Русская линия
Красная звезда Игорь Балашов03.07.2007 

Пять тонн взрывчатки за спиной

Кажется несправедливым, что статус сил постоянной боевой готовности присвоен частям и подразделениям, которые непосредственно заняты боевой подготовкой и должны быть действительно готовы в час «Ч» выполнить поставленную задачу. К ним все внимание: комплектование контрактниками, повышенное денежное содержание, льготы, улучшенные социально-бытовые условия. Но при этом остались в тени те, кто непосредственно обеспечивает эту самую постоянную боевую готовность, — тыл.
…У подчиненных подполковника Александра Костина весна-лето — самая горячая пора. На Балтийском флоте начались рейдовые сборы, корабли выходят в море для выполнения огневых упражнений, подразделения и части береговых войск не вылезают с полигонов. Из ворот отдельного автомобильного батальона тыла БФ едва ли не ежедневно выходят трехосные КамаЗы с задачей транспортировки боеприпасов для «потребителей». Трудно сказать, что испытывает человек, садясь за руль машины, в кузове которой отнюдь не картошка. Твердо можно сказать одно: от него требуется не только высокое профессиональное мастерство, но и постоянное внимание, сосредоточенность, неукоснительное выполнение установленных правил перевозки особо опасного груза. И это все в условиях сверхавтомобилизированной Калинградской области, где, с одной стороны, на каждых двух жителей приходится один автомобиль, с другой — хотя и развитая сеть дорог, но чрезвычайно узких, доставшихся в наследство еще со времен немцев.
Но батальон успешно справляется со всеми поставленными задачами. К делу подготовки водителей здесь относятся очень серьезно и выработали свою методику. Во-первых, отбор. Работа с будущими водителями начинается еще в полуэкипаже, куда прибывают призывники для прохождения курса молодого бойца. Предпочтение, конечно, отдается тем, кто имеет опыт работы на большегрузных автомобилях. До призыва работали на ЗИЛах вчерашние призывники матросы Максим Соболев и Виктор Коневец, матрос Николай Горьков водил КрАЗ. Но таких с каждым годом становится все меньше и меньше.
Во-вторых, командование батальона сумело убедить начальство изменить схему так называемой доподготовки — переучивание водителей на управление большегрузным транспортом. Прежде это делалось централизованно для всего флота. Однако, к сожалению, качество этой доподготовки иногда оставляло желать лучшего. Иной водитель после нее, придя в батальон и садясь за руль КамаЗа, такие фортели выделывал, что командиры хватались за голову. Такому водиле хоть табличку на задний борт вешай: «Осторожно! Он путает педали». Поэтому добились, чтобы доподготовка проводилась на базе батальона. Здесь есть, кому передать опыт и кому следить, чтобы матрос занимался непосредственно своим делом — учебой.
Более 20 лет служит в батальоне сержант контрактной службы Александр Столбенухин, отечественные грузовые автомобили знает буквально до винтика. Командир автороты капитан Роман Коваленко в батальоне с лейтенантов, отличается высокой требовательностью к подчиненным… Продолжать можно долго.
Есть и еще один немаловажный момент. Никто не спорит, главное — это люди. Но также важны и социально-бытовые условия. Этой проблеме здесь уделяется очень большое внимание. Реконструировали столовую, которой, пожалуй, найдется мало равных на всем Балтийском флоте. Построили баню — «новый русский» облизнется.
Отремонтированы казармы, в каждой — горячая вода, кафель в местах общего пользования. Благоустроенное общежитие со всеми удобствами.
Но деньги тратятся не только на быт. Своими силами батальон отреставрировал братскую могилу советских воинов, павших при освобождении Кенигсберга на территории нынешнего Московского района. Открыли музей Боевой славы, сейчас готовят экспозицию, посвященную 25-летию автобата. Гордость части — первый на Балтийском флоте полигон безопасности военной службы, оборудованный всем необходимым для того, чтобы научить военнослужащего избегать опасных для жизни ситуаций.
Все это, конечно, здорово и хорошо. Казалось бы, служи и служи. Тем более что сдвинулся с мертвой точки квартирный вопрос. В этом году в рамках программы «15+15» получат собственные квартиры старший прапорщик Владимир Хухровский, старший мичман Игорь Носов, вдова старшего мичмана Григория Белоконя…
И все же командир автобатальона подполковник Александр Костин смотрит в будущее без особого пока оптимизма. Что будет, когда срок службы по призыву сократится до одного года? Арифметика тут простая.
Месяц-полтора уйдет на курс молодого бойца, адаптацию, два месяца — доподготовка, месяц — стажировка с опытным водителем. Что остается в сухом остатке? В лучшем случае шесть-семь месяцев полноценной службы.
Контракт? На сегодняшний день в батальоне его подписали пятнадцать человек. Однако не факт, что они его продлят. Для такого вывода есть несколько оснований. Денежное содержание контрактника сегодня составляет 5 тысяч рублей, сумма, несопоставимая со сложностью выполняемой работы и равная зарплате рядового калининградского дворника. И самое главное… За увольняемыми в запас матросами из автобата идет самая настоящая охота владельцев транспортных фирм, гоняющих большегрузные фуры по всей Европе.
Один из них разоткровенничался со мной. Сам посуди, говорил он, ребята имеют категорию в правах, опыт работы, документы на право перевозки опасных грузов. И не особо притязательны. Попробуй я опытного водилу заставить гнать такой груз из пункта «А» в пункт «Б». Он мне в ответ: где мои 40 процентов от фрахта машины, по закону положено! Грамотные же! А с молодежью легче договориться. Взял к себе на работу сейчас троих, для них беру в лизинг две фуры. Немного покатаются дублерами, пока оформляются загранпаспорта, а потом сами сядут за руль.
— И сколько же вы «положили» им зарплаты? — Не удержался я от вопроса.
— От 35 до 50 тысяч, — ответил он.
Что тут добавишь? В такой ситуации конкуренцию с коммерсантами не выдержишь. И поневоле задумаешься, как комбат подполковник Александр Костин, стоит ли ждать «жареного петуха»?

http://www.redstar.ru/2007/07/0307/202.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика