третью курсовые задачи, да и то в урезанном виде.
— Такое впечатление, что у нас остались представительские функции (все-таки принимаем делегации самого высокого уровня) и демонстрация Военно-морского флага в базе, — сетовал заместитель командира соединения по воспитательной работе капитан 2 ранга Дмитрий Киселев. — А экипажи здесь очень молодые, им бы ходить и ходить по морям, получать навыки и морскую выучку в условиях, приближенных к боевым. Увы, не от командования бригады это зависит…
В штабе соединения и экипажах отчетливо понимают, что повышению мастерства военных моряков не будет способствовать и сокращение со следующего года срока срочной службы до 12 месяцев. Потому что допускать к серьезной технике вчерашнего новобранца, впитавшего лишь азы военной службы в учебном отряде, вряд ли целесообразно. Не успеет матрос за столь короткое время пребывания в прочном корпусе освоить свое заведование и лодку в целом как положено. Потому здесь всей душой поддерживают государственную программу перевода всего личного состава подводного флота на контракт. Другое дело, проблем при наборе таких моряков еще очень много, они-то и «стопорят» работу офицеров на этом направлении.
— У нас штат матросов и старшин небольшой, около 30 человек, а в лодке все предусмотрено для срочников, — делился своими размышлениями заместитель командира корабля по воспитательной работе капитан 3 ранга Николай Кочуков. — Та же круглосуточная дежурно-вахтенная служба, выполнение обязанностей по заведованию, тренировки по специальности требуют больших усилий. Для контрактника, особенно семейного, очень сложно выдерживать столь напряженный режим. Плюс к этому отсутствие жилья, достаточно скромное по нынешним меркам денежное довольствие. К сожалению, после первого контракта ребята в основном уходят на «гражданку». Хотя здесь и кормят хорошо, и бытовые условия в казарме подходящие, но парню хочется, отслужив три года, какой-то угол уже иметь, чтобы обзавестись семьей.
В интересах дела здесь стараются вербовать будущих профессионалов из числа тех, кто уже проходит срочную, а не через военкоматы. Там, бывает, пообещают денежное довольствие в 20−30 тысяч рублей, отдельное жилье, поэтому молодые люди, которые когда-то служили в армии или на флоте, едут к месту назначения и… разочаровываются: денежное довольствие до 10 тысяч и койка в казарме их не вдохновляют.
— К сожалению, наше соединение пока не включили в федеральную целевую программу перехода личного состава на военную службу по контракту, — рассказывает капитан 2 ранга Дмитрий Киселев. — Только при реализации этой программы и жилищный, и материальный вопросы решаются на должном уровне и у людей появляются реальные стимулы заключить договор с командованием. Поэтому мы при подборе контрактников больше ориентируемся на тех, кто уже адаптировался в коллективе подводников, вжился в эту непростую профессию. Есть ребята, которых прельщает возможность на льготных условиях заочно получать высшее образование в вузах. Четверо сейчас учатся у нас в школе мичманов, это будущие старшины команд.
Сегодня в соединении порядка 60 процентов матросов и старшин служат на контрактной основе. За ними основные специальности на кораблях: механические, связанные с акустикой, торпедным вооружением. Впрочем, как заметил в разговоре на борту подлодки один из офицеров, любая должность здесь имеет свой вес, второстепенных нет.
Есть ли возможность в ближайшее время заменить всех военнослужащих срочной службы контрактниками? Очень сложный вопрос. Ведь кого попало брать на борт не хочется, балласт в экипажах не нужен. Отчасти в бригаде рассчитывают на давние шефские связи с администрациями городов Читинской области, благодаря которым на лодки ежегодно идет пополнение. Подводники регулярно выезжают в Читу и Могочу, работают в местных военкоматах, встречаются со школьниками. Особенно часто — до трех раз в год — гостят в соединении читинцы. Минувшей весной еще один экипаж (капитана 2 ранга Сергея Волкова) заключил договор о шефском сотрудничестве с городом Краснокаменск. А сейчас уже идет речь о присвоении всей бригаде имени «забайкальской», и командующий Тихоокеанским флотом одобрил обращение подводников к губернатору Читинской области по этому поводу.
Какие бы трудности ни испытывал этот воинский коллектив, его дух всегда крепили заложенные не одним поколением военных моряков боевые традиции. Соединению в 2008 году исполнится 75 лет. Здесь в каждом экипаже знают, что оно воспитало 14 Героев Советского Союза, что в годы Великой Отечественной многие приморские подводники воевали на Севере. Среди них прославленный командир К-23 Магомет Гаджиев, погибший в 1942-м, Григорий Щедрин, чья С-56 стала впоследствии мемориальной и по сей день возвышает своим присутствием Корабельную набережную Владивостока. В состав бригады входила подлодка Л-19, которая, участвуя в боевых действиях против японцев, не вернулась из похода 23 августа 1945 года. До сих пор идут ее поиски в проливе Лаперуза, где она, вероятно, погибла. А на территории части в память о героях-подводниках установлен монумент, восстанавливается музей, который в эти дни пополнили материалы, присланные из Феодосии, где усилиями ветеранов войны создан музей Л-19. Обо всем этом личный состав знает не только со слов штатных офицеров-воспитателей. С моряками в час информирования встречаются капитан 1 ранга запаса Олег Моисеев, капитан 2 ранга запаса Геннадий Горбунов, старший мичман запаса Анатолий Иванов и другие ветераны соединения.
Добавим, что по традиции «варшавянки» каждый год участвуют в военно-морском параде, за которым с восторгом наблюдают тысячи местных жителей и гостей главной базы флота. В этот раз свое место в линии парада вновь займет подводный корабль капитана 2 ранга Александра Бардовского. Кстати, его ждет в ближайшее время еще одна почетная и ответственная миссия: в динамике сбор-похода выполнить торпедную стрельбу на приз главнокомандующего ВМФ. А это возможность укрепить несколько пошатнувшуюся в летнем периоде обучения репутацию всего соединения.
В праздничный день будет объявлен и приказ комбрига о поощрении тех, кто раньше других сумел устранить недоработки, выявленные московской инспекцией. В числе таких заместитель командира соединения по электромеханической части капитан 2 ранга Антон Лебедев, командир подлодки капитан 2 ранга Андрей Дергоусов, старший помощник командира ПЛ капитан 3 ранга Юрий Конкин, заместитель командира ПЛ по воспитательной работе капитан 3 ранга Сергей Морозов, командир боевой части связи старший лейтенант Константин Жмурко, техник команды радиотелеграфистов мичман Евгений Шевель, старшина команды рулевых сигнальщиков старшина 1 статьи Павел Лаптев, старший радиометрист старшина 2 статьи Андрей Молотков. И их, и всех моряков-тихоокеанцев мы от всей души поздравляем с праздником и желаем, чтобы радостей в службе было больше, чем огорчений.

http://www.redstar.ru/2007/07/2507/302.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика