Проблема противоракетной обороны и возможности совместного использования Россией и США Габалинской РЛС, которую наша страна арендует у Азербайджана, стала главной темой переговоров министра обороны РФ Анатолия Сердюкова с его американским коллегой Робертом Гейтсом и верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой, которые прошли в пятницу в Брюсселе. А накануне она была в центре внимания состоявшего там же заседания Совета Россия — НАТО на уровне министров обороны. Выступая на нем, Анатолий Сердюков, который впервые участвовал в этом форуме, заявил, что российская сторона неоднократно и на различных уровнях высказывала озабоченность в связи с планами по развертыванию в Европе третьего позиционного района противоракетной обороны США и возможной интеграции с программами по созданию ПРО в Европе. «Такие решения мы расцениваем как шаги, направленные на подрыв существующей системы безопасности, создание новых разграничительных линий на европейском континенте», — подчеркнул, как сообщает ИТАР-ТАСС, министр обороны России. Позиционный район ПРО США, создаваемый для борьбы с несуществующими иранскими ракетами, заметил он, способен оказывать негативное влияние на реально существующий российский потенциал сдерживания.
В то же время Анатолий Сердюков высоко оценил взаимодействие России и стран НАТО на пути создания противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД). При этом он отметил, что выработаны совместные концепции сотрудничества и применения сил. Отработаны вопросы организации взаимодействия командных структур группировок в ходе совместных командно-штабных учений. Проведена серьезная работа по исследованию с помощью компьютерного моделирования совместимости российских и натовских систем ПРО ТВД. Была подтверждена совместимость российских и натовских систем, которая позволяет существенно повысить эффективность противоракетной обороны.
Однако, по словам министра обороны России, дальнейшее сотрудничество в этой области значительно усложнилось из-за реализации США планов по развертыванию в Европе третьего позиционного района ПРО США и возможной интеграции с программами по созданию ПРО в Европе. Наша страна готова продолжать взаимодействие в рамках ПРО театра военных действий с НАТО в формате, который согласован в программе работы Совета Россия — НАТО на 2007 год. Но такое сотрудничество возможно до тех пор, пока оно не начнет трансформироваться в создание системы, направленной против России.
К сожалению, российские аргументы относительно негативных последствий размещения элементов стратегической противоракетной обороны США в Европе нашими партнерами, как сказал Анатолий Сердюков, игнорируются. В очередной раз это подтвердило заседание Североатлантического совета, состоявшееся в первой половине дня в четверг. Комментируя его решения, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что ни один из 26 министров обороны стран — членов альянса не выступил с критикой американского проекта. Генсек также признал, что в результате реализации этого проекта южные государства альянса, включая Турцию, Грецию, Болгарию и восточную часть Румынии, останутся не прикрыты от ракетной угрозы. Их защиту должна будет обеспечить вспомогательная тактическая противоракетная система, которая будет создаваться силами НАТО, решение о строительстве которой должно быть принято на саммите альянса в Бухаресте в апреле 2008 года.
В свою очередь министр обороны США Роберт Гейтс на пресс-конференции по итогам заседания Совета Россия — НАТО сказал, что Америка не откажется от создания системы противоракетной обороны в Европе. Российское же предложение о совместном использовании радиолокационной станции в Азербайджане Вашингтон рассматривает исключительно как дополнительный ресурс для европейской системы ПРО.
Размещение в Европе американской ПРО и реализация плана США по развертыванию существенных боевых сил с тяжелыми вооружением и техникой в Болгарии и Румынии ставят под сомнение серьезность политических обязательств и заверения наших партнеров, начиная с обещаний, данных еще в период объединения Германии, и заканчивая положениями Основополагающего акта Россия — НАТО и документов, принятых в его развитие. Подчеркивая это, Анатолий Сердюков обратил внимание участников заседания на складывающуюся ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). По его словам, договор сегодня превратился в инструмент не созидания безопасной стабильной Европы, а воспроизводства блоковых подходов к европейским делам. «Мы считаем, что все обязательства по ДОВСЕ, принятые в Стамбуле, нами выполнены и перевыполнены. Однако наши партнеры ответных позитивных шагов не сделали», — сказал российский министр. В такой ситуации Россия просто вынуждена принимать меры правового характера: сначала по приостановке своих обязательств по Договору, а если и это не сдвинет процесс ратификации с мертвой точки, то и по полному отказу от них. Кстати, в эти дни в Вене за закрытыми дверями проходила чрезвычайная конференция государств — участников ДОВСЕ. Она была созвана по инициативе России, которая предложила своего рода «дорожную карту», где вехами отмечены ключевые шаги на пути к выходу из создавшейся кризисной ситуации.
Говоря о российско-натовском сотрудничестве, Анатолий Сердюков заявил, что в ближайших перспективах сохранит свое приоритетное значение наше взаимодействие в области повышения уровня оперативной совместимости войск (сил). Основная цель здесь — создание таких условий, когда при наличии разных стандартов достигается возможность эффективных совместных действий. При этом речь не идет о полном соответствии войск одной из сторон требованиям, принятым другой.
Особое значение в России придают подготовке и проведению в 2010 году комплексного учения по проведению операций кризисного реагирования на территории одной из стран Североатлантического альянса. В 2007 году уже состоялась конференция по планированию этих учений. «В 2009 году примем участие в командно-штабном учении», — сказал министр. По его словам, российско-натовское сотрудничество успешно развивается и в области поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок. «В следующем году мы планируем направить силы и средства российского Военно-морского флота в район западного побережья Норвегии для участия в очередном военно-морском учении по этой проблематике «Болт монарх-2008», — отметил Анатолий Сердюков. Он также сообщил, что в период с 3 по 24 сентября 2007 года российский сторожевой корабль «Ладный» присоединится к корабельной группировке альянса и будет задействован в операции НАТО «Активные усилия» в восточном Средиземноморье.
Россия готова также начать обсуждение вопросов, связанных с транзитом в Афганистан воинских грузов в формате ОДКБ — НАТО. «Что касается вопросов использования территорий и воздушного пространства России для переброски войск (сил) и грузов в Афганистан, то мы подтверждаем свою заинтересованность в развитии взаимодействия на двусторонней основе, как в случаях с Германией и Францией», — сказал Анатолий Сердюков. «Кроме этого, — добавил он, — можно было бы начать обсуждение вопросов транзита в Афганистан в формате ОДКБ — НАТО». По словам министра, это позволило бы выйти на возможное заключение соответствующего нормативного правового документа, регламентирующего транзит воинских грузов через территорию государств — членов ОДКБ.
Горизонты российско-натовского сотрудничества, особо отметил Анатолий Сердюков, выступая на заседании Совета Россия — НАТО, могут быть расширены при одном условии: если эволюция альянса перестанет мотивироваться проектами из политического прошлого. Однако анализ результатов последних четырех саммитов НАТО создает ощущение определенного «менторства» в отношении России, как, впрочем, и других партнеров по альянсу в контексте проводимой им политики в области безопасности. В итоговых документах встреч на высшем уровне руководителей стран
НАТО содержатся различного рода «призывы», «напоминания», «рекомендации», способствующие, по мнению авторов, укреплению системы безопасности. Одновременно с этим со стороны НАТО какая-либо ответственность за свою деятельность просматривается крайне слабо, за исключением всем известной пятой статьи Вашингтонского договора. «На мой взгляд, такой подход, а также неадекватный учет российских интересов объективно сужают поле нашего взаимодействия», — подчеркнул министр обороны России.
http://www.redstar.ru/2007/06/1606/301.html