Независимое военное обозрение | Владимир Иванов | 22.06.2007 |
По словам г-жи Десуттер, «СНВ-1 был крайне важным, он по большей части сделал свое дело». Вместе с тем помощник Кондолизы Райс считает, что документ изобилует слишком сложными и запутанными правилами отчета друг перед другом, которые «уже пережили свое время». Высокопоставленная чиновница также уверена, что ограничения СНВ-1, касающиеся сокращения ядерного оружия подводного базирования, «более не нужны». «Мы не думаем, что сейчас нам нужны подробные списки (ядерного оружия) и способы сверки», — добавила Паула Десуттер. Вместе с тем она подчеркнула, что решение задачи заключения «менее обременительного» соглашения между РФ и США будет одним из главных направлений ее работы до конца текущего года.
Очередной отказ Вашингтона от договорных обязательств является логическим следствием политики Джорджа Буша, который стремится снять все ограничения на развитие ядерного арсенала США. Что касается противодействия распространению ядерного оружия и наращиванию его запасов в других странах, то американский президент убежден, что в этой сфере более эффективными средствами являются экспортный контроль, различные запретительные акты и наложение санкций на нарушителей установленных норм.
Правда, и Москва уже неоднократно заявляла, что Договор СНВ-1 существенно устарел. Но вместе с тем Кремль подтвердил свое намерение подписать новый документ, который был бы таким же обязательным к исполнению и содержал бы механизмы контроля его выполнения двумя сторонами.
Следует отметить, что попытка модернизировать Договор СНВ-1 была предпринята еще 14 лет назад, когда президенты Соединенных Штатов и Российской Федерации 3 января 1993 года подписали новый документ о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он запрещал РФ и США иметь наземные баллистические ракеты с разделяющимися головными частями. Однако этот документ так и не вступил в силу. А после выхода Америки 14 июня 2002 года из Договора по ПРО Россия отказалась выполнять условия соглашения СНВ-2. В мае 2002 года оно было заменено Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).
Но этот документ до сих подвергается нападкам со стороны многих политиков и экспертов как за океаном, так и в России. Они утверждают, что лидеры РФ и США не исходили из намерения обеспечить разрядку международной напряженности, а просто стремились получить возможность модернизировать свои ядерные триады и снизить действующие на настоящий момент ограничения на их количество. Критики Договора СНП говорят, что теперь каждая сторона вольна в выборе такого количества стратегических ядерных боезарядов, который она считает необходимым.
Такое мнение обусловлено тем, что в соглашении 2002 года, срок действия которого истекает через пять лет, не оговорены условия постоянных взаимных проверок. Кроме того, хотя согласно положениям документа и Америка, и Россия не имеют права держать на боевом дежурстве МБР, суммарное количество ядерных боеголовок на которых превышает 1700−2200 единиц, снятые с ракет боевые блоки могут быть помещены в хранилище и позже вновь возвращены на МБР. На сегодняшний день каждая из сторон вольна в выборе любого количественного уровня стратегических ядерных боезарядов, который она считает необходимым.
США объявили, что по состоянию на 1 января 2007 года располагают 5866 ядерными боеголовками. Россия назвала цифру 4162. Однако эти данные не совсем верно отражают истинное положение дел, поскольку расчет численности ядерных боеприпасов в каждой из стран ведется по своей методике. Зарубежные эксперты считают, что Кремль крайне озабочен тем, что при отсутствии действенного инструмента контроля США, располагающие большими финансовыми возможностями, смогут существенно расширить свой атомный арсенал.
Исполнительный директор Ассоциации контроля вооружений Дерил Кимбелл в одной из бесед с журналистами заметил, что сегодня Вашингтон и Москва должны иметь не более чем по 1500 боеголовок. Однако Десуттер, которой был задан вопрос по данному поводу, ответила, что «время для этого еще не наступило».