Русская линия
Красная звезда Василий Фатигаров,
Андрей Гавриленко
20.06.2007 

«У нас затишья не бывает»
На вопросы «Красной звезды» отвечает военный комиссар Москвы генерал-майор Анатолий Хрячков

Визитная карточка


Генерал-майор Хрячков Анатолий Иванович родился 29 января 1956 года в Воронеже. В Вооруженных Силах с 1975 года. Окончил Коломенское высшее артиллерийское училище имени Октябрьской революции
(1980 г.), Воронежский государственный университет (1986 г.), Дальневосточный государственный университет (2000 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2005 г.). Участник боевых действий на территории Афганистана и Чечни. Кандидат военных наук.

— Анатолий Иванович, первый вопрос будет таким: с какого времени ведет летоисчисление военный комиссариат Москвы?
— Военный комиссариат Москвы был создан приказом Чрезвычайного штаба Московского военного округа в марте 1918 года. После этого стали формироваться районные военкоматы (РВК). Как и в других регионах страны, основу московских военкоматов составили городские и районные дружины Красной гвардии.
Руководящими органами военкоматов выступали большие и малые коллегии. Последние, как правило, состояли из трех человек, которые были одновременно военными комиссарами. Первых военных комиссаров Москвы можно назвать поименно: Ян Яковлевич Пече, Геннадий Иванович Упоров и Оскар Михайлович Берзин…

— Тот период был непростым для нашей страны. Назревала Гражданская война. Экономика находилась в полной разрухе…
— Совершенно верно. Обстановка, в которой начали свою деятельность военные комиссариаты, была чрезвычайно сложной. Московский городской военный комиссар являлся представителем военной власти в городе, прямым начальником всех войск местного назначения, местных военных управлений, расположенных на территории Москвы.
В годы Гражданской войны и иностранной интервенции военный комиссариат города проделал большую работу по набору в Красную Армию добровольцев, изысканию призывных ресурсов, организации учета годных к военной службе контингентов, подготовке военно-обученных резервов…

— Очевидно, что важнейшим этапом в истории столичного военного комиссариата была Великая Отечественная война…
— Вместе со всем народом, Вооруженными Силами страны московские комиссариаты непосредственно участвовали в обороне столицы. Они внесли достойный вклад в обучение военному делу трудящихся, обеспечивали фронты подготовленными людскими резервами, формировали воинские части и соединения, осуществляли эвакуацию личного состава предприятий и учреждений. Решались и другие вопросы, в том числе по трудоустройству ветеранов и инвалидов войны, оказанию материальной помощи семьям военнослужащих.
А после победоносного завершения Великой Отечественной войны на Московский городской военный комиссариат легла громадная работа по своевременному приему на воинский учет демобилизованных из армии и флота, их трудовому и бытовому устройству.
В послевоенные годы деятельность комиссариата велась с учетом изменения структуры и оснащения Вооруженных Сил. Она была направлена на повышение мобилизационной готовности, совершенствование оборонно-массовой и патриотической работы, допризывной подготовки молодежи и обеспечение призыва граждан на военную службу.

— Интересно, а были ли в царской России органы, подобные военным комиссариатам?
— Наиболее близким дореволюционным прообразом современных военных комиссариатов можно считать управления уездных воинских начальников. Они были образованы в ходе военной реформы Александра II, проведенной графом Милютиным в 1862—1874 годах. Одной из важнейших задач той реформы было обеспечение резкого сокращения численности войск в мирное время и создание условий для их максимально быстрого развертывания во время войны. По сути, становление системы органов местного военного управления в те годы подготовило механизм введения на Руси всеобщей воинской повинности. До этого комплектование армии и флота осуществлялось рекрутскими депо на основании существовавшей с 1705 года рекрутской повинности. Действовали они в соответствии с изданным в 1812 году «Учреждением об управлении большою действующей армиею», а также введенным с 1834 года «Положением об устройстве запасных войск из нижних чинов, уволенных в бессрочный отпуск».
Самый крупный недостаток Русской армии в тот период заключался в несовершенстве системы ее комплектования. Постоянная ее численность в мирное и военное время не предусматривала создания военнообученного резерва, который можно было бы мобилизовать на время ведения войны. Это, к примеру, стало одной из причин поражения в Крымской войне 1853−1856 годов, которая обнажила политическую, экономическую и военную слабость России.
Созданная через некоторое время система комплектования вооруженных сил, основанная на всеобщей воинской повинности, позволяла лучше решать вопросы создания обученных резервов и быстрее доводить за счет их призыва части и соединения до штатов военного времени, развертывать новые войсковые формирования с началом войны. Вместе с тем создание обученных резервов потребовало формирования органов, которые могли бы их учитывать и направлять в войска для прохождения учебных сборов по мобилизации.
Такие органы управления губернских воинских начальников и начальников местных войск округов впервые в Российской империи были созданы в 1864 году. Тогда же появились и военные округа. В 1874 году в связи с большим объемом работы были образованы управления уездных воинских начальников. Позже, в 1881 году, управления губернских воинских начальников и начальников местных войск округов были упразднены, а вместо них сформированы управления начальников местных бригад. Вся территория Российской империи, состоявшая из 93 губерний и областей, была разбита на 21 бригадный район. Такая структура местных органов военного управления просуществовала до января 1918 года…

— Анатолий Иванович, благодаря вашему рассказу наше мысленное путешествие в прошлое получилось интересным. Но давайте перейдем в настоящее время. Какие задачи сегодня стоят перед военным комиссариатом города? Какой отпечаток на вашу работу накладывает то, что Москва — крупнейший мегаполис?
— Изменения военно-политической обстановки в мире, геостратегического, социально-экономического и демографического положения России обусловили необходимость разработки новых подходов к вопросам обеспечения национальной безопасности страны, строительства Вооруженных Сил, определения их боевой и мобилизационной готовности. Практическая реализация этих задач во многом зависит от кадровой политики, основное содержание которой — обеспечение укомплектованности Вооруженных Сил, подготовка и воспитание кадров, подбор и расстановка военнослужащих с учетом возрастающих требований к их военно-профессиональным и духовно-нравственным качествам.
В этих условиях роль военных комиссариатов, ведающих воинским учетом, учетно-призывной и мобилизационной работой, в укреплении обороны страны поистине трудно переоценить. Более того, в ходе пятнадцатилетнего реформирования Вооруженных Сил объем задач по всем направлениям, возлагаемым на военные комиссариаты, постоянно увеличивается. В связи с этим значение их в деле обороны и безопасности государства в значительной степени возрастает.
Сегодня военные комиссариаты представляют собой территориальные органы Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, в районах и городах (без районного деления). По структурной принадлежности они являются рабочим органом Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с непосредственным подчинением организационно-мобилизационному управлению штаба и командующему войсками военного округа.
Объединенные военные комиссариаты районов города Москвы имеют структуру и численность, отличающуюся от классического устройства в других субъектах. Численность населения столицы в настоящее время более 13 миллионов человек. Административно город включает 10 административных округов (с населением более, чем в некоторых субъектах Российской Федерации) и 125 районных управ. В городе насчитывается свыше 900 тысяч предприятий, организаций и учреждений, около 2.000 учебных заведений и множество правительственных объектов. Военный комиссариат Москвы — один из самых крупных военных комиссариатов в России. В его состав входят 30 объединенных военных комиссариатов районов.
Современный этап реформирования Вооруженных Сил и других министерств и ведомств предъявляет к военным комиссариатам столицы повышенные требования. Во взаимодействии с органами исполнительной власти они разрабатывают планы мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории города на военное время, организуют воинский учет, призыв граждан на военную службу, отбор кандидатов для ее прохождения по контракту, бронирование рабочих и служащих за предприятиями в интересах обороны страны и множество других задач.
Взаимодействуя с правительством Москвы, местными органами власти и их структурными подразделениями, московские военные комиссариаты оказывают посильную помощь общеобразовательным учебным заведениям, колледжам, техникумам и школам-интернатам в организации и проведении подготовки юношей по основам военной службы, овладению ими военно-учетными специальностями и занятию военно-прикладными видами спорта. Важной заботой военных комиссариатов становится все более строгий, качественный отбор юношей для военных учебных заведений страны.
Военные комиссариаты оказывают содействие в своевременном и полном предоставлении уволенным после службы в запас установленных законодательством льгот, прав и социальных гарантий. Они ведут воинский учет граждан, принимающих участие в боевых действиях в зонах вооруженных конфликтов, а также лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Объединенные военные комиссариаты районов осуществляют учет военнослужащих, утративших трудоспособность при прохождении службы по призыву, оформляют соответствующие документы, позволяющие помочь им в решении социально-бытовых вопросов. Особая сфера их деятельности — работа по военно-патриотическому воспитанию молодого поколения, профессиональной ориентации допризывной молодежи, укреплению престижа военной службы.

— Остановимся детальнее на некоторых направлениях вашей работы. Закончился весенний призыв. Приведите, пожалуйста, конкретные статистические данные о призывниках — состоянии их здоровья, семейном положении, образовании… Как эти показатели меняются за последнее время?
— Из числа подлежащих направлению в войска не имели ограничений по состоянию здоровья 44 процента юношей. Почти каждый пятый перед призывом на военную службу работал. За последнее время вырос уровень образования, практически не осталось неграмотных юношей. Растет количество граждан, призванных на военную службу с высшим профессиональным образованием, а количество призывников с начальным образованием сокращается. Сокращается и количество молодых людей, воспитываемых до военной службы в неполных семьях и без родителей. Остальные показатели во времени меняются весьма незначительно.

— Как вы пропагандируете военную службу? С какими организациями в этом направлении взаимодействуете?
— В соответствии с программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, и Комплексной целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007 — 2009 гг.» пропаганда и популяризация военной службы в рядах Российской армии организуется и проводится офицерским составом и служащими военных комиссариатов города. Она начинается с изучения основ военной службы во всех средних учебных заведениях, кадетских корпусах, учебных пунктах и особенно активизируется в период сборовых мероприятий на базе воинских частей, где наглядно показываются жизнь, быт, ход боевой подготовки воинских частей.
Во всех военных комиссариатах районов размещена наглядная агитация по вопросам поступления кандидатов в военно-учебные заведения, подготовки допризывной молодежи к военной службе и подготовки специалистов по военно-учетным специальностям.
Офицеры объединенных военных комиссариатов районов при первоначальной постановке граждан на воинский учет беседуют с учащимися 10−11-х классов с целью их профориентации.
Решением военных комиссаров районов за каждым учебным заведением закреплены кадровые офицеры, прапорщики и офицеры запаса, отвечающие за военно-патриотическое и гражданское воспитание молодежи, участвующие в проведении школьных уроков мужества.
Ежемесячно военные комиссары районов выступают на кабельных телевизионных каналах административных округов, регулярно публикуют те или иные материалы в печатных средствах массовой информации.
В рамках форума «Готов к труду и обороне» проводятся ежегодные осенние и зимние спартакиады учащихся по военно-прикладным видам спорта и военной подготовке в районах, административных округах с охватом более 5 тыс. человек допризывной молодежи. Финал же конкурса Москвы приурочивается, как правило, к Дню Победы.
Круглогодично в кадетских школах проводятся полевые практические занятия, сборы младших командиров, воспитанников, поступающих в 5-е классы, летние и зимние спартакиады.
В воинских частях проводятся дни открытых дверей. За последнее время они были проведены в Музее бронетанковых войск, в Военной академии РВСН, Московском суворовском военном училище, Пограничном институте ФСБ РФ, Военной академии им. Жуковского.
Недавно на базе 27-й отдельной мотострелковой бригады в подмосковном поселке Мосрентген под руководством и во взаимодействии со штабом Московского военного округа, правительством Москвы был организован День призывника. На него были приглашены 500 призывников с родителями.

— А как строите работу с военными пенсионерами?
— На учете в военном комиссариате города Москвы состоят 109 тысяч пенсионеров Министерства обороны, из них 11 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 8 тысяч ветеранов боевых действий, 4 тысячи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 72 тысячи ветеранов военной службы.
Конечно, каждому из них мы стараемся помочь, однако проблемных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, требующих законодательного регулирования, еще очень много.
Это, во-первых, низкие размеры военных пенсий, что особенно отчетливо видно в Москве, где денежные доходы населения традиционно выше, чем в целом по стране. Кроме того, отсутствие единой правовой позиции в различных субъектах Федерации по проблемам перерасчета пенсий за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года с учетом окладов по воинским должностям, увеличенных на 25 процентов. Это не было сделано своевременно и теперь побуждает ветеранов обращаться в судебные органы, поскольку нормативных документов, регламентирующих решение данного вопроса, не имеется.
Тут и отсутствие правового механизма определения месячной стоимости продовольственного пайка, которая должна учитываться при исчислении размера пенсии.
Многие пенсионеры после увольнения со службы продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые вносы по обязательному пенсионному страхованию, однако эти денежные средства в виде страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости к ним не возвращаются.
В 2006 году Конституционный суд обязал законодательные органы обеспечить введение соответствующего правового регулирования данного вопроса не позднее 1 января 2007 года, но и сегодня проблема не решена.
Военный комиссариат города Москвы получает большое количество обращений военных пенсионеров (до 1000 в месяц) по самым разным вопросам. Те из них, которые находятся в непосредственной компетенции военного комиссариата, безусловно, решаются и будут решаться. Однако наиболее проблемные из них, перечисленные выше, требуют законодательного регулирования и не могут быть удовлетворены решением военного комиссара. Для этого необходим государственный правовой механизм, который в настоящее время, к сожалению, отсутствует.
Так что работы, некоторые направления которой мы затронули в сегодняшнем разговоре, немало. В военкоматах затишья не бывает.

http://www.redstar.ru/2007/06/2006/204.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика