Мне неоднократно доводилось наблюдать за работой корабельных вертолетчиков во время выполнения ими различных заданий, в том числе и в ходе проведения поисково-спасательных операций, и во время учений с иностранными флотами.
Помню, в полете на остров Ротшер, что на Балтике, резко поменялась погода, и мы оказались в полосе плотного тумана. Пришлось снижаться и идти буквально над верхушками сосен. Мастерство экипажа компенсировало сложные гидрометеоусловия.
А как захватывало дух, когда ночью мы парили над стоянкой наших кораблей в Средиземноморье!
Работа корабельных вертолетчиков легкой никогда не была и во все времена требовала особого мужества и мастерства. В море запасных аэродромов нет, и стрелку, показывающую курс на корабль, вертолетчики всегда называли «золотой».
Сегодня нет Средиземноморской эскадры. Нет могучих черноморских исполинов-вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», нет ТАКРов «Киев» (на котором мне посчастливилось совершить боевую службу в 1985 году, когда ему присвоили звание Краснознаменного), «Минск», «Новороссийск"… Но остается в строю флагман российского ВМФ ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», другие корабли — носители вертолетов. Как и остается в строю вертолетный полк авиации Черноморского флота, которым ныне командует полковник Владимир Ким. И, к счастью, самые трудные времена, когда не было топлива для полетов, позади. Полк сохранили, сохранили его боевое ядро, и сегодня этот авиагарнизон, дислоцирующийся в Каче — родоначальнице флотской авиации, живет нормальной жизнью. Идут плановые полеты, идет нормальная ротация кадров. Вертолетчики участвуют в общефлотских учениях, учениях спасательных сил ЧФ, выходят в море, в том числе и Средиземное, на флагмане ЧФ гвардейском ракетном крейсере «Москва».
— За первое полугодие нынешнего года в лидеры в нашем полку вышел отряд вертолетов-спасателей, которым командует летчик 1-го класса подполковник Федор Немцев, — рассказывает мне полковник Владимир Ким, — у него в общей сложности 1.600 часов налета. За первое полугодие Немцев выполнил 50-процентную норму налета, успешно участвовал в учениях по оказанию помощи аварийной подводной лодке, подъеме с нее людей. В составе экипажа успешно работал и штурман отряда штурман 1-го класса майор Юрий Нечипоренко, имеющий 1.200 часов налета.
Весомую заявку на зрелость сделали и два экипажа противолодочных вертолетов в ходе учений по обнаружению и уничтожению подводной лодки «противника». Это экипажи майоров Евгения Варнакова и Александра Левина. Варнаков за первое полугодие налетал 36 часов, или 52 процента, от установленной нормы, а майор Левин 31 час, то бишь 50 процентов. У Варнакова общий налет 920 часов, у Левина — 1.010. Оба — летчики 2-го класса.
— Топлива сейчас достаточно, чтобы вести плановую боевую учебу, — говорит командир полка Владимир Ким, — нам особенно приятно, что на второе полугодие лимиты по топливу увеличены почти на 25 процентов. Это положительно скажется на уровне выучки вертолетчиков.
Приятно и то, что наряду со зрелыми, опытными специалистами, такими как командир полка, его заместитель по воспитательной работе подполковник Александр Аитов, начальник штаба подполковник Сергей Соловьев, есть и те, кто только начинает свой путь в небо. Два молодых лейтенанта, прибывших в полк после окончания Сызранского авиационного училища — Руслан Смирнов и Владимир Семенов, успешно сдали все зачеты и сегодня летают помощниками командира на вертолетах Ми-8.
Положительно на настроении людей сказывается не только достаток топлива, но и решение социально-бытовых проблем. После долгого перерыва авиаторам было выделено аж 20 квартир. Значительная часть — для тех, кто уволился в запас. Три квартиры получили семьи офицеров, которые служат. Все это говорит о внимании к нуждам и заботам авиаторов. Они, в свою очередь, стремятся конкретными делами отвечать на эту заботу.
На Черноморском флоте, как известно, недавно прошла трехнедельная инспекция Тыла Вооруженных Сил РФ, итоги которой на расширенном заседании военного совета флота подвел заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков. Тыловые структуры авиаторов флота получили хорошую оценку. Была отмечена, например, авиационно-техническая база авиагарнизона Гвардейское, которой не первый год командует полковник Андрей Войтук. Сейчас авиаторов, как и другие соединения ЧФ, проверяет инспекция Минобороны РФ. Они с честью держат сложный экзамен.
http://www.redstar.ru/2007/07/1707/203.html