Независимое военное обозрение | Виктор Литовкин | 30.06.2007 |
Указ, как сообщил собеседник «НВО», может быть обнародован или накануне встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем в родовом имении американского президента в Кеннебанкпорте, штат Мэн, или после окончания поездки главы российского государства в США. Над решением данного вопроса сейчас размышляют в Кремле. Когда политически выгоднее это сделать — лететь за океан с открытыми картами и уже готовым решением или подождать результатов переговоров между руководителями двух стран? В итогах очередного визита российского лидера в Америку никто в кремлевских верхах, по-видимому, не сомневается. Стороны останутся при своем мнении. И по поводу стратегической ПРО в Европе, и по поводу ратификации адаптированного ДОВСЕ.
Но пока указ не обнародован, военные инспекции стран НАТО на территории России уже прекращены что называется явочным порядком. До чрезвычайного совещания членов Договора об обычных вооруженных силах, собранного Россией 11−15 июня в Вене, такие инспекции еще принимались. Несмотря на предложение Владимира Путина, которое он высказал в обращении к Федеральному собранию 26 апреля, «объявить мораторий на исполнение Россией этого договора. Во всяком случае, до тех пор пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его». После венской конференции, которая, как известно, закончилась ничем — западные страны отказались прислушаться к озабоченностям Москвы, они стали non grata. Двум военным делегациям, из Венгрии и Болгарии, было оказано в посещении российских воинских частей.
Правда, сделано это пока «под благовидным предлогом» — форс-мажорной неготовности этих частей к приему зарубежных военных делегаций. Что, безусловно, является неким нарушением положений ДОВСЕ. Как сказал собеседник «НВО» в Главном управлении международного военного сотрудничества Минобороны РФ, «они — люди взрослые, должны понимать, что к чему».
Отказ США и западных стран прислушаться к озабоченностям России по поводу кризиса с ратификацией адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который не вступил в силу ни в одной из стран НАТО, давно раздражает Москву. Это раздражение, хотя и выраженное в дипломатических выражениях, ярко проявилось в Вене. Там Россия предъявила своим партнерам ряд требований. А именно — провести ратификацию адаптированного договора до 1 июля 2008 года; начать сокращение военного потенциала стран НАТО в качестве компенсации за приобретенный дополнительный потенциал, полученный в ходе вступления в альянс новых государств, являвшихся ранее членами Варшавского договора; настоять на присоединении к ДОВСЕ Литвы, Латвии и Эстонии для ликвидации таким образом «серой зоны», не подпадающей под военные инспекции. Кроме того, Москва предложила отменить фланговые ограничения на размещения войск и вооружений на территории России, продолжить переговоры о модернизации адаптированного договора и разработать четкое юридическое понимание термина «существенные боевые силы», который введен основополагающим актом Россия-НАТО еще в 1997 году.
Отсутствие общего понимания этого термина приводит к тому, что, к примеру, США размещают на территории Румынии и Болгарии по пять тысяч своих военнослужащих со штатной техникой и вооружением, а в НАТО считают эти контингенты не подпадающими под термин «существенные боевые силы». С другой стороны, 900 военнослужащих Российской Федерации, охраняющих склады с боеприпасами в селе Колбасно в Приднестровье и вооруженных только автоматами и пулеметами, как сказал «НВО» постоянный представитель России в НАТО Константин Тоцкий, вызывают в Брюсселе стойкое неудовольствие и постоянные напоминания о необходимости их вывода оттуда. Так как на их присутствие нет «согласия государства».
И хотя Приднестровье де-юре часть Молдавии, де-факто оно не подчиняется Кишиневу. Тирасполь не соглашается ни на передислокацию российских войск с территории непризнанной республики в РФ, ни на уход российских миротворцев. Для руководства и населения ПМР они — гарант безопасности. Что в таком случае должна делать Москва? Силой выводить свои подразделения или все-таки дождаться урегулирования приднестровской проблемы мирными средствами? Россия выбирает второй путь.
Однако США и НАТО не хотят ждать. Они, ссылаясь на Стамбульские договоренности 1999 года, требуют отправки российских войск в РФ незамедлительно. И более того, изменить формат миротворческой миссии в Приднестровье. Игнорируя при этом не только мнение населения республики, но и Соглашение между Россией и Молдавией от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, подписанного президентами двух стран. Москву такой подход не устраивает.
На ультиматум Брюсселя Москва выдвинула свой ультиматум: если до 1 июля 2008 года адаптированный ДОВСЕ не будет ратифицирован, Россия выйдет из него. А пока, чтобы никто не думал, что в Кремле бросают слова на ветер, она приостановит свое участие в нем. И хотя такого понятия, как мораторий, нет в тексте документа, указ президента, ссылаясь на непреодолимые обстоятельства, объявит о временном прекращении приема на территории России зарубежных военных инспекций, а также о прекращении информирования партнеров по договору о перемещениях воинских подразделений и боевой техники по европейской территории страны.
Конечно, приостановлению участия России в ДОВСЕ должна была бы предшествовать определенная процедура. На подобный шаг не помешало бы получить согласие Госдумы и Совета Федерации. Но предложение президента в ходе его обращения к Федеральному собранию об объявлении моратория на выполнение требований ДОВСЕ вызвало бурные аплодисменты присутствовавших, которые глава государства и посчитал за одобрение своих слов. Как говорят военные, этих рукоплесканий и отказа НАТО согласиться с требованиями Москвы достаточно для появления соответствующего указа. В случае же полного выхода России из договора потребуется принятие на сей счет закона, что, видимо, будет сделано без промедления.