Русская линия
Красная звезда Константин Лобков,
Виталий Аньков
11.07.2007 

У Л-19 и «ВАХИ» одна судьба

В ГЛАВНОЙ базе Тихоокеанского флота завершился неофициальный визит отряда боевых кораблей ВМС Соединенных Штатов Америки. Военные аналитики еще дадут оценки совместным мероприятиям, политики и историки рассмотрят их со своих точек зрения. Мы же попытались лишь штрихами очертить это событие, передать читателю наиболее значимые факты в связи с пребыванием американцев на российской земле, поделиться впечатлениями от встреч с представителями другого флота.
Для наших гостей, как мы ощутили, высочайший смысл имеют понятия Родина, Президент, Гимн. Они чтят и любят свой флаг, всю атрибутику, связанную с государственностью. Демократия по-американски приучила их к законопослушанию, и они действительно умеют подчиняться своим начальникам, верят в непогрешимость распоряжений командиров. Такой вывод делаешь не только из бесед с членами экипажей эсминца с управляемым ракетным оружием «Керкис Уилбер» и плавбазы подводных лодок «Фрэнк Кэйбл», но и из личных наблюдений на борту этих кораблей за взаимоотношениями военнослужащих, за отлично поставленной системой управления личным составом.
Особый статус в США имеют ветераны военной службы, участники боевых действий, люди с боевыми наградами. Как сказал один американец, «великими людьми у нас считаются ветераны войн, мы гордимся своими героями, которыми и крепка держава».
Поэтому они со всей серьезностью отнеслись к предложению российской стороны принять во время визита во Владивосток участие в открытии на мемориальном комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота» памятной доски с именами кораблей и самолетов морской авиации ТОФ, погибших в годы Великой Отечественной войны. Было весьма символично, что рядом с нашими военными моряками, как говорится, локоть к локтю стояли американские, что и подчеркнул в своей речи контр-адмирал Андрей Войтович, заместитель начальника штаба флота.
— Примечательно, что новую страницу истории мы пишем совместно, — сказал Андрей Николаевич. — Вчера мы общались с ветеранами-подводниками ВМС США, они точно так же, как и наши фронтовики, помнят и чтят подвиги военных лет, передают от поколения к поколению традиции, свое понимание исторических событий. Мы увидели их душевный отклик на документальный фильм, который сделан нами по итогам поиска российским парусником «Искра» погибшей в 1943 году в проливе Лаперуза американской подводной лодки «Ваху». И сегодняшнее событие играет поистине объединяющую роль. Как тут не вспомнить, что в самый тяжелый для всего человечества период Советский Союз и Соединенные Штаты Америки были союзниками.
По словам присутствующего на торжественной церемонии командующего 74-м оперативным соединением ВМС США контр-адмирала Дугласа МакАнени, для него и его коллег большая честь участвовать в таком мероприятии.
— От имени всех военнослужащих 7-го флота мы отдаем дань памяти погибшим в боях с противником — как русским, так и американским морякам, — говорил Дуглас МакАнени. — В частности, тем, кто находился на борту советской подлодки Л-19 и нашей «Ваху». Мы называем своих ветеранов Второй мировой войны самым великим поколением нашей Родины. С каждым годом укрепляются отношения между флотами обеих стран, они становятся более разносторонними. Подтверждение тому — и участие моих соотечественников в майском параде Победы во Владивостоке, и сегодняшнее событие, и предстоящий совместный морской поход памяти по местам боевой славы американских и российских моряков.
В ПРЕДДВЕРИИ похода отряда боевых кораблей ВМС США и российского десантного корабля с бортовым номером 98 в район гибели Л-19 и «Ваху» во владивостокском Доме офицеров флота прошла международная конференция по вопросам организации поисковой и исследовательской работы на Тихоокеанском флоте РФ и в военно-морских силах США. В большом зале собрались ветераны, военные моряки обеих стран, курсанты военно-морского института имени С.О. Макарова.
Интересный доклад о развитии подводных сил России, а позже Советского Союза, участии подлодок ТОФ во Второй мировой войне подготовил ветеран подплава капитан
1 ранга в отставке Николай Латышев. Его подробный рассказ иллюстрировался документальными кадрами на экране. Ведь мало кто знает, например, что первое в нашей стране (еще при царе) соединение субмарин было сформировано здесь, в порту Владивосток. Что хотя и не было активных боевых действий на дальневосточных рубежах СССР с началом Великой Отечественной, но уже в августе 1941 года в главную базу Тихоокеанского флота не вернулись две подлодки типа «малютка» — М-49 и М-63. Что для усиления Северного флота отсюда совершили длительный морской переход две группы подлодок типа «С» и «Л», одна из которых — Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Гусарова — погибла, и причины трагедии до сих пор неизвестны. Что немцы прозвали отважное соединение, переброшенное в Европу, «азиатской эскадрой». Ведь четыре «эски» потопили 31 и повредили 7 кораблей противника. Особенно отличились в тех боях на Севере экипажи лодок С-51 и С-56 под командованием капитанов 2 ранга И. Кучеренко и Г. Щедрина. Оба командира удостоились звания Героя Советского Союза. Григорий Щедрин впоследствии стал адмиралом, а его подводный корабль с 1975 года — мемориальным. Он по сей день украшает Корабельную набережную приморской столицы.
Всего 14 дней вел активные боевые действия Тихоокеанский флот в войне с Японией в 1945 году до момента ее капитуляции. Тогда мы потеряли 8 подлодок, и последней на завершении Второй мировой погибла в проливе Лаперуза Л-19 под командованием капитана 3 ранга А. Кононенко.
— Мы до сих пор не знаем истинных причин гибели этого экипажа, — сказал в своем выступлении на конференции главный штурман ТОФ капитан 1 ранга Михаил Сажаев. — Л-19 вела боевые действия против японцев у побережья Хоккайдо, совершила успешные атаки вражеских транспортов. Связь с ней прервалась на переходе в залив Анива 23 августа. Она могла подорваться на японских минных заграждениях, погибнуть в результате атаки ее неустановленной подлодкой или столкнуться в штормовых условиях плавания с судном (вероятно, японским). Позже определили приблизительные координаты гибели Л-19 — вблизи скалы Камень Опасности.
Интересно, что, начав поиски Л-19 в 2005 году, яхта «Искра» под началом бывшего командира корабля капитана 3 ранга запаса Владимира Карташева на глубине 60 метров обнаружила затонувший «объект», долгие годы до этого считавшийся пропавшей в годы войны лодкой Л-19. Российские водолазы установили, что это грузовое судно. В тот же сезон научно-исследовательское судно «Профессор Гагаринский» определило гидролокатором другой затонувший в этом районе корабль, классифицировав его как подлодку. Только вот чья она: наша или американская? Продолжая поисковые работы уже в следующем году, водолазы из команды «Искры» Андрей Дорошенко и Борис Пустовалов в ходе обследования корабля и его видеосъемки точно установили: это подводная лодка «Ваху», погибшая 11 октября 1943 года. Она воевала 14 месяцев, став знаменитой. Ведь на счету ее экипажа — 27 уничтоженных судов противника общим тоннажем более 60 тысяч тонн. Выходит, и наша, и американская субмарины воевали где-то рядом, выполняя общую задачу союзников. С прошлого года родилась новая традиция: проходя пролив Лаперуза, подводники-тихоокеанцы проводят церемонию поминовения не только погибших там соотечественников, но и американских моряков.
На конференции прозвучало утверждение, что поисковые работы у берегов Сахалина и Японии будут продолжаться до тех пор, пока Л-19 не будет найдена. С этой целью на Тихоокеанском флоте сформирован морской поисково-исследовательский центр «Искра», который организует подготовку и проведение таких работ в море. Клуб ветеранов — подводников ТОФ и Владивостокское морское собрание устанавливают связи с ветеранами и моряками многих стран.
А о том, что плодотворным результатом совместной деятельности стал международный морской поход памяти, связывающий нашу общую историю с современностью и будущим временем, говорили на форуме и американские коллеги российских военных моряков.
КОГДА утром 5 июля на городском причале провожали в дальний рейс корабли обеих стран, заметное оживление в церемонию внесла песня «Я убью тебя, лодочник» в исполнении «Профессора Лебединского». Она всегда традиционно звучит при уходе в океан нашего большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Но в этот день по громкой корабельной трансляции известная песня лилась с американского эсминца «Керкис Уилбер»!

Хроника ряда визитов


31 июля — 4 августа 1990 г. Официальный визит БПК «Адмирал Виноградов», эсминца «Боевой» и танкера «Аргунь» под флагом командующего ТОФ адмирала Г. Хватова в порт Сан-Диего.
10 — 14 сентября 1990 г. Официальный заход во Владивосток отряда боевых кораблей ВМС США в составе фрегата УРО «Маккласки» и корабля береговой охраны «Чейз», который был приурочен к открытию здесь Генерального консульства США.
23 ноября — 30 ноября 1992 г. Официальный визит корабля измерительного комплекса «Маршал Крылов» под флагом контр-адмирала Г. Верича в порт Сиэтл, связанный с празднованием 500-летнего юбилея открытия Америки Христофором Колумбом в рамках участия в проекте «Европа-Америка-500». По проекту с космодрома Плесецк был осуществлен запуск космического корабля «Ресурс-500» с приводнением спускаемого аппарата типа «Восток» у Тихоокеанского побережья США.
18 — 20 сентября 1993 г. Деловой заход крейсеров УРО «Банкер Хилл» и «Мобил Бей» в главную базу ТОФ с целью доставки имущества Генконсульству США и отдыха экипажей.
6 — 8 июня 1994 г. Заход во Владивосток учебного судна морского колледжа ВМС США «Голден Баер».
31 января 1995 г. Визит военной делегации США по оперативному планированию совместного учения «Сотрудничество с моря-95».
27 августа — 4 сентября 1995 г. Официальный заход БПК «Адмирал Пантелеев», БДК-11 и танкера «Владимир Колечицкий» под флагом начальника штаба ТОФ вице-адмирала Олега Фалеева в военно-морскую базу Перл-Харбор. Совместное учение «Сотрудничество с моря-95».
4 — 10 августа 1998 г. Деловой заход корабля «Джермантаун» под флагом командующего амфибийными силами 7-го флота контр-адмирала Г. Хайфилла для участия в совместном учении «Сотрудничество с моря-98».
10 октября — 11 ноября 2003 г. Неофициальный визит в Гонолулу БПК «Маршал Шапошников» и танкера «Печенга» под флагом замкомандующего ТОФ вице-адмирала В. Мардусина.
14 марта — 11 апреля 2006 г. Неофициальный визит в порт Аганья (о. Гуам) отряда боевых кораблей ТОФ в составе БПК «Маршал Шапошников», БДК-11, «Печенга» и буксира СБ-522.
18 — 22 сентября 2006 г. Деловой визит отряда боевых кораблей ВМС США в составе крейсера «Ченселлорсвиль» и тральщика «Гардиан».
Всего за последние 17 лет взаимодействия военных моряков обеих стран корабли российского ТОФ нанесли 7 визитов в порты США, корабли 7-го флота американцев — 22 визита в порты России.

http://www.redstar.ru/2007/07/1107/401.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика