Русская линия
Красная звезда Андрей Гавриленко23.06.2007 

Выставка на борту субмарины

Работы по созданию уникальной выставки ведутся на борту тяжелого атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской». На ней будут представлены материалы из музея-заповедника «Куликово Поле», рассказывающие как о сражении на главном ратном поле России, так и о кораблях, которые носят или в прошлом носили имена героев Куликовской битвы.
Имя Великого князя Дмитрия Донского было присвоено субмарине, вошедшей в состав ВМФ в начале 80-х годов прошлого столетия, в октябре 2000 года. А самым первым кораблем «Дмитрий Донской», как смогут узнать посетители выставки, был 66-пушечный линкор, спущенный на воду в конце семнадцатого столетия. В 1771 году эстафету принял 74-пушечный линкор «Дмитрий Донской», построенный в 1807—1809 гг.
Этот корабль, вошедший в состав Черноморского флота, принимал активное участие в Русско-турецкой войне 1806−1812 гг. Поистине героическая судьба выпала и на долю крейсера 1 ранга с тем же именем. Вошедший в состав Балтийского флота в 1885 году, он принимал участие в Русско-японской войне 1904−1905 гг. «Дмитрий Донской» был последним из погибших при Цусиме русских кораблей.
Именем другого героя Куликовской битвы, Александра Пересвета, был назван 51-пушечный фрегат, спущенный на воду в 1860 году. В 1863-м этот корабль участвовал в Американской экспедиции С.С. Лисовского, предпринятой русским правительством для поддержки северных штатов в гражданской войне Севера и Юга.
В 1901 году в состав Балтийского флота вошел эскадренный броненосец 1 ранга «Пересвет». Он также принимал участие в войне с Японией. Во время сражения в Желтом море 28 июля 1904 года корабль возглавил русскую эскадру после потери управления головного броненосца «Цесаревич» и гибели командующего эскадры Тихого океана. Во время обороны Порт-Артура после полученных повреждений корабль был подорван по приказу командования. Но на этом жизнь броненосца не прекратилась. В 1905 г. он был поднят японцами и отремонтирован. В начале 1916 года русское правительство купило этот корабль у Японии за 7 млн. йен. 22 декабря 1916 г. «Пересвет», находясь в Средиземном море, подорвался на германской мине и затонул. Погибшим морякам установлен памятник на кладбище в Порт-Саиде.
Интересная судьба выпала и на долю речного катера «Пересвет», спущенного на воду в 1914 г. Во время Гражданской войны, в августе 1918 года, он был включен в состав Волжской военной флотилии как сторожевое судно и переименован в «Борца за коммуну». Сторожевик участвовал в боях под Казанью и на реке Кама в августе-ноябре 1918-го, в обороне Царицына в сентябре 1919-го. В 1920 году катер был разоружен и вернулся к мирному труду. Но в годы Великой Отечественной в качестве тральщика Т-842 он проводил боевое траление на Волге.
В 1860 году в состав Балтийского флота вошел 45-пушечный винтовой фрегат «Ослябя», названный в честь еще одного героя Куликовской битвы. Кораблю выпало участвовать наряду с фрегатом «Пересвет» в Американской экспедиции 1863 года. Впоследствии он совершил ряд учебных плаваний по Средиземному морю. Его преемник, эскадренный броненосец 1 ранга «Ослябя», вступил в строй в 1901 году и в составе 2-й тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении 15 мая 1905 года под командой капитана 1 ранга В.И. Бэра.

http://www.redstar.ru/2007/06/2306/202.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика