Независимое военное обозрение | Виктор Литовкин | 29.06.2007 |
НЕЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ
А еще, заметил Николай Панков, контрактники очень часто уходят в «самоволку» и не возвращаются из отпусков. «Они (контрактники) занимают 28% от количества так называемых «бегунков», — сказал заместитель министра обороны. Он назвал парадоксом то обстоятельство, что люди добровольно и сознательно идут в армию, а по истечении некоторого срока бегут от службы.
Интересно, что в тот же день, когда росту преступности среди контрактников удивлялся генерал Панков, на заседании Совета Федерации выступал главный военный прокурор Сергей Фридинский. Он тоже высказывал крайнюю озабоченность ситуацией с новоявленными армейскими и флотскими «профессионалами». По его словам, «при общем увеличении числа военнослужащих по контракту в 2006 году на 11,3%, а в частях постоянной готовности — на 21,7%, по итогам прошлого года количество преступлений среди этой категории военнослужащих увеличилось двукратно — с 1,5 тысяч в 2005 году до 4 тысяч в 2006 году. Не лучше ситуация и в нынешнем году. Число преступлений возросло в 1,7 раза». «При этом, — подчеркнул Сергей Фридинский, — более половины преступлений составили уклонения от военной службы».
И хотя среди причин такого, не побоимся этого слова, взрывного роста преступности, связанной в основном с дезертирством, генералы называют плохой подбор кандидатов для службы по контракту, издержки в воспитательной работе, а также несоответствие ожиданий контрактников реальным условиям воинской службы, иным военачальникам все же не хватает самокритичности и откровенности, честного анализа фактов, о которых неоднократно сообщали СМИ. В том числе и «Независимое военное обозрение». Одна из главных причин побегов «профессионалов» от воинской службы — обман и очковтирательство, на которые пускались командиры всех степеней, чтобы выполнить навязанную им из Москвы разнарядку Минобороны по набору контрактников.
МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
На решение данной задачи планировалось израсходовать 154 млрд руб. Из них на денежное довольствие и обеспечение жильем контрактников — не менее 50% означенной суммы, 30% - на боевую подготовку, 16% - на эксплуатацию, ремонт и закупку новой боевой техники и вооружений. В резерве оставалось еще 4% - на непредвиденные расходы. В том числе и на дополнительную оплату службы солдат и сержантов в горячих точках. Предполагалось, что в «обычной» воинской части контрактник будет получать около 7 тыс. руб., в Чечне и подобных неспокойных регионах — до 16−17 тыс. Кроме того, всех профессионалов поселят в благоустроенных общежитиях, а семейных — в отдельных служебных квартирах.
Но ожидания не оправдались. Сначала Минфин почти в два раза снизил расходы на ФЦП. Потом оказалось, что квартиры и общежития нужно строить в основном офицерам — почти каждый третий из них без крыши над головой. Желающих стать в таких условиях профессионалом воинской службы находилось не слишком много. Тогда генералы и полковники, которым кровь из носу нужно было выполнять «правительственное задание», начали оформлять в контрактники батальонами и полками всех солдат, кто прослужил как минимум полгода.
Тех, кто не хотел переходить на контракт, обрабатывали самыми разными способами. Одним говорили, что уволят после двух лет службы, как и срочников, но при этом деньги они будут получать ежемесячно, как настоящие контрактники. Других уламывали перспективой после первого контракта поступить за государственный счет в вуз. Третьим просто «затыкали рты» простым предупреждением: хочешь служить нормально — не дергайся… Недовольные и протестующие подвергались жесткому давления со стороны командиров.
Когда об этом и других подобных случаях писали журналисты, бывший министр обороны говорил, что они «стремятся заработать сомнительный политический капитал и приобрести дешевую популярность». Тем не менее Сергей Фридинский, который никогда не конфликтовал с руководством военного ведомства, вынужден был признать: «Некоторые командиры в погоне за показателями по сути вынуждают военнослужащих по призыву переходить на контракт…»
НИКАКОГО «ПАРАДОКСА» НЕТ
Самое поразительное, что критическая ситуация с набором контрактников для руководства вооруженных сил далеко не новость, О ней они узнают отнюдь не из газет и телепередач. Ровно два года назад тот же статс-секретарь — заместитель министра обороны Николай Панков (правда, должность его тогда называлась начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны. — «НВО») делал доклад на совещании высшего командного состава армии и флота, посвященный укреплению дисциплины и правопорядка в Вооруженных силах. Тогда он говорил о том, что «за шесть месяцев 2005 года количество преступлений, совершенных солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, увеличилось в два раза». А преобладают в структуре их преступности уклонения от воинской службы, бесчинства по отношению к местному населению и бытовое пьянство…
Как видим, ничего нового не произошло за прошедшие два года. Ничего не изменилось в лучшую сторону. Никакого «парадокса» тут нет. И все знают, почему. Потому что к переходу армии на контрактный принцип комплектования и правительство, и руководство Минобороны отнеслись, мягко говоря, предельно формально. Откликнулись на требование общественности, но достаточных средств на это не выделили. И на «смешные деньги», которые меньше средней заработной платы во многих областях и городах России, идут служить далеко не лучшие молодые парни. Это не считая тех срочников, которых просто записали в контрактники.
Не хочется говорить банальности, но, пока за трудную и, чего греха таить, крайне опасную воинскую службу не станут платить достойные деньги, надежной и дисциплинированной, боеготовой армии у нас не будет. Первый заместитель министра обороны генерал армии Александр Белоусов как-то сказал автору этих строк: «Американцы, когда создавали свою профессиональную армию, тоже сначала набрали одних маргиналов. Потом, когда денег у них прибавилось, качественный состав Вооруженных сил резко поменялся в лучшую сторону».
Не будем спорить с генералом. Но, думаю, ждать и надеяться — не лучший способ обеспечить надежную обороноспособность страны.