Казалось, сама Нева не хотела отдавать укрытую в ее водах реликвию Великой Отечественной войны — советский танк БТ-5. Его планировалось поднять на знаменитом Невском пятачке в прошлую пятницу, но объявленное накануне штормовое предупреждение заставило перенести операцию на эту неделю. Благо сильный шквальный ветер не повредил плавучий кран — главное действующее лицо предстоящего подъема.
Дело в том, что прежде аналогичные находки вытаскивали с берега. Технически это было проще, но сами боевые машины в данном случае зачастую получали серьезные повреждения.
— Время не щадит металл, и любой толчок ведет к деформации, а то и приводит в негодность ту или иную часть, — рассказала Вера Позднякова, заместитель директора музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» — заказчика работ по подъему танка. — С воды шансы поднять танк, не повредив его, гораздо выше. К тому же он находится на большой глубине — 15 метров.
Надо отметить, что непосредственному подъему предшествовала серьезная подготовка, которую провели специалисты фирмы «Искатель». Она уже имеет опыт подобных работ. Сначала, используя современную аппаратуру для эхолокализационного поиска, смогли обнаружить точное местонахождение танка. Затем группа из шести водолазов под руководством подводного археолога Айвора Степанова тщательно обследовала боевую машину и прилегающее пространство. Не зря — рядом обнаружили ящик с несколькими десятками снарядов. Вызванные саперы обезвредили опасную находку. По ходу возникали и другие трудности. В частности, нужно было под водой в условиях сильного течения очистить танк от песка снаружи и изнутри.
Плавучий кран грузоподъемностью 16 тонн предоставил давний и надежный партнер музея ОАО «Невский завод». С его помощью аккуратно обвязанный тросами танк подняли со дна, а затем переместили на землю. Со стороны могло показаться, что это могучий рыбак тащит пойманную бронированную «рыбу"…
Сразу после подъема продолжилось разминирование: значительная часть боекомплекта (а он у этого танка по нормам 72 выстрела) и патронов к пулемету остались неизрасходованными.
— Теперь танк отправится на реконструкцию, — поделилась планами Вера Позднякова. — После чего займет место в экспозиции музея. Он станет четвертым: до него удалось вытащить тяжелый танк КВ-1, а также танки Т-26 и Т-38. Каждый по-своему уникален.
Не исключение и БТ-5: эта, по сути, экспериментальная модель Харьковского паровозостроительного завода, выпущена в 1934 году. Танк отличался легкостью (13 тонн) и быстроходностью. Ведь он мог двигаться как на гусеничном ходу (до 52 километров в час), так и на колесах — до 70 километров в час.
Возможно, удастся узнать имена трех членов экипажа погибшего в 1941 году танка — их в машине обнаружить не удалось. Вполне вероятно, что им удалось покинуть боевую машину, но какова дальнейшая судьба — неизвестно.
Как сообщили поисковики, по их предположениям, в акватории реки, прилегающей к Невскому пятачку, еще могут находиться танки и даже самолеты. Требуется обследование. Кроме того, в будущем сотрудники музея-диорамы планируют вместе с коллегами начать поисковые экспедиции в Ладожском озере, по которому проходила легендарная Дорога жизни. Словом, не исключено, что в ближайшем будущем удастся найти и восстановить очередные реликвии фронтовых лет.
http://www.redstar.ru/2007/06/2206/102.html