В эти дни Черное море вновь оказалось в центре мирового внимания. И связано это прежде всего с теми идеями, проектами, договоренностями, которыми ознаменовался состоявшийся в Стамбуле саммит Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и которые направлены на превращение региона в зону процветания, стабильности и безопасности. Но есть и другие планы. Вынашиваемые Соединенными Штатами и НАТО, они грозят превратить Причерноморье в зону противоречий, конфликтов, геостратегической напряженности.
Всестороннее сотрудничество — выбор России
В ходе стамбульского саммита, приуроченного к 15-летию ОЧЭС, были подведены итоги деятельности организации за последние годы. Ее членами, как известно, являются 12 государств — Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. 13 государств, в том числе Белоруссия, Германия, США, Франция, имеют статус наблюдателей. Участники встречи провели также обмен мнениями о путях повышения эффективности работы ОЧЭС с целью дальнейшего укрепления авторитета организации на международной арене. По итогам саммита принята декларация, основными элементами которой стали признание ведущей роли ОЧЭС в деле наращивания экономического сотрудничества в Причерноморье, укрепления дружественных и добрососедских отношений между государствами — участниками организации. В документе нашли отражение российские подходы к деятельности ОЧЭС — нацеленность на реализацию масштабных региональных экономических проектов, углубление сотрудничества в таких представляющих взаимный интерес областях, как энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука и техника, телекоммуникации, торговля, туризм, а также борьба с терроризмом и организованной преступностью. Вместе с тем существующие затянувшиеся конфликты в регионе сдерживают развитие сотрудничества. В этой связи в декларации особо подчеркивается необходимость их скорейшего мирного урегулирования на основе норм и принципов международного права.
Выступая в Стамбуле, Президент России Владимир Путин заявил, что благодаря растущему экономическому потенциалу стран региона роль Причерноморья в современном мире неуклонно повышается, в связи с чем к деятельности ОЧЭС проявляют все большее внимание значительное количество стран мирового сообщества. При этом Владимир Путин особое внимание обратил на то, что, несмотря на очевидные успехи организации, она все-таки еще далеко не полностью раскрыла свой потенциал, чтобы вести речь о наслаивании в регионе новых межгосударственных структур. По его мнению, открываясь для партнерства, члены организации должны исходить из того, что консолидация внутри ОЧЭС и внимание к интеграционным процессам стран-участниц для извлечения большей выгоды от географического положения региона должны быть предпочтительными и самыми эффективными для членов организации. При этом было отмечено, что Балканы и Черноморский регион всегда были зоной особых интересов России. «Это обусловлено рядом факторов исторического, если хотите, даже этнического, гуманитарного характера. И то, что Россия с ее возрастающими возможностями возвращается в эти регионы, начинает играть здесь более заметную роль, — это вполне естественно, это востребовано не только нашими интересами, но и интересами наших партнеров», — подчеркнул Владимир Путин.
По словам президента, вместе с другими странами Россия намерена энергично продвигать такие проекты, как Черноморское электроэнергетическое кольцо, участвовать в формировании открытого для стран региона рынка энергоносителей.
В заделе ОЧЭС есть и другие перспективные проекты. Один из них — создание кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Сюда можно также отнести достигнутое общее понимание относительно российской инициативы о возобновлении пассажирского и паромного сообщения между черноморскими портами, работу по созданию единой базы энергетических стратегий стран региона. Равноправное взаимовыгодное сотрудничество в рамках ОЧЭС, несомненно, будет способствовать строительству Большой Европы.
В планах Пентагона — милитаризация региона
Совершенно другой подход к Черному морю и прилегающим к нему странам демонстрируют США и НАТО. Его в 1997 году сформулировала аналитическая группа «Проект для нового американского века» (ядро команды: Джордж Буш, Ричард Чейни, Дональд Рамсфелд и Пол Вулфовиц). Совместно с ассоциацией «Комитет Соединенных Штатов по вопросам НАТО» она представила комитету по международным делам американского сената свою геополитическую точку зрения: «Черное море было черной дырой в истории Европы. Сегодня этот регион представляет наибольший стратегический интерес для Соединенных Штатов и Европы. Если в настоящее время ЕС импортирует примерно 50 процентов потребляемой энергии, то к 2020 году ее импорт составит более 70. Это увеличение импорта может осуществляться только через Черное море». В этой связи необходимо, указывается далее в документе, взять под свой контроль Черноморский регион. Как считают западные эксперты, значение Черного моря для США заключается и в том, что через этот регион можно контролировать «ахиллесову пяту» России — Северный Кавказ. Американское присутствие в Черноморском регионе может подогреть уверенность и смелость Украины, Грузии, Молдовы, в результате чего они еще сильнее будут противостоять России. Через него лежат кратчайшие пути к Ирану и другим странам Ближнего Востока и Центральной Азии. Другими словами, США воспринимают регион как «стратегический коридор», открывающий путь к охваченным тяжелым кризисом районам Ближнего и Среднего Востока и одновременно своеобразный «цивилизационный барьер».
Учитывая все это, министерство обороны США разработало новую стратегию в отношении Черноморского региона, сосредоточив свое внимание на расширении американского военного присутствия в нем. Как сообщается, некоторые детали стратегии все еще разрабатываются, а ее реализация может быть замедлена поглощенностью США проблемами Ирака и Афганистана. Но она тем не менее представляет собой организованную попытку Вашингтона вмешаться, в том числе и в военном плане, в жизнь региона, в котором доминирующую роль традиционно играют Турция и Россия. В настоящий момент США, заявил представитель Пентагона, комментируя содержание стратегического плана, не обладают достаточными способностями наблюдения за регионом, однако намерены расширить ведение здесь морской разведки. Интересно, что в Пентагоне прекрасно понимают, что Россия не согласится с планами США. «Мы не ожидаем, что русские готовы сотрудничать; они воспримут это как вмешательство в их сферу влияния. Однако мы всегда пытаемся искать возможности для сотрудничества с Россией. Мы не хотим, чтобы они были нашими противниками, — подчеркнул все тот же представитель Пентагона. — Однако мы не можем себе позволить, чтобы возражения России держали нас в заложниках».
Практическим проявлением этой стратегии стали прием Болгарии и Румынии в НАТО, а также размещение на территории этих стран американских военных баз. Военные базы США в Румынии будут располагаться в основном близ побережья Черного моря: на аэродроме Михай Когэлничану у главного черноморского румынского порта Констанца, а также на полигонах в Бабадаге (уезд Тулча на границе с Украиной), Чинку (уезд Сибиу в центре Румынии) и в Смэрдане (уезд Галац на границе с Молдавией). С аэродрома Михай Когэлничану американские военные самолеты без дозаправки смогут достигать любой точки на так называемой «дуге нестабильности», проходящей, по оценкам Пентагона, через Ближний Восток и Центральную Азию. База в Бабадаге — это хорошо обустроенный артиллерийский полигон для подготовки сухопутных сил. В прошлом месяце парламент Румынии на заседании обеих палат одобрил решение о размещении на территории страны военных баз США. Законодатели проголосовали также за то, чтобы американский военный контингент здесь был увеличен еще на 500 человек, что в результате составит около 3 тысяч солдат и офицеров. И как сообщается, работы по подготовке будущих баз уже начались. Первые же военнослужащие США смогут прибыть сюда уже летом этого года.
В Болгарии военные базы США будут размещены в районах Ново Село и Безмер. На них предполагается разместить около 2,5 тысячи военнослужащих США, которые прибудут сюда в конце текущего или начале следующего года. По информации посла США в Болгарии Джона Бейрла, Пентагон построит здесь два военных аэродрома, учебный полигон и большой лагерь для подготовки солдат. Ротация размещенных на болгарских военных базах солдат и офицеров будет проходить каждые полгода.
Официальный Вашингтон призвал Москву отнестись спокойно к предстоящему размещению своих военных баз в Румынии и Болгарии. «Подписанное в связи с базами соглашение не только полностью соответствует пунктам Договора об ограничении обычных вооружений в Европе, но и соответствует также всем договорам между НАТО и Россией. Он вполне вмещается в эти рамки, и Россия не имеет основания для беспокойства», — заявил в Брюсселе официальный представитель государственного департамента США. Однако в докладе аналитико-исследовательского центра «Project Air Force» (входящего в состав международной консалтинговой фирмы «РЭНД», работающей с министерством обороны США) «Заключение о степени упадка России: тенденции и последствия для США и военно-воздушных сил США» по поводу развертывания американских военных баз вблизи границ России говорится совсем куда более откровенно: «В случае ухудшения российско-американских отношений аналитики ВВС должны рассматривать использование территорий сопредельных государств в качестве мест передового базирования при разрешении кризисных ситуаций». Под угрозой таких ударов уже сейчас находится до 80 процентов территории России. Вот и получается, что американские военные базы в Черноморском регионе предназначены не столько для борьбы с терроризмом и наркобизнесом, сколько для того, чтобы стратегически ослабить позиции России и укрепить натовские.
По словам советника министра обороны России Владимира Шаманова, трудно в этих условиях вести речь о доверии между Москвой и Вашингтоном. Тем более, когда США говорят о развертывании в Румынии и Болгарии «легких» баз, которые якобы будут существовать только теоретически. На деле же их превращение в полновесные «тяжелые» базы — дело одной-двух недель, максимум — полутора месяцев. Владимир Шаманов не исключил возможности того, что США не ограничатся размещением военных баз в Румынии и Болгарии и пойдут на создание таких же объектов в Грузии и на Украине. «Мы не исключаем такой возможности, но хотел бы напомнить заявление президента РФ Владимира Путина о возможном нацеливании российских средств поражения на объекты США в Европе, представляющие, по оценке наших военных, потенциальную угрозу для безопасности России», — сказал советник министра обороны РФ. «Поэтому планируемые к размещению в странах Восточной Европы базы и другие американские военные объекты автоматически становятся целями для поражения средствами наших Вооруженных сил», — подчеркнул он.
Как сохранить гармонию
В Пентагоне не скрывают, что хотели бы распространить на Черное море и натовскую операцию «Активные усилия», которая проводится с 2001 года в Средиземном море. В операции, решающей антитеррористические задачи, участвуют надводные корабли, морская патрульная авиация, подводные лодки и быстроходные катера. На прозвучавшие в этом плане выступления американских официальных представителей охотно откликнулось большинство прибрежных государств, включая Болгарию, Грузию, Румынию и Украину. Турция и Россия выступили решительно против этой идеи.
Что касается Турции, то ею движет целый ряд правовых и стратегических мотивов. Среди наиболее важных интересов Турции — желание сохранить статус-кво, установленное Конвенцией о режиме проливов (Монтрё, 1936) — договора, регулирующего проход судов в проливах Дарданеллы и Босфор. Пакт ввел ограничения на движение по проливам военных кораблей, одновременно восстановив неограниченный турецкий суверенитет над этими водными путями. Анкара озабочена тем, что настойчивость США может привести к возобновлению дискуссий о пересмотре положений этой конвенции. Как считает политолог Станислав Тарасов, негативная реакция Анкары объясняется и пониманием турками того, что в случае распространения операции НАТО «Активные усилия» на Черное море, Москва будет рассматривать эти действия как недружественные по отношению к России и наносящие ущерб сотрудничеству в рамках Совета Россия — НАТО. В такой ситуации на передний рубеж противостояния с Россией в регионе альянс выдвинет Турцию, что не входит в планы Анкары, которая сегодня дорожит достигнутым уровнем российско-турецких отношений в других областях, прежде всего в торгово-экономической сфере. Да и ни одно государство не захочет терять позицию регионального лидера и допустить вмешательства в свою внешнюю политику. Кроме того, появление американских кораблей в Черном море приведет к нарушению общего баланса сил, что неприемлемо как для России, так и для Турции, проявляющей все большую самостоятельность в вопросах внешней политики. Как считает эксперт в проблематике Черноморского бассейна Анна Соколовская, с началом иракской войны отношения Турции с США претерпели существенные изменения. Старая союзница Запада, давно мечтающая о вступлении в Евросоюз, постепенно отходит от США и от НАТО. В последнем докладе «О национальной безопасности Турции» говорится, что Анкаре необходимо использовать свое геополитическое положение, чтобы стать центром аккумуляции и транзита энергоресурсов, идущих в западные страны из России, с Ближнего Востока и из Центральной Азии. Однако Вашингтон стал откровенно игнорировать интересы Турции, разыгрывая «курдскую карту». Многие турецкие политики уже призывают руководство страны переориентироваться на сотрудничество с Россией, другими странами СНГ, примыкающими к Черноморскому бассейну. Похоже, что с этими моментами во внешней политике Турции вынуждены считаться США. Потеря Турции в качестве союзника для Вашингтона означала бы крах всей его стратегии в этом регионе мира. А такое вполне возможно. В этой связи стоит лишь вспомнить отказ парламента Турции в марте 2003 года разрешить американским вооруженным силам войти в Ирак через турецкую территорию и отказ Анкары американцам в просьбе разместить на Черноморском побережье Турции военно-морскую базу.
Как известно, на Черном море уже существует военно-морская группа оперативного взаимодействия — «Блэксифор». Ее создали в 2001 году Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина, «исходя из необходимости дальнейшего развития сотрудничества и диалога между прибрежными государствами Черного моря». Задачами группы объявлены поисковые и спасательные операции, операции по оказанию гуманитарной помощи и защите окружающей среды, мероприятия по разминированию и визиты доброй воли. В 2006 году Россия присоединилась к операции ВМС Турции «Черноморская гармония». Официально это произошло в форме обмена письмами между главнокомандующим ВМФ России адмиралом Владимиром Масориным и командующим ВМС Турции адмиралом Йенером Караханоглу. Эта операция проводится ВМС Турции с марта 2004 года. Она предусматривает постоянное присутствие и наблюдение силами и средствами ВМС за подозрительными судами, преимущественно в юго-западной части Черного моря, с целью получения исчерпывающей картины их передвижения и выявления возможной незаконной деятельности, в первую очередь терроризма и распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и относящихся к ним материалов. «Черноморская гармония» не предполагает каких-либо силовых мер в отношении подозреваемого судна в открытом море, однако позволяет проводить высадку на борт судна и его досмотр с согласия капитана или государства флага. В основном арсенале операции — запрос судна (о перевозимом грузе, пункте назначения и т. п.) и отслеживание его дальнейшего передвижения, как путем визуального наблюдения, так и с помощью технических средств. Турция официально пригласила причерноморские страны присоединиться к «Черноморской гармонии» и представила подробную информацию об этой операции. Россия стала первой страной, откликнувшейся на это приглашение. Основными формами российского участия в операции будут обмен данными наблюдения за судами с помощью технических средств, передача информации о подозрительных судах для возможного последующего их досмотра в портах назначения и при необходимости привлечение наших кораблей и авиации в этих целях в северо-восточной части Черного моря. При этом российские силы и средства будут оставаться под национальным командованием.
Россия присоединилась к «Черноморской гармонии», равно как и выделяет свои корабли в состав «Блэксифор», так как считает, что Черное море должно контролироваться прибрежными странами, которые сами, без какой-либо помощи способны обеспечить безопасность судоходства и стабильность в регионе в целом.
http://www.redstar.ru/2007/06/2906/304.html