Независимое военное обозрение | Виктор Мясников | 06.07.2007 |
ДОЛГИЙ ПУТЬ КОНТРАКТА
Ситуация такова, что в марте нынешнего года ВВС Индии подписали контракт с «Рособоронэкспортом» на модернизацию трех эскадрилий МиГ-29 (78 самолетов) стоимостью 800 млн долл. Исполнителем будет Объединенная авиастроительная корпорация. Первые две машины переоборудуют в России, а остальные — в Индии государственной авиационной корпорацией «ХАЛ» в городе Насик. Срок эксплуатации истребителей увеличится с 25 до 40 лет.
Тендер на поставку 126 истребителей негласно идет с 2001 года. Индия в вопросах приобретения вооружений отличается, мягко говоря, неторопливостью. Достаточно вспомнить многолетнюю эпопею с покупкой авианосного крейсера «Адмирал Горшков», когда от принятия решения до подписания контракта прошло несколько лет. Намерение оснастить ВВС многофункциональными самолетами было обнародовано уже в 2000 году, зарубежные производители включились в соревнование на индийском авиасалоне в Бангалоре, проходили переговоры по согласованию цены и комплектации, но официально Нью-Дели объявлял только предварительный конкурс. То есть ничего не обещал, лишь зондировал рынок.
При этом в 2002 году никто не сомневался: контракт получили французы с модернизированным «Миражом-2000». Даже был предварительно согласован календарь поставок до 2008 года. Делалось это отчасти для версификации источников поставок, чтобы не зацикливаться на российских самолетах. Однако в последний момент в Нью-Дели посчитали, что изделие концерна «Дассо» слишком быстро морально устареет. И дело ограничилось проектом модернизации 52 «Миражей», имеющихся на вооружении ВВС Индии, с продлением сроков их эксплуатации еще на 25 лет. Переговоры об этом идут с французской фирмой «Талес», и, похоже, вопрос упирается в стоимость. Пока речь идет о 1,95 млрд долл. но индийцы известны своей способностью торговаться годами, сбивая цену до нескольких процентов рентабельности.
Все участники намечающегося тендера на многоцелевой боевой самолет среднего радиуса действия известны давно. Один из фаворитов — американский F-16I Sufa компании «Локхид Мартин». Это экспортный вариант, разработанный специально для Израиля, о чем свидетельствует буква «I» в названии машины. Стоимость ее несколько ниже базовой модели для ВВС США и весьма конкурентна по отношению к европейским истребителям. Старый же Свет предлагает широкий спектр самолетов: французский «Рафаль» (Rafale), шведский «Грипен» (LAS 39 Gripen), «Тайфун» (Typhoon) концерна EADS.
Естественно, участвует и Россия с МиГ-35. В сущности это модернизированный МиГ-29М2 либо другой прототип — МиГ-29 ОВТ, который с 2005 года показывают на авиационных выставках. Недавно он снова блистал в Ле-Бурже. И хотя 27 июня нынешнего года в Жуковском продемонстрировали для журналистов МиГ-35, не сообщили главного — марки двигателей. МиГ-29М комплектуется силовой установкой АЛ-31ФН, а МиГ-29М2 ОВТ — РД-33 с отклоняемым вектором тяги. Видимо, какую комплектацию выберут ВВС Индии, та и будет называться МиГ-35.
РОССИЙСКИЙ ШАНС
В свою очередь, EADS посулил вложить в авиастроительную отрасль Индии 2 млрд евро. Шведский концерн SAAB готов сдать свои «Грипены» в десятилетний лизинг. Очень высоко оцениваются шансы F-16I. Сенат США специально в 2005 году снял оружейное эмбарго с Индии, введенное после испытания там ядерного оружия. Не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект. Ведь не только продаются вооружения — приобретается геополитическое влияние, даются определенные союзнические обязательства. Правда, США поставили партию F-16 Пакистану в 2005 году, что вызвало вполне понятное неудовольствие Нью-Дели.
Гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов в одном из недавних интервью оценил шансы отечественной машины как очень высокие. Для этого мнения имеются серьезные основания. 80% индийских боевых самолетов — российские, 70% - МиГи разных моделей. А по количеству МиГ-29 ВВС Индии идут сразу за ВВС России — 650 единиц. При этом «Рособоронэкспорт» и ОАК готовы выполнить главное условие тендера — первые 18 машин собираются на заводе-производителе, а следующие 108 — лицензионная сборка в Индии. В дальнейшем заказ может быть увеличен до 200 и более истребителей. Это еще одна причина, чтобы биться за победу в тендере.
В индийском городе Карапут начат выпуск по лицензии реактивных двигателей РД-33 для МиГ-29 различных модификаций. Когда предприятие выйдет на полный цикл производства, оно сможет выпускать и двигатели с отклоняемым вектором тяги. Таким образом, МиГ-29 ОВТ (МиГ-35) полностью укладывается в требования тендера. Фактически в Индии созданы все условия, чтобы немедленно приступить к сборке этих самолетов. Стоит отметить, что законы США не позволяют передавать за границу производство авиационных двигателей для боевой авиации.
Разумеется, следует ожидать противодействия со стороны конкурентов. В первую очередь они попытаются разыграть «карту катастроф». Конечно, индийские летчики летают много, а потому и аварии случаются. В 2006 году разбились два МиГ-29. Однако число различных ЧП в военно-воздушных силах Индии уменьшается, и если не будет новых потерь, подорвать авторитет истребителя окажется весьма сложно.