На Королевском международном авиашоу «Эйр Тату», проходившем на базе британских ВВС в Фэйрфорде, командиру звена истребителей Су-30МКИ индийских ВВС А.К. Бхарти вручен приз «Spirit of the Meet» («Дух встречи»). Индийские летчики впервые приняли участие в совместном военно-воздушном учении с королевскими ВВС.
Всего на авиашоу было представлено 320 машин из 24 стран. По мнению специалистов, награждение Су-30МКИ стало оценкой впечатляющих возможностей, продемонстрированных индийскими летчиками. В рамках программы «военных игр» звено Су-30МКИ из состава 30-й эскадрильи индийских ВВС провело воздушные бои с четырьмя «Торнадо», а также в условиях, максимально приближенных к боевым, с парой новейших Eurofighter EF-2000 Typhoon. При этом в воздушном пространстве над базой находились британский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС Е-3D и индийский самолет-заправщик Ил-78.
Воздушные бои, проведенные летчиками 30-й эскадрильи индийских ВВС, базирующейся близ города Пуна в штате Махараштра, стали своего рода ответом на заявления американских специалистов, прозвучавших на авиационном салоне Aero India-2007.
Тогда перед открытием выставки прошел семинар, на котором перед собравшимися индийскими летчиками, журналистами и специалистами выступил шеф-пилот компании Boeing. Он призвал отказаться от демонстрации на авиасалоне сложнейших фигур высшего пилотажа, так как это, по его мнению, очень опасно. «Не надо летать так, чтобы у зрителей сердце замирало», — предложил американский летчик. Его предложение не нашло понимая и поддержки у индийских авиаторов, которые сами на сверхманевренных Су-30МКИ показывают такой пилотаж, который пока не по силам американцам.
На Королевском международном авиашоу военные летчики Индии развеяли и другие мифы, пропагандируемые западной прессой. Например, в Интернете уже несколько лет «гуляет» статья, в которой западные специалисты говорят о возможности новой авиатехники, находящейся на вооружении НАТО, успешно противостоять российским истребителям. Более того, по их оценкам, на наших отечественных самолетах якобы невозможно одержать победу даже при численном превосходстве. Как показали учебные схватки, проведенные в небе Великобритании, эти надежды далеки от реальности.
Здесь необходимо вспомнить, что большое сомнение у специалистов вызывала информация, появившаяся после индийско-американских учений. Тогда американские летчики не скрывали своего удивления, что столкнулись в Индии с противником, не уступающим им в боевой выучке. Не меньше разочарования доставила военным из США и российская авиационная техника, которую Россия поставляет Индии в соответствии с двусторонними контрактами. После этого в прессе появились сообщения о проведенном в США учении, на котором истребители F-22, практически не неся потерь, будто бы сбивали свои аналоги российских истребителей четвертого поколения сотнями. Правда, кроме так называемых итоговых цифр и малозначимых деталей учения, в прессе никакой информации не найти. При этом эксперты обратили внимание, что американские источники в данном случае говорят только о дальнем воздушном бое (ДВБ).
Уместно вспомнить, что летом прошлого года главная награда Королевского международного авиашоу была вручена российскому летчику-испытателю Герою России Павлу Власову. Вместе с ним Михаил Беляев продемонстрировал уникальную сверхманевренность МиГ-29ОВТ. Этот истребитель, имеющий отклоняемый вектор тяги (ОВТ), поразил западных специалистов и обычных посетителей авиашоу. Эксперты отмечают, что ОВТ в современном воздушном бою имеет огромное значение. Прежде всего обеспечивает сокращение времени на занятие наиболее выгодной позиции для открытия огня в ближнем воздушном бою. Его еще никто не отменял, а все расчеты показывают, что дальний воздушный бой, как правило, очень быстро переходит в ближний. Надеяться на безнаказанное поражение противника управляемыми ракетами большой дальности можно только в случае, как говорится, «чистого противостояния» истребителей. По мнению экспертов, такой вариант приемлем только для голливудских боевиков, а в реальных боевых действиях все происходит по-другому. На первый план выходят возможности авиатехники, уровень натренированности и тактической подготовленности летного состава.
Специалисты многих зарубежных двигателестроительных фирм отмечают, что они «заморозили» аналогичные темы по созданию ОВТ еще лет десять назад. Причина проста: не смогли найти техническое решение, обеспечивающее одновременно требуемые характеристики регулируемого сопла, заданные ресурс и надежность. Российские конструкторы сумели обеспечить уникальную сверхманевренность истребителей МиГ и Су почти без снижения ресурса и надежности двигателя при минимальном увеличении массы двигателей с отклоняемым вектором тяги.
В США пробовали установить двигатели с ОВТ на F-15, F-16 и другие самолеты. Однако технологический уровень того времени не позволил внедрить этот режим без ущерба для основных характеристик самолета. Сверхманевренность в сравнительно узком диапазоне скоростей и углов атаки приводила к ухудшению летно-технических характеристик на обычных режимах. У нас же все иначе.
http://www.redstar.ru/2007/07/1807/101.html