Первый выпуск офицеров-воспитателей состоялся в Новосибирском высшем военном командном училище (НВВКУ). Поздравить лейтенантов прибыл начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Николай Резник. В торжественном митинге приняли участие мэр Новосибирска Владимир Городецкий, советник аппарата полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе, выпускник НВВКУ полковник запаса Сергей Фунтиков, представители администрации области, командования СибВО, ветераны училища. Из 162 будущих заместителей командиров рот по воспитательной работе 25 окончили училище с отличием.
НВВКУ сегодня является самым большим по выпуску в Сухопутных войсках. Всего в нынешнем году дипломы здесь получили почти 400 лейтенантов. Как рассказал заместитель начальника училища по воспитательной работе полковник Игорь Трофимов, 30 процентов выпускников женаты, 24 уже имеют детей, 36 окончили обучение с отличием, а лейтенант Дмитрий Петров — с золотой медалью.
Новосибирское училище — единственное в Сухопутных войсках учебное заведение, где ведется подготовка командиров разведывательных взводов, а с 2002 года — и заместителей командиров рот по воспитательной работе. Всего за 40 лет здесь было подготовлено более 14 тысяч офицеров.
НВВКУ — один из ведущих военных вузов страны. Поэтому ему уделяется пристальное внимание со стороны руководства Минобороны. Весной прошлого года организацию учебно-воспитательного процесса в училище проверял тогдашний министр обороны Сергей Иванов, в нынешнем году здесь вновь работала группа генералов и офицеров ГУВР ВС РФ. В первую очередь они анализировали организацию обучения и подготовку будущих офицеров-воспитателей. В беседе с корреспондентом «Красной звезды» начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Николай Резник (на снимке) особо отметил, что «главное требование к офицеру-воспитателю всегда было одно — этот человек должен быть настолько честен, настолько предан делу, чтобы своей честностью, преданностью заражать всех остальных».
— Мы общались с курсантами, выпускниками, преподавателями, состоялся принципиальный разговор о сегодняшних проблемах Вооруженных Сил, путях их решения. Ведь переход на контрактный способ комплектования с сохранением призывного контингента требует от офицеров-воспитателей особо чуткого отношения к людям, — подчеркнул генерал-полковник Резник. — Эти взаимоотношения будут строиться на несколько иных принципах, но сохраняется главное — уставная требовательность, войсковое товарищество и поддержка друг друга.
Среди первоочередных проблем военного вуза начальник ГУВР, сам, кстати, выпускник Новосибирского училища 1971 года, отметил необходимость более четкого, стабильного планирования работы, пока еще недостаточное количество учебно-методической литературы и слишком большую загруженность преподавателей. «Значительная нагрузка ложится на профессорско-преподавательский состав, некоторые ведут несколько предметов, что, разумеется, вызывает определенные сложности при подготовке к лекциям и семинарским занятиям», — подчеркнул генерал-полковник Резник.
— Мы встречались с руководством училища, начальниками профильных кафедр, командирами курсантских подразделений, — отметил далее начальник ГУВР ВС РФ. — Ведь будущие офицеры находятся в прямой зависимости от влияния той среды, в которой они формируются как личности в течение пяти лет обучения. И, естественно, эту вузовскую среду лейтенант перенесет в той или иной мере в войска. Знаю это по собственному опыту. Поэтому необходимо, чтобы командиры, преподаватели были эталоном, образцом для будущих офицеров. Здесь пока еще есть проблема — в первую очередь мы должны комплектовать курсантские подразделения лучшими офицерами из войск, теми, кто уже получил практику. Оставление в вузе выпускников — это нежелательная мера, хотя она тоже может быть иногда использована.
Сегодняшние лейтенанты, отметил генерал-полковник Резник, опережают своих предшественников в коммуникационном плане — владеют компьютером, Интернетом, распространение получили мобильные телефоны, ноутбуки. Это их преимущество. Надо учитывать, что у многих солдат сейчас тоже есть мобильные телефоны. Поэтому на тревожный звонок от девушки, от родителей офицерам-воспитателям надо учиться реагировать немедленно.
— Общественная палата, Общественный совет при Минобороны предлагают: давайте каждому солдату разрешим иметь мобильный телефон, — продолжает начальник ГУВР. — Конечно же, связь с домом должна быть. В трудную минуту нажал кнопку — и можно переговорить с родителями. Но мы должны прогнозировать и возможные последствия для состояния воинской дисциплины, боеготовности.
А вот что рассказал в беседе с корреспондентом «Красной звезды» заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе генерал-майор Анатолий Борисенко:
— Все выпускники НВВКУ, которые распределены в Сибирский военный округ, будут направлены в части постоянной готовности. Чтобы у них продолжалась дружба, чтобы в первые, самые трудные месяцы адаптации была поддержка, взаимопомощь, мы распределили их не по одному, а сразу по два-три человека в каждую часть. Командование округа, командиры с нетерпением ждут этих лейтенантов.
По словам генерала Борисенко, в нынешнем году, как и ранее, конкурс в Новосибирское училище превышает два человека на место. И это с учетом тщательного отбора в военкоматах по образовательной, физической подготовке.
По информации же начальника группы отдела кадров ГУВР полковника Александра Манакова, всего в 2007 году в российских военных вузах дипломы офицеров-воспитателей получили 371 лейтенант. Они распределены во все виды и рода войск, больше всего — 162 человека — направлены в Сухопутные войска. Потребность в офицерах-воспитателях сегодня очень большая, и необходимо еще 5−6 лет, чтобы полностью укомплектовать должности заместителей командиров рот, батарей профессионалами, а не офицерами, призванными на два года.
http://www.redstar.ru/2007/07/0507/201.html