Русская линия
Красная звезда Виталий Денисов21.07.2007 

15 лет на страже мира

Миротворческая деятельность России в последнее время оказалась в центре внимания отечественных и зарубежных СМИ. Обострение обстановки практически во всех «горячих точках» на территории СНГ вновь поставило на повестку дня вопрос о месте и роли России как главного гаранта мира и стабильности на постсоветском пространстве. Российские миротворцы пользуются заслуженным доверием и авторитетом у населения в зонах конфликтов. Жители Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья одобрительно относятся к принципиальной и последовательной позиции Российской Федерации в отношении поддержания мира и соблюдения договоренностей между конфликтующими сторонами. С другой стороны, политика России подвергается жесткой критике со стороны ряда государств — в первую очередь Грузии и Молдавии — за якобы присущие ей имперские черты и стремление использовать военное присутствие в собственных целях. К сожалению, действия нынешнего руководства этих стран пользуются активной поддержкой целого ряда далеких от эпицентра событий государств, которые в угоду сиюминутным политическим интересам поощряют использование силовых методов для решения сложных межнациональных, межрелигиозных и территориальных проблем, подрывая хрупкий мир и провоцируя новое кровопролитие. Приходится констатировать, что против российских миротворцев развернута настоящая информационная война. Провокационные заявления в их адрес и откровенная клевета подхватываются и тиражируются зарубежными СМИ. В условиях общего подъема антироссийской риторики критика миротворческой политики России стала излюбленной темой репортажей иностранных журналистов и комментаторов. Кроме того, демонстрация низкой эффективности постконфликтных институтов, созданных Россией в ближнем зарубежье, в настоящее время стала одним из краеугольных камней политики вытеснения Москвы с постсоветского пространства, демонтажа структур СНГ и выстраивания новой региональной политической архитектуры, где России предлагается роль не более чем стороннего наблюдателя.
…15 лет назад Приднестровье было ввергнуто в кровавую бойню. Сотни погибших, тысячи раненых, незажившие раны в душах и сохраняющееся недоверие. Лишь благодаря усилиям прежде всего России военные действия были остановлены. Но мир оказался довольно хрупким. Уже полтора десятилетия его приходится поддерживать согласованными усилиями российских, молдавских и приднестровских военнослужащих.
Какие задачи стоят сегодня перед Смешанными миротворческими силами в зоне былого вооруженного противостояния? Глядя на карту, висящую на стене кабинета, старший военный начальник воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова полковник Анатолий Зверев рассказывает:
— В зоне безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км и на 12 — 24 км в ширину, миротворцы заняты предупреждением провокаций, недопущением действий незаконных вооруженных и бандитских формирований, пресечением транзита оружия, боеприпасов и наркотиков, обеспечением законности и правопорядка. Зона безопасности разделена на три участка: северный, центральный, южный. Это было сделано еще на первом этапе при остановке вооруженного конфликта для удобства управления, так как каждую зону создавали военные комендатуры. И в пределах этой зоны на первом этапе были созданы более 40 миротворческих постов. Посты были размещены на основных транспортных магистралях, дорогах, которые были въездными и выездными из зоны безопасности и на всех мостах в пределах зоны безопасности. Под контролем были также плотины гидроэлектростанций, понтонные переправы и зоны с повышенным режимом безопасности. В настоящее время в связи с тем, что объем задач, выполняемых миротворческими силами, уменьшился, решением Объединенной контрольной комиссии (политическая надстройка в миротворческой операции, работающая на постоянной основе, в которую входят представители Приднестровья, Молдавии, России, Украины и ОБСЕ. — Прим. авт.) количество постов и КПП сокращено. Плюс к этому в городах Дубоссары и Бендеры действуют военные комендатуры.
…Российский миротворческий контингент в составе 6 батальонов был введен в зону приднестровского конфликта 29 июля 1992 года на основе российско-молдавского соглашения о принципах урегулирования. Но реально разведение воюющих сторон началось на несколько дней раньше, о чем мало кто знает и помнит. Между тем, возможно, именно это решительное «принуждение к миру» позволило ограничить время активных боевых действий одной неделей.
Первоначально «голубые каски» прибывали на замену каждые полгода из состава 27-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа. Однако перевозка воинских подразделений и боевой техники из России оказалась делом весьма дорогостоящим, и сегодня службу в составе миротворческих сил несут военнослужащие Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе Республики Молдова.
Командование ОГРВ сначала проводит трехуровневый профильный и морально-психологический отбор. Дальше военнослужащие полгода занимаются по специальной «миротворческой» программе, которая завершается контрольными занятиями и учениями. После этого выездная комиссия объединенного штаба определяет пригодность батальона для выполнения миротворческих задач, составляет акт и принимает батальон в состав миротворческих сил. Это подразделение выводится из подчинения ОГРВ и вливается в состав смешанного воинского контингента «голубых касок».
Каждый год из прошедших пятнадцати был по-своему важен и труден. Но за все это время было достигнуто главное: при исполнении обязанностей здесь не погиб ни один миротворец.
Вообще, операция, проводимая здесь, является уникальной и не вписывается в классические рамки мероприятий по урегулированию конфликтов. К примеру, ООН никогда не привлекает к участию в миротворческих операциях вооруженные подразделения конфликтующих сторон. А здесь по инициативе России были задействованы и приднестровские, и молдавские формирования. Зачем это было нужно? Чтобы быстрее «остудить» конфликт. И решение себя оправдало. Первым итогом стало снятие напряженности, недоверия во взаимоотношениях противостоявших друг другу сторон. В непосредственном прямом общении люди убеждались, что разговаривать можно не только на языке ультиматумов. Во-вторых, оперативно удавалось разрешать многие вопросы, связанные с разведением сторон, выводом из зоны безопасности техники и вооружения, обменом пленными и заложниками.
Эта схема действует и сегодня. Ее реальным итогом является то, что здесь ребятам в голубых касках никто не стреляет в спину, как это происходит, к примеру, в Абхазии. Именно благодаря совместным и согласованным действиям миротворцев трех сторон обстановка в зоне конфликта остается контролируемой и управляемой. Справедливости ради следует отметить, что некоторые мелкие инциденты между силовыми и правоохранительными структурами Молдовы и Приднестровья иногда возникают, но разрешаются силами военных наблюдателей.
Но сворачивать миротворческую миссию пока преждевременно. Прежде всего потому, что не ликвидирована основа возникновения конфликта — не определена судьба Приднестровья. Понятно, что это задача политиков. Но не кто иной, как миротворцы, обязаны сохранять условия для переговоров и консультаций. Правда, сколько будут длиться эти переговоры, от «голубых касок» никак не зависит…
Другой вопрос, что по обеим сторонам Днестра по поводу самого факта нахождения в зоне конфликта миротворцев существуют прямо противоположные мнения. Так, глава молдавского государства Владимир Воронин на заседании Совета по сотрудничеству Молдавия — ЕС, прошедшем в июне в Люксембурге, заявил, что формат миротворческой миссии в Приднестровье, сохраняющийся с 1992 года, исчерпал себя, а все поставленные в его рамках цели были достигнуты. Сегодня, по его мнению, миссия военных миротворцев должна быть преобразована в миссию гражданских миротворцев. «Нам не нужны военные посредники. Вот почему Республика Молдова выступает за замену миротворческой силы с гражданскими наблюдателями на международный мандат. Республика Молдова, будучи нейтральным государством, не желает заменить одних военных на других, кроме того, нынешняя стадия конфликта показывает, что присутствие гражданских наблюдателей было бы достаточным», — отметил Воронин.
Между тем президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов буквально месяц назад вновь обратился к Москве с призывом вдвое увеличить контингент российских миротворцев в регионе. Он также категорически отверг возможность изменения формата миротворческой операции, проводящейся в регионе. «Я не вижу, на каких условиях здесь должны появиться международные миротворцы», — отметил приднестровский лидер, добавив, что формат операции может быть изменен только при согласии обеих сторон конфликта — Молдавии и Приднестровья.
В Европе тоже все настойчивее проталкивают идею о том, что настала пора не только менять регламент и принципы функционирования объединенного военного командования, но и сам формат миротворческой операции. Так, в ходе прошедшего весной нынешнего года заседания Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе глава миссии ОБСЕ в Молдове Луис О’Нилл, выделив мысль о неэффективности нынешнего миротворческого механизма, установленного в 1992 году, выразил убеждение, что «изменение миротворческого механизма в соответствии с международными стандартами стало насущной необходимостью».
Нельзя не отметить, что заявление чиновника ОБСЕ о якобы неэффективной миротворческой операции в зоне конфликта, которая проводится под эгидой Российской Федерации, попросту не соответствует действительности. Миротворческий механизм в зоне конфликта официально признается многими международными организациями как один из наиболее эффективных в мире. Фактически Россия в Приднестровье преподнесла миру образец проведения миротворческой операции, где на протяжении полутора десятков лет удалось избежать даже единичных жертв, не вспыхнуло ни одного нового конфликта. Такого результата не удалось достигнуть ни одному государству ни в одном конфликтном регионе.
Несмотря на политические демарши по обе стороны Днестра, стабилизация обстановки позволила значительно сократить миротворческие контингенты сторон. Сегодня в зоне безопасности несут службу более 1.000 военнослужащих России, Молдавии и Приднестровья. На миротворческих постах им приходится тяжело. «На ремень» они заступают на трое суток. Но физические испытания — не главное. Им приходится преодолевать еще и громадные психологические нагрузки — при досмотре автотранспорта, других мероприятиях в их адрес не только высказывается недовольство, но и звучат неприкрытые угрозы. Так что миротворцам приходится быть и дипломатами.
Впрочем, в период несения службы на постах случается всякое. К примеру, сержант Анатолий Мельник, проходящий службу в российском контингенте Смешанных миротворческих сил в Приднестровье, спас пожилую женщину, случайно упавшую в Днестр.
Как рассказал полковник Анатолий Зверев, сержант — старший миротворческого поста в районе паромной переправы недалеко от села Новая Маловата — заметил, как пожилая женщина при переходе на паром оступилась и упала в реку. На глазах многочисленных свидетелей миротворец сбросил с себя бронежилет, передал оружие сослуживцу, кинулся в воду и спас женщину. Прибывшие на место переправы медики оказали ей необходимую помощь.
И еще один немаловажный момент. Российский миротворческий контингент в Приднестровье уже в четвертый раз признан лучшим контингентом миротворческих сил Российской Федерации. Нынешней весной заместитель главкома Сухопутных войск генерал-лейтенант Валерий Евневич вручил полковнику Звереву почетный вымпел главнокомандующего Сухопутными войсками. Этой награды наши «голубые каски» удостоены за высокий профессионализм, доблесть и самоотверженность при выполнении воинского долга.

http://www.redstar.ru/2007/07/2107/201.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика